Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.10.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Лагутина, М. Н. Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе / М. Н. Лагутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106761/ (дата обращения: 04.05.2024).



Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса продолжительностью рабочего дня, ответственностью, коллективом, поэтому начинающему сотруднику в первые месяцы на работе непросто. В статье рассматривается модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе.

Ключевые слова : учитель, школа, опыт, наставничество, коллеги, руководство, развитие, инновации.

Современный мир меняется с огромной скоростью: что вчера было в моде, сегодня уже отходит на второй план. Это касается и образовательных учреждений, всех ее участников, так как учителям и родителям приходится общаться с детьми, которые постоянно тянутся ко всему новому, эффектному, топовому (как говорится у них). Учебный процесс также должен отвечать новым веяниям. Еще вчера учителя писали конспекты, все объясняли на доске, а ученики искали материал в книгах, взятых в библиотеках. Сейчас же — это проекторы, презентации, материал из глобальной сети, электронный дневник и прочее. Современному педагогу также необходимо приобщатся к инновациям, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность качественно и в тоже время не отставать от прогресса. Особенно непросто приходится молодым учителям.

Кощукова А. А. в своем труде приводит особое состояние, которое выявили психологи у начинающих преподавателей — «потрясение, вызванное реальностью». Во-первых, молодой учитель начинает понимать, что теория и практика — это разные вещи и реальный опыт играет огромную роль в преподавании, а у молодого педагога его нет. Во-вторых, рушатся некоторые амбиции, которые присутствовали у будущего педагога при освоении им учебного курса в колледже или вузе. Это оказывает огромное влияние на карьеру. Кощукова А. А. отмечает, что первый год для преподавателя самый важный, поскольку за это время он понимает: правильно ли он выбрал свое призвание или нет. Данный период может разрушить все профессиональные планы на будущее или наоборот, придать сил и энергии [1].

Сложности педагогической деятельности начинающего специалиста:

  1. Минимум практических навыков. У вчерашнего студента педагогического образовательного учреждения нет опыта работы с классом и с соответствующими бумагами.
  2. Коммуникация с коллегами и руководством. В первое время педагогу без стажа сложно найти общий язык со своими начальниками и иными учителями, поскольку в среде преподавателей в основном все разговоры про работу, редко об иных сферах деятельности, поскольку на контакты времени особо нет (на уроках педагоги заняты классом, а перемены маленькие).

Перечисленные проблемы очень важны. Если вчерашнего студента не особо принимают опытные учителя, то такому специалисту будет очень сложно выстраивать свою карьеру: нужно преобразовывать свои теоретические знания в практические, а помогать особо никто не желает. Это очень сложно, так как в каждой школе своя специфика и это должны объяснять молодому учителю педагоги данного заведения и руководство. Итак, основу успешной профессиональной деятельности начинающего педагога составляют взаимоотношения с коллегами. Не менее важны знания, полученные ранее и интерес к своему делу. Хачароева А. Х. и Бехоева Х. К. выделяют еще один не менее важный аспект построения успешной карьеры вчерашнего студента педагогического ВУЗа или колледжа: контакт с руководством заведения и политику администрации школы [2]. То есть они делают акцент именно на начальстве, поскольку успех организации и условия труда зависят, прежде всего, от вышестоящих лиц. Для молодого педагога будет стимулом работать в престижной школе в комфортной обстановке.

Нужно сказать несколько слов про наставничество. Именно в этой ситуации неопытному специалисту будет проще наладить контакт с иными преподавателями и начальниками, а также быстрее получить все необходимые практические профессиональные умения.

По мнению Шариной Д. А. будущий педагог должен всегда думать и совершенствоваться [4]. Эта точка зрения имеет место быть, поскольку в начале статьи было сказано, что образовательный процесс давно ушел от бумажных носителей информации и обозначения данных мелом на доске. На смену этому пришли интерактивные доски, презентации, электронные библиотеки. Соответственно и педагог обязан осваивать эти новаторства. Это касается не только аппаратной части, но и учебных программ, проектов и прочего. В этом плане также ежегодно происходят изменения. При всем этом нужно неукоснительно придерживаться правил ФГОС.

Развитие и саморазвитие учитель должен осуществлять постоянно. Во-первых, таким способом можно найти общие нити общения с товарищами по совместному делу. Во-вторых, педагог — это пример для учеников. Наверное, у каждого был свой любимый учитель. Охотно ли его слушали на занятиях? Ответ очевиден. Если молодой преподаватель понравится базовой части класса, то в успехе его профессиональной деятельности сомневаться не придется. В основном это должно касаться учебного процесса, а не личных интересов (увлечения, гаджеты, хобби и иное). Помочь в этом может следующее:

  1. Методические объединения. Это отличный способ помощи начинающему учителю. В таких коллективах обсуждают инновационные преподавательские техники, консультируют друг друга по рабочим вопросам, обсуждают успехи внедрения программ в образовательный процесс и прочее.
  2. Курсы повышения квалификации. Данное подходит больше опытным сотрудникам, однако и новички проходят такие курсы, чтобы получить знания, которые им не дали в вузе или колледже. Это хорошая платформа для профессионального роста [3].
  3. Педагогическое сопровождение. Как уже было отмечено выше, наставничество (шефство) важно для начинающего педагога. К тому же наставник может служить примером для неопытного специалиста, ведь многие вспоминают своих непосредственных руководителей на работе (их методы, инструменты, фразы).
  4. Аттестация педагогических работников. Начинающий учитель, прошедший данную процедуру, приобретает уверенность в своих силах и знаниях. Он получает оценку, которая служит стимулом для дальнейшего выстраивания профессиональной деятельности. Эта процедура реализуется согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Получается, молодому педагогу следует знать, что существует множество инструментов для профессионального роста, развития и саморазвития. Важно не ошибиться с выбором, не перегружать себя, не забывая экспериментировать и применять полученную информацию на практике.

Начинающему школьному учителю необходимо помнить, что сейчас «учителя-информатор» постепенно трансформируется в «учителя-фасилитатора». Данной позиции придерживается Чурилова В. А. [3]. Это нужно учитывать, так как многие ученые отмечают духовное обнищание современного мира из-за гаджетов. На самом деле люди стали меньше жить реальностью, а больше виртуальностью, поэтому педагогу нужно налаживать контакты не только с коллективом школы, но и с классом, а также помогать детям, налаживать отношения между собой, с учителями и иными взрослыми людьми. Это сможет сделать специалист, у которого сложились отношения с коллегами. То есть произошел возврат к трудности, обозначенной в начале данной работы.

Успешная педагогическая деятельность молодого педагога зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от созданных в образовательной организации условий труда. Взаимодействие с коллективом и методическое сопровождение, меры поддержки и стимулирования его инициативности являются важными факторами сохранения выпускника педагогического вуза в профессии. Именно поэтому во многих странах Западной Европы, в США и Японии создаются специализированные школы молодого педагога. России также стоит присмотреться к такой перспективе.

Большинство исследователей подчеркивают необходимость совершенствования существующей системы подготовки педагогических кадров, пересмотра содержания, форм и методов сопровождения молодых специалистов на основе современных достижений в области использования информационно-коммуникационных технологий. Без специальной системы сопровождения молодых специалистов невозможна реализация их личностного и педагогического потенциала. Современный подход к методическому сопровождению начинающих педагогов заключается в отходе от формального подхода к усвоению молодым специалистом новых идей и знаний об инновационных технологиях в пользу изменения отношения к ним, достижения глубокого понимания взаимосвязанных педагогических процессов и закономерностей, а также осознанное освоение новых приемов, методов и форм педагогической деятельности.

Таким образом, модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе должны выстраивать в первую очередь молодые педагоги, а остальные (коллеги, руководство) должны способствовать этому. Ведь только от вчерашнего выпускника зависит будущее его карьеры. Основа данной модели: постоянное развитие и саморазвитие начинающего преподавателя, как в профессиональном, так в личном плане, а также помощь со стороны коллег и руководства школы.

Литература:

  1. Кощукова, А. А. Управление процессом профессионального становления начинающего учителя // В сборнике: проблемы интеграции в современном образовании. Международная научно-практическая конференция. 2020. С. 31–36.
  2. Хачароева А. Х., Бехоева Х. К. Профессиональная адаптация молодого педагога // В сборнике: шаг в науку. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. Махачкала, 2020. С. 529–532.
  3. Чурилова, В. А. Организационно-управленческие условия профессионального становления начинающего учителя в современной школе // В сборнике: актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 99–100.
  4. Шарина, Д. А., Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований профессионального стандарта педагога // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой педагог, начинающий учитель, вчерашний студент, профессиональная деятельность, учебный процесс, учитель, будущий педагог, молодой учитель, неопытный специалист, образовательный процесс.


Похожие статьи

Наставничество как одна из эффективных форм...

Эффективной формой профессионального роста педагогов ДОУ является наставничество, которое применяется в дошкольном образовательном учреждении и способствует становлению молодого специалиста.

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Профессиональная адаптация педагога — это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения — взаимодействия с коллегами, администрацией, учениками и их родителями.

Профессиональный стандарт педагога — 2013 и система...

Создание такой образовательной среды предусматривает изменение в целеполагании педагогического процесса, деятельности преподавателя, студента, содержании предметных областей, а также изменение отношений «преподаватель-студент».

Управление процессом профессионального становления...

Рис. 2. График распределения уровней профессионального становления. В результате исследования были получены следующие данные: испытуемых с низким уровнем профессионального становления начинающих учителей в обеих группах не выявлено.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

учитель, молодой педагог, молодой учитель, педагог, профессия, адаптивный период, высшее учебное учреждение, заработная плата, личная жизнь, молодой специалист.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой специалист, коллектив, наставник, образовательный процесс, педагогический коллектив, период адаптации, профессиональное отношение.

К вопросу о формировании предметной компетенции...

Следовательно, в процессе образования педагог является носителем содержания образования и воспитания, организует учебный процесс, передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым педагогом могут собрать портфолио начинающего специалиста.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Термин тьюторство отражает процесс воспитания, и заимствован из английского языка, что в переводе означает воспитатель, учитель. Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов.

Похожие статьи

Наставничество как одна из эффективных форм...

Эффективной формой профессионального роста педагогов ДОУ является наставничество, которое применяется в дошкольном образовательном учреждении и способствует становлению молодого специалиста.

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Профессиональная адаптация педагога — это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения — взаимодействия с коллегами, администрацией, учениками и их родителями.

Профессиональный стандарт педагога — 2013 и система...

Создание такой образовательной среды предусматривает изменение в целеполагании педагогического процесса, деятельности преподавателя, студента, содержании предметных областей, а также изменение отношений «преподаватель-студент».

Управление процессом профессионального становления...

Рис. 2. График распределения уровней профессионального становления. В результате исследования были получены следующие данные: испытуемых с низким уровнем профессионального становления начинающих учителей в обеих группах не выявлено.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

учитель, молодой педагог, молодой учитель, педагог, профессия, адаптивный период, высшее учебное учреждение, заработная плата, личная жизнь, молодой специалист.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой специалист, коллектив, наставник, образовательный процесс, педагогический коллектив, период адаптации, профессиональное отношение.

К вопросу о формировании предметной компетенции...

Следовательно, в процессе образования педагог является носителем содержания образования и воспитания, организует учебный процесс, передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся.

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым педагогом могут собрать портфолио начинающего специалиста.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Термин тьюторство отражает процесс воспитания, и заимствован из английского языка, что в переводе означает воспитатель, учитель. Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов.

Задать вопрос