Стресс: способы борьбы с тревожностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Малярчук, А. Я. Стресс: способы борьбы с тревожностью / А. Я. Малярчук, Д. А. Дашковский, А. А. Прудников, А. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106343/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье обозначается важность знания методик борьбы со стрессом и приводятся наиболее эффективные по данным различных исследователей.

Ключевые слова: стресс, тревожность, борьба со стрессом

Введение. Любой студент испытывает стресс. В большей степени психологический, однако, отсутствие грамотно разработанного режима труда и отдыха, неправильное питание, недосып, возможная смена климата в случае поступления в ВУЗ вдали от дома — все эти факторы оказывают отрицательное влияния и на физическое состояние человека.

Данные, приведенные в статье «Физическая нагрузка как средство борьбы с апатией и тревожность у студентов», гласят, что состояние тревожности настигает более 75 % студентов, состояние апатии (симптомы: нежелание что-либо делать, отсутствие интереса к жизни, целей и планов) — 57 %. Стресс перед экзаменами присутствует почти у 90 % студентов. При этом 36 % опрошенных даже после завершения сессии продолжают испытывать состояние тревоги [5].

Клиническими проявлениями тревожного расстройства являются:

— быстрая утомляемость;

— бессонница;

— периодически возникающее чувство волнения, напряжения;

— плохая концентрация;

— поверхностный неглубокий сон;

— безосновательный страх за свою жизнь и жизнь близких людей [6].

Таким образом, знания о базовых методиках борьбы со стрессом необходимы каждому студенту. В особенности для того, чтобы не допустить развития симптоматики тревожного расстройства.

Цель исследования: на основе анализа литературы разработать комплекс методик борьбы со стрессом и профилактики развития тревожных расстройств у студентов.

Задачи:

  1. Анализ имеющихся в литературе данных о борьбе со стрессом, выявление наиболее эффективных.
  2. Разработка комплексных мер профилактики стресса у студентов.

Материалы и методы: в качестве материала для исследования была проанализирована литература по основам профилактики стресса и борьбы с ним.

Результаты исследования:

В обществе стрессом принято называть только психологическое напряжение. Однако, если взглянуть на это понятие с медицинской точки зрения, то мы обнаруживаем, что стресс на самом деле — это любое напряжение систем организма, которое первоначально направлено на повышение его устойчивости. Проблема возникает, если повреждающий фактор действует слишком долго и происходит истощение ресурсов и срыв адаптации; как следствие, нарушение деятельности систем организма.

Суть механизма стрессовой реакции — это включение симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем, которые и обеспечивает выделение гормонов стресса. Главным образом, адреналина и кортизола. Адреналин оказывает стимулирующее действие на ЦНС, что проявляется повышением уровня бодрствования, психической и физической активности, ощущением беспокойства. Длительное нахождение в таком состоянии может привести к развитию тревожного расстройства.

  1. Физическая нагрузка

Полезный расход медиатора адреналина обеспечивает физическая активность. Множество исследований подтвердили положительное влияние занятий спортом на психологическое здоровье. Так, Кицул М. В. описывает эксперимент, в котором испытуемые в течение десяти недель занимались физической активностью по два часа в день. По результатам исследования у испытуемых произошло понижение признаков чрезмерной утомляемости, беспокойства и стресса, эмоциональный фон улучшился [3].

В случае правильного распределение по интенсивности и длительности физических упражнений способны приводить к повышенной умственной активности и снижению эмоционального напряжения, поскольку в процессе занятий физкультурой в нейронах вырабатывается эндорфин. Выработка этого нейромедиатора увеличивается в ответ на стресс (чем и является физическая активность для организма), — как защитная реакция с целью обеспечения физиологического выхода из стресса, то есть без срыва адаптации и без формирования постстрессорных нарушений и заболеваний. Эндорфины являются также гормонами антиноцицептивной системы и, следовательно, способны снижать болевые ощущения.

Бранке и Морган на основе своего исследования сделали вывод, что систематичное выполнение физических нагрузок снижает показатели тревожности и предупреждают хронизацию данного состояния [7].

Исследователи Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд утверждают, что после физических упражнений наступает мышечная и нервная релаксация организма, что оказывает лечебный эффект при психоэмоциональном напряжении [6].

Безусловно все эти положительные эффекты возможны лишь в том случае, если человек занимается тем видом физической активности, который ему по душе; при этом необходимо соблюдать систематичность тренировок.

  1. Аутогенная тренировка по методике И.Шульца.

В статье «Исследование эффективности методов борьбы с повышенным уровнем тревожности и низкой самооценкой, как способов предотвращения развития тревожных расстройств» приведены данные о том, что данная методика позволила не только существенно снизить уровень тревожности у участников эксперимента, но и также положительно повлияла на самооценку испытуемых.

Алгоритм действий:

  1. Принять удобное положение, позволяющее достичь состояния покоя и расслабления: 1) сидя на стуле, голова немного запрокинута назад, предплечья и кисти на передней поверхности бёдер, спину рекомендовано держать прямой (удобно использовать стал со спинкой); 2) состояние полусидя в мягком кресле, немного запрокинув голову. Ноги расставлены и слегка вытянуты, руки на подлокотниках. 3) лёжа на спине, под голову подложить низкую подушку, руки расположены вдоль туловища.
  1. Погружение в аутогенный трансовый фон.

1) Тренирующий старается представить ощущение тяжести во всех конечностях, с начала по очереди, начиная с ведущей руки (у правшей-правой, левшей- левой), затем во всём теле;

2) Добившись ощущения тяжести во всём теле, необходимо по той же методике вызвать ощущение тепла;

3) Концентрация на ритме сердца и попытки привести его в спокойствие;

4) Необходимо дышать размеренно, следить за дыханием;

5) Тренирующийся вызывает ощущение тепла в районе солнечного сплетения и холода в области лба;

6) В окончании тренировки — выход из состояния покоя с помощью резких движений руками и широкого раскрытия глаз.

Перед выполнением данной терапии и после неё необходимо произнести фразу: «Я совершенно спокоен».

Аутогенная тренировка своими мотивами напоминает медитацию, которую психологи также настоятельно рекомендуют как средство борьбы с эмоциональным напряжением и стрессом.

  1. Глубокое сенсорное давление

Эта методика также исследовалась в статье упомянутой выше и по эффективности была поставлена на 2 место. Суть её предельно проста: необходимо накрыться утяжеленным одеялом или несколькими одеялами сразу и лежать так до улучшения самочувствия. Эту методику легче всего использовать именно ночью, что позволит не только ускорить время наступления сна, но и улучшить его качество.

С точки зрения эффективности данная методика не является лидером, но при этом она одна из самых простых в исполнении, поскольку не требует специального инвентаря и большого количество эмоциональных и мотивационных усилий [2].

Другие способы борьбы с тревожностью:

  1. Соблюдение режима сна и правильного питания — рациональный отдых и здоровая пища оказывают положительное влияние на организм в целом.
  2. Использование экспозиционную терапию — необходимо встретиться со своей проблемой. Многие психологи говорят о том, что постоянные тревожные мысли гораздо хуже, чем один глубокий анализ, позволяющий сконцентрироваться на главных задачах и аспектах проблемы. Важно определить источник негативных мыслей и установок. Затем можно прописать на бумаге пути решения каждого из неблагоприятных исходов. Таким образом, вы будете знать, что сможете выйти из ситуации, даже если случится то, о чем вы тревожитесь.
  3. Дневник эмоций — ежедневные рукописные записи о своих переживаниях. В моменты приступов необходимо прочесть дневник и найти повторы — одни и те же навязчивые мысли и страхи. Следующий шаг — установить периодичность тревожных мыслей и ситуации-катализаторы, которые запускают процесс.
  4. Отказ от курения и сокращение употребления напитков с кофеином — никотин действует Н-холинорецепторы в надпочечниках, активируя симпатическую нервную систему, кофеин — также является её стимулятором. Именно эта часть вегетативной нервной системы отвечает за стресс-реакции.
  1. Использование методов управления стрессом и релаксации: техники визуализации, медитация, йога [1].

Заключение.

В определении понятия «здоровье» ВОЗ подчеркивает важность не только физического благополучия индивида, но и гармонию в его ментальном состоянии. Именно поэтому знание эффективных методик борьбы со стрессом должно быть в жизни каждого человека, особенно студента.

Литература:

  1. Аввакумова, А. А., Трефилова А. А. Способы борьбы с тревожностью // Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2022. — С. 96–100.
  2. Барыгина, Д. С. Исследование эффективности методов борьбы с повышенным уровнем тревожности и низкой самооценкой, как способов предотвращения развития тревожных расстройств // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции. –2021. — С. 199–205.
  3. Кицул М. В. Физическая активность как метод борьбы со стрессом и тревожностью // Личность в природе и обществе: научные труды молодых ученых. — 2016. — С. 174–176.
  4. Лещева А. В., Давыдова О. С. Спорт как средство борьбы с тревожностью и стрессом студентов // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: Межвузовский сборник научно-методических работ. — 2020. — С. 118–123.
  5. Мельникова А. В., Головинова И. Ю. Физическая нагрузка как средство борьбы с апатией и тревожностью у студентов // Наука-2020. — 2022. — № 7. — С. 77–82.
  6. Уэйнберг Р. С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физического воспитания. — Киев: Олимпийская литература, 2001.
  7. Bahrke M. S., Morgan W. P. Cognitive Therapy and Research. — 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): стресс, физическая активность, студент, тревожное расстройство, аутогенная тренировка, ощущение тепла, ощущение тяжести, состояние покоя, физическая нагрузка, эмоциональное напряжение.


Ключевые слова

стресс, тревожность, борьба со стрессом

Похожие статьи

Предупреждение стрессовых ситуаций у студентов на занятиях...

Расслабьтесь в позе для АТ и сфокусируйте внимание на спокойствии, тяжести, тепле и пульсации. Далее, не переставая их чувствовать, сосредоточьтесь на пару секунд на любом аспекте дыхания. После — совершите выход из аутогенного состояния.

Физические упражнения против стресса | Статья в журнале...

Под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека, возникающее в ответ на определенные ситуации. То есть стресс — это некая ответная реакция организма на результат внешних воздействий (стрессоров) окружающей среды.

Влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость...

Эффективность влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость — уровень стресса (УС.), стрессоустойчивость (С.) и степень сопротивляемости стрессу (ССС.) студентов-психологов показана в таблице 1. Таблица 1.

Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

- СЭВ — это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой.

Особенности применения аутогенной тренировки...

Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.

Методы саморегуляции психических состояний как способы...

Аутогенная тренировка является одним из методов психотерапии, метод самовнушения. Аутогенная тренировка — это система приемов саморегуляции функций организма. Формирование оптимальных психических состояний является одной из ведущих задач...

Проблема сохранения здоровья учителя | Статья в журнале...

Педагог должен уметь регулировать свое психическое состояние. В этом ему могут помочь техники релаксации. Релаксация — состояние покоя, расслабленности, возникающее в результате снятия напряжения. К техникам релаксации относятся: - аутогенная тренировка

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Действительно, выработка эндорфинов положительно влияет на эмоциональный фон, помогает избавиться от подавленного настроения. Именно это снимает депрессивное состояние во время физической активности, например, физических упражнений.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном...

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Похожие статьи

Предупреждение стрессовых ситуаций у студентов на занятиях...

Расслабьтесь в позе для АТ и сфокусируйте внимание на спокойствии, тяжести, тепле и пульсации. Далее, не переставая их чувствовать, сосредоточьтесь на пару секунд на любом аспекте дыхания. После — совершите выход из аутогенного состояния.

Физические упражнения против стресса | Статья в журнале...

Под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека, возникающее в ответ на определенные ситуации. То есть стресс — это некая ответная реакция организма на результат внешних воздействий (стрессоров) окружающей среды.

Влияние дыхательных тренировок на стрессоустойчивость...

Эффективность влияния дыхательных тренировок на стрессоустойчивость — уровень стресса (УС.), стрессоустойчивость (С.) и степень сопротивляемости стрессу (ССС.) студентов-психологов показана в таблице 1. Таблица 1.

Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

- СЭВ — это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой.

Особенности применения аутогенной тренировки...

Данная работа посвящена исследованию эффективности использования аутогенной тренировки в психологической подготовке юных каратеистов как основному из факторов стабилизации эмоционального состояния спортсмена.

Методы саморегуляции психических состояний как способы...

Аутогенная тренировка является одним из методов психотерапии, метод самовнушения. Аутогенная тренировка — это система приемов саморегуляции функций организма. Формирование оптимальных психических состояний является одной из ведущих задач...

Проблема сохранения здоровья учителя | Статья в журнале...

Педагог должен уметь регулировать свое психическое состояние. В этом ему могут помочь техники релаксации. Релаксация — состояние покоя, расслабленности, возникающее в результате снятия напряжения. К техникам релаксации относятся: - аутогенная тренировка

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

Действительно, выработка эндорфинов положительно влияет на эмоциональный фон, помогает избавиться от подавленного настроения. Именно это снимает депрессивное состояние во время физической активности, например, физических упражнений.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном...

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Задать вопрос