Применения мягкой мануальной техники (RESET) для расслабления жевательных мышц и улучшения работы височно-нижнечелюстного сустава у пациента с псевдобульбарной дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.10.2023

Статья просмотрена: 1013 раз

Библиографическое описание:

Лемешко, А. Е. Применения мягкой мануальной техники (RESET) для расслабления жевательных мышц и улучшения работы височно-нижнечелюстного сустава у пациента с псевдобульбарной дизартрией / А. Е. Лемешко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 307-308. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106767/ (дата обращения: 08.05.2024).



Рассматривается случай применения мягкой мануальной техники (RESET) для расслабления жевательных мышц и улучшения работы височно-нижнечелюстного сустава у пациента с псевдобульбарной дизартрией, возникшей после черепно-мозговой травмы, с целью подготовки данного пациента к масштабному лечению и протезированию зубов.

Ключевые слова: псевдобульбарная дизартрия, реабилитация при патологии височно-нижнечелюстного сустава, RESET.

Введение. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, преимущественно проявляющееся в расстройстве артикуляции, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (параличом или парезом речевой мускулатуры).

Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

Псевдобульбарная форма дизартрии по этиопатогенетической классификации Маргулиса М. С. обусловлена параличом (парезом) речевых мышц, иннервируемых проводящими путями, которые идут (с перекрестом) из коры мозга и соединяют ее с ядрами черепных нервов, находящимися в продолговатом мозге [1].

Симптомы псевдобульбарной дизартрии, как правило, развиваются при наличии двусторонних параличей или парезов [1]. Механизм нарушения: двусторонние центральные парезы и параличи мышц языка, мягкого неба, гортани. В результате возникает ограничение объёма активных движений мышц мягкого нёба, глотки, гортани, языка, что проявляется нарушением фонации, артикуляции. Характерно выпадение произвольных движений (диспраксия), при этом ряд непроизвольных движений остаётся сохранным. Параличи всегда двусторонние, однако возможно их значительное преобладание с одной стороны [3].

Цель исследования. Изучение влияния техники RESET на улучшение функционирования височно-нижнечелюстного сустава у пациента со спастико-паретической дизартрией.

Техника RESET использовалась в работе с пациентом, перенесшем черепно-мозговую травму и имеющим псевдобульбарную дизартрию и нарушение функционирования височно-нижнечелюстного сустава, с целью расслабления жевательных мышц, улучшения подвижности височно-нижнечелюстного сустава для дальнейшего лечения и протезирования зубов.

Методы

С пациентом проводились индивидуальные логопедические занятия на базе отделения медицинской помощи на дому ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ».

В начале курса занятий у пациента наблюдались следующие клинические проявления: выраженная паретичность жевательных мышц (особенно правой половины лица), трудности пережевывания пищи и артикуляции, дистония мышц языка (повышенный тонус корня и спинки, пониженный кончика). Вследствие перечисленных симптомов пациенту было сложно открывать и закрывать рот, а также длительно удерживать рот в открытом положении. Помимо этого пациента беспокоили хруст и болевые ощущения в височно-нижнечелюстном суставе при открывании рта.

В речевом статусе у пациента отмечалась псевдобульбарная дизартрия грубой степени выраженности, что делало речь малопонятной для окружающих.

Помимо стандартных методов логопедической коррекции (логопедический массаж, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика и т. д.), с пациентом 1 раз в неделю проводились занятия в технике RESET.

Методика R. E. S.E.T. (РЕЗЕТ) расшифровывается как Rafferty Energy System of Easing Temporomandibular joint, что в переводе на русский означает «Система энергетической коррекции височно-нижнечелюстного сустава Филиппа Рафферти». [2].

Автором методики по балансировки височно-нижнечелюстного сустава является австралийский кинезиолог Филипп Рафферти [2]. Методика была разработана в начале 90-х годов ХХ века.

Признано, что занятия по методу RESET дают сильный и долговременный эффект, позволяющий восстановить работу сустава и улучшить общее самочувствие пациентов. [2].

Специалист легко прикасается к определенным точкам на уровне височно-нижнечелюстного сустава. Каждое движение прикосновения происходит в строгой последовательности. Работа над одной позицией происходит 1- 2–3 минуты. [2].

До сеанса и после сеанса необходимо выпить небольшое количество чистой воды.

Длительность процедуры — 45–50 минут, рекомендуется курс из 6–10 сеансов кратностью 1 раз в неделю.

С пациентом было проведено 6 занятий в рамках курса логопедической реабилитации. В результате курса пациент был выписан с улучшением речевой функции. Помимо улучшения подвижности мышц речевого и жевательного аппаратов, углубления речевого вдоха и удлинения речевого выдоха, совершенствования звукопроизношения, у пациента наблюдалась положительная динамика в виде снижения болевых ощущений в области височно-нижнечелюстного сустава при открывании рта, длительного удержания рта в открытом положении.

Спустя месяц пациент начал лечение и протезирование зубов. В общей сложности было вылечено и подверглось протезированию 15 зубов. Пациент во время стоматологических манипуляций мог длительно держать рот в открытом положении.

Выводы.

В результате комплексной логопедической работы с применением техники RESET, дополняющей использование стандартных логопедических методов, удалось значительно улучшить функцию височно-нижнечелюстного сустава и подготовить пациента к масштабному стоматологическому лечению и протезированию.

Литература:

  1. Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии»: учебник для студентов и вузов/ Т. Г. Визель. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 201 с.
  2. РЕЗЕТ1 «Базовый учебник»
  3. https://arkhipovaef.ru/ Лекция1
Основные термины (генерируются автоматически): RESET, височно-нижнечелюстной сустав, пациент, псевдобульбарная дизартрия, открытое положение, протезирование зубов, мягкое небо, открывание рта, произносительная сторона речи, черепно-мозговая травма.


Ключевые слова

псевдобульбарная дизартрия, реабилитация при патологии височно-нижнечелюстного сустава, RESET

Похожие статьи

Логопедическое обследование взрослых пациентов с дизартрией

мягкое небо, движение, пациент, сторона, задняя стенка глотки, лицевая мускулатура, мышечный тонус, небная занавеска, произносительная сторона речи, слизистая оболочка.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Афазия — это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Методика комплексного медицинского массажа для лечения...

Патологии височно-нижнечелюстного сустава занимает особое место среди заболеваний челюстно-лицевой области.

Общий классический массаж лица, включая массаж мест выхода черепно-мозговых нервов, массаж ВНЧС не должен проводиться более 18 минут.

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

В исследовании Водолацкого В. М. и Соломатиной Г. Н. отмечается, что наиболее часто у детей встречается неправильное положение 1 зуба, т. е. поворот зуба вокруг своей оси, наклон зуба в стороны, низкое или высокое расположение зуба, отсутствие зуба.

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы.

Нарушение речевой функции как последствие инсульта

‒ при широко открытом рте вытягивать вперед узкий язык, затем расспластать язык на нижней губе и расслабить, затем поднять язык в виде чашечки. ‒ при широко открытом рте медленно облизывать зубы снаружи и изнутри сначала верхние, затем нижние зубы.

Лемешко Анастасия Евгеньевна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Лемешко, А. Е. Применения мягкой мануальной техники (RESET) для расслабления жевательных мышц и улучшения работы височно-нижнечелюстного сустава у пациента с псевдобульбарной дизартрией / А. Е. Лемешко.

Особенности формирования орального и артикуляционного...

При формировании речи играют роль два вида праксиса: оральный и артикуляционный. У детей с легкой степенью дизартрии существуют особенности их формирования в онтогенезе. При коррекционной работе с детьми, имеющими легкую степень дизартрии важно учитывать и...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве [7]. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии.

Похожие статьи

Логопедическое обследование взрослых пациентов с дизартрией

мягкое небо, движение, пациент, сторона, задняя стенка глотки, лицевая мускулатура, мышечный тонус, небная занавеска, произносительная сторона речи, слизистая оболочка.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Афазия — это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Методика комплексного медицинского массажа для лечения...

Патологии височно-нижнечелюстного сустава занимает особое место среди заболеваний челюстно-лицевой области.

Общий классический массаж лица, включая массаж мест выхода черепно-мозговых нервов, массаж ВНЧС не должен проводиться более 18 минут.

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

В исследовании Водолацкого В. М. и Соломатиной Г. Н. отмечается, что наиболее часто у детей встречается неправильное положение 1 зуба, т. е. поворот зуба вокруг своей оси, наклон зуба в стороны, низкое или высокое расположение зуба, отсутствие зуба.

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными...

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы.

Нарушение речевой функции как последствие инсульта

‒ при широко открытом рте вытягивать вперед узкий язык, затем расспластать язык на нижней губе и расслабить, затем поднять язык в виде чашечки. ‒ при широко открытом рте медленно облизывать зубы снаружи и изнутри сначала верхние, затем нижние зубы.

Лемешко Анастасия Евгеньевна — Информация об авторе

Библиографическое описание: Лемешко, А. Е. Применения мягкой мануальной техники (RESET) для расслабления жевательных мышц и улучшения работы височно-нижнечелюстного сустава у пациента с псевдобульбарной дизартрией / А. Е. Лемешко.

Особенности формирования орального и артикуляционного...

При формировании речи играют роль два вида праксиса: оральный и артикуляционный. У детей с легкой степенью дизартрии существуют особенности их формирования в онтогенезе. При коррекционной работе с детьми, имеющими легкую степень дизартрии важно учитывать и...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве [7]. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии.

Задать вопрос