Номинативно-мелиоративное определение личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 11.09.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Ходченко, И. А. Номинативно-мелиоративное определение личности / И. А. Ходченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 136-141. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105897/ (дата обращения: 03.05.2024).



В продолжение раннего исследования, посвященному номинативному пути определения личности, предпринята попытка мелиоративного вывода, обобщающего междисциплинарные представления. Мелиоративный вывод осуществлялся «от обратного»: рассмотрены и исключены черты психофизиологического дефекта, часто ассоциирующиеся житейской мудростью с личностными проявлениями. Так, в психологическом определении личности отражена культурная составляющая и субъектность.

Ключевые слова: личность, психология личности, общая психология, норма и патология в психологии.

Терминологическое определение личности к актуальному состоянию психологической науки не нашло своего методологического разрешения. Отчасти это связано с популярностью идеалистических направлений в целом, отчасти — с отсутствием ведущих психологических школ. Эклектический подход становится нормой, что отражается на качестве исследовательских работ, приводя их к единственно важному требованию — не теоретической обоснованности, а статистической значимости.

Проблема: вольно-идеалистическая интерпретация личности.

Гипотеза: личность представляет культурное понятие (ипостась), а не исключительно психологическое.

Объект исследования: психология личности.

Предмет исследования: критерии для регистрации личности.

Научная новизна: в определении продемонстрирована генетическая связь психических процессов и в целом психики с личностью.

Методы исследования: Номинативное определение, мелиоративное определение, статистический анализ (кластерный анализ k-means, корреляционный анализ r-Спирмен), психометрия в онлайн формате (Опросник терминальных ценностей, Опросник самоорганизации деятельности, матрицы Равена). Матрицы Равена использовались для отбора «добросовестно прошедших процедуру участников», Опросник терминальных ценностей и Опросник самоорганизации деятельности — для определения «ядерного личностного» проявления, что являлось опорным положениям для терминологического вывода «личности».

Методология исследования: воснове представленных рассуждений находятся теоретико-эмпирические наработки Л. С. Выготского (культурно-историческая теория), С. Л. Рубинштейна («Бытие и сознание»: субъективность и мышление), И. П. Павлова (физиологическое и психологическое).

Номинативный вывод «личности» предпринят в ранних работах [1], а именно: личность — культурное понятие, отражающее указание на человека вообще в его историческом проявлении. Такое определение остается неудовлетворительным в отношении дальнейших попыток исследования личности; вместе с тем академическое общество признает необходимость в сохранении понятия о «личности» в психологическом дискурсе [2].

Трудность определения личности заключается в культурно-историческом становлении слова: параллельное развитие как религиозного (ипостась) и как психического новообразования (во всех работах описываемого через личностные черты); к тому же «личность» во всех работах используется синонимично «человеку». Ни ипостась, ни личностные черты не указывают на границы «личности», а лишь отражают ее некоторое проявление. Как солнечный свет невозможно восстановить по видимому спектру (цветам) — ведь солнечный свет содержит в себе волны, не видимые человеческому глазу, — так и личность неадекватно восстанавливать по отдельным проявлениям. Но как еще инструментально исследовать личность, помимо видимого в поведении человека? — Солнечный свет реагирует с различными материалами, давая нам сведения о своем спектре, а человек, личность, как представляется, к подобному не предрасположен.

Плодотворное по сущности решение предлагает нарративный подход в решении «проблемы тождества личности» [3], что в нашей интерпретации звучит как: рассматривая личность, необходимо занять «вневременную позицию», учитывать направленность личности и находить субъективные причинно-следственные связи. Но «мы не можем дать положительное качественное содержание ипостаси, или личности, поскольку это привело бы к потере ее абсолютной уникальности и превратило бы личность в поддающийся классификации объект» [4, с. 214]. Ограничение со стороны культурного отношения к «личности» и необходимость в собственно культурно-исторической (вне временной) позиции — эти положения будут учтены для вывода понятия о «личности».

Важно исключить патологические психофизиологические свойства (большая и малая психиатрия) как не относящиеся к личностному проявлению. Такое исключение не означает, что наличные психофизиологические свойства «оторваны» от личности: как будет продемонстрировано далее, личность основывается на впечатлениях со стороны анализаторных систем и нервных центров в целом, но к ним не сводится. В особенности, как часто не учитывающиеся сугубо патологическими, исключаются следующие проявления человека как не личностные черты:

– негибкость в поведении, ограничения в научении [4–11];

– элективный мутизм [12];

– дисгармоничный инфантилизм [13];

– общий дисгармоничный склад психической сферы [14];

– психопатии, невропатии, неврозы, истерия, шперрунг, псевдодементность и ганзеровский синдром, псевдопарафазия, бесплодное мудрствование [15–16];

– псевдогаллюцинации и псевдогаллюцинаторные воспоминания [17].

– наблюдения А. Ф. Лазурского учитываем как попытку интегративного (общего) в отношении нормы и патологии представления личности [18].

Собственное исследование направлено на то, чтобы получить «срез» актуального культурно-исторического проявления «личности»: определение «личности» будет выведено исходя из «транс-культурно-исторического» сравнения теоретико-эмпирических положений. В онлайн тестировании подряд по матрицам Равена, ОТеЦ и Опроснику самоорганизации деятельности проведено 411 участников, из которых к дальнейшему анализу пропущено 314 (согласно неудовлетворительным Равена и времени прохождения). При длительном (свыше 2-ух часов) прохождении или неудовлетворительном выполнении теста Равена: нетипичное распределение баллов по шкалам или низкие баллы в совокупности с быстрым (до 30 минут) прохождением всей процедуры, — ответы участника не принимались к дальнейшему анализу.

Из полученных 232 показателей (шкалы, субшкалы, сами вопросы — не включая Равена) при кластеризации по k-means (5 кластеров, согласно tree clustering: Weighted pair-group average, Squared Euclidean distances) статистически значимыми (на уровне sign. p-value<0.00001) отобрано 145 показателя. Эти 145 показателя подверглись качественному анализу, по результатам которого к качественному описанию кластеров допущено — 75. Качественный анализ учитывал распределение сырых баллов: оставались только те шкалы, где можно было определить 3 группы ответов, например: или низкие (1 и 3 кластеры), неопределенные (4 кластер), средние (2 и 5 кластеры) значения. Перевод ответов в количественные баллы заключен в самих диагностических методиках и не противоречит оригинальным ключам. Сначала кластер последовательно описывался по тем шкалам, которые его отличали на фоне остальных, в соответствии оригинальным ключами методик (без изменений текста). Кластер не описывался по качественно значимым шкалам, если его баллы по этим шкалам не определены (включают все возможные ответы). Кластер 1 описан по 47 шкалам (из 75), Кластер 2– 40 шк., Кластер 3– 52 шк., Кластер 4– 55 шк., Кластер 5– 55 шк. Затем полученные списки были подвержены анализу речевым искусственным интеллектом ChatGPT 4.0, после чего полученные свернутые описания пересматривались на присутствие «качественно-статистически» выделенных черт по всем шкалам и при необходимости дополнялись, преобразовывались. Представлены следующие описания:

Кластер 1. Люди данного типа обладают значимыми склонностями и качествами, которые применяют инструментально — при необходимости, — а не для демонстрации. Они стремятся сохранить приватности личной жизни, разделяют личное и публичное, в т. ч. не склонны использовать социальный статус в корыстных целях, их хобби отвлечены от основной профессиональной деятельности, от практической пользы и преимущественно — для души. Эти люди непритязательны и неприхотливы: участвуют в том, что приносит им личное удовлетворение, с пониманием относятся к тому, что мир красочнее «черно-белых тонов». не стремятся к повышенному вниманию среди окружающих, при этом являются отзывчивыми и добродушными. Личности этого типа не стремятся к состоянию руководства или авторитета — не навязывают свою точку зрения и не следуют за кем-либо.

Предпочитают сохранять текущий уклад в семейной жизни, но устраняя буднюю тоску яркими событиями. Разделают домашние обязанности по членам семьи. При возникновении семейных проблем предпочитают отстранится от решения, не ищут решение из опыта других людей. В выборе партнера не требовательны, не считают семейное благополучие основанным исключительно на материальном достатке.

Они характеризуются умеренными влечением к познанию и самообразованию, открытостью к новым формам саморазвития. Из (непостоянных) увлечений имеют 1–2–3 предмета, в которые погружены с головой, им нравится открывать в себе новые черты. Для них важно то, как общество оценивает их профессиональный выбор и увлечения. В работе используют элементы творчества и самобытности, стремятся к непрерывному профессиональному росту при необходимости в повышении заработка, могут выбирать крайне необычные и узкопрофильные профессии. По собственному желанию не готовы менять свой жизненный уклад — привычки — ради профессиональной деятельности, необходимость в изменениях всегда приходит извне. Они организованы и ответственны, планируют каждый шаг и точно намечают стратегические цели; но не трудоголики — профессия и в целом труд составляют лишь часть их жизни.

Кластер 2. Личность данного типа ориентирована на постоянное развитие и расширение своих знаний, неутомимо увлечена своей профессиональной деятельностью. Выбор профессиональной деятельности всегда ориентирован на мнение окружения, осуществлен в пользу тех видов профессиональной деятельности, которые бы подчеркнули индивидуальные особенности. Такие люди весьма независимы в своих взглядах и стиле жизни, хотя предпочитают оказываться в «элитных кругах»; усердно стараются обеспечить свое материальное благополучие. Однако, они не придают особого значения материальным благам как исключительному условию для достижения счастья и удовлетворения в жизни; скорее, материальный достаток для них является гарантией благополучия — подушкой безопасности. Хобби представлены в их жизни минимально — реализуются практически через профессиональную деятельность.

В общественной деятельности такой человек не стремится к активной публичной роли, предпочитая проявлять свои интересы в камерном кругу. Пользуется опытом других людей. Разделяет личное и публичное. Он умеет грамотно и творчески планировать собственный жизненный путь с учетом обязательств перед семьей и близкими, реализуя свои действия согласно выработанным ключевым принципам. Вместе с тем остается достаточно гибок для внесения необходимых корректировок в принятый план действий — вплоть до того, что откажется от задачи, если она покажется не выполнимой (в т. ч. может забыть о незаконченном деле); не планируют дела ежедневно.

Кластер 3. Люди данного типа стремятся к совершенствованию и развитию своей отрасли, применяя свои таланты и образование. Они всегда интересуются новыми методами воспитания детей, постоянно повышают свой уровень знаний и оптимизируют свою работу. Для них важно получать практические результаты, сохранять свою личностную исключительность и иметь общественное признание. Они готовы и могут так распланировать свободное время, чтобы инвестировать свой труд в развитие профессиональных навыков и вместе с тем заниматься любимыми хобби.

Часто эти люди активно участвуют в общественно-политической жизни и стремятся получить высокий уровень образования, сохраняя неповторимую индивидуальность в каждом своем проявлении. Они интересуются информацией о своих образовательных возможностях и нацелены на непрерывное самосовершенствование. Все тщательно планируют, ставят перед собой цели на каждом этапе. С головой уходят в увлечения и саморазвитие, связанные с профессиональной деятельностью. Утомляются от рутины и монотонности во всем — ищут разнообразие.

Кроме того, являются социально активными: им интересно узнавать об общественной и бытовой, в т. ч. семейной, жизни других людей. В общественной деятельности они ответственны за свою работу и стремятся достичь намеченных корпоративных и личных целей, могут увлекаться необычными занятиями.

Жизнь этого типа людей направлена на достижение конкретных результатов, хотя иногда они могут столкнуться с трудностями в упорядочивании задач; преследуют главную цель жизни, не намечают сразу много дел. Они всегда знают, к чему хотят прийти, и часто достигают высоких результатов. Получают удовольствие и от процесса, и от результата.

Кластер 4. Люди данного типа не стремятся к творческой или изобретательской деятельности и не очень интересуются общественной и культурной жизнью. Они отдают предпочтение таким увлечениям, которые имеют непосредственную связь с их социальным статусом (подчеркивают его) и также не требуют большого труда для достижения цели. Эти люди не особо любят планировать свою жизнь и выраженно не стремятся к саморазвитию, хотя знают, чего хотели бы достичь. Время от времени имеют хобби, помнят преимущественно об особенно значимых незаконченных делах.

Несмотря на то, что они не интересуются изменением мира и не амбициозны, могут быть достаточно целеустремленны и последовательны в достижении личных целей. Важно отметить, что эти люди не задумываются о мировых процессах, а концентрируются на своей жизни и близком окружении. Они не заинтересованы в разработке новых идей и не хотят направлять общество к открытиям.

Таким людям важно, чтобы их жизнь проходила в спокойной обстановке и была связана с недостаточными рисками. Не вовлечены в семейную жизнь. Они чувствуют себя комфортно в своей зоне комфорта, не стремятся к новым открытиям и сильным эмоциональным переживаниям.

Кластер 5. Круг людей, не обращающий внимания на самосовершенствование, самопознание и не задумывающийся о своих планах на будущее. Им чужды поиск приложения своих способностей, а также методы воспитания детей в кругу семьи. Они не задумываются о материальном достатке, не стремятся к инновациям и не стремятся к изменению общественной жизни. В своей культурной и социальной деятельности эти люди являются пассивными, не ищут и не формируют полезные связи. Однако, возможно, у них есть хобби, которые украшают их жизнь и удовлетворяют текущие потребности. В этой группе людей не представлено четкой жизненной цели, все действия они планируют по ходу — в зависимости от обстоятельств. Кроме того, они не отслеживают свои достижения и не предпочитают рассказывать о результатах собственной деятельности.

Согласно нашему исследованию, определены 3 продуктивные и 2 адаптивные жизненные стратегии. Общим для всех выявленных стратегий остается наличие активности, различно — содержание, интенсивность и направленность.

Заключение. Если представления о человеке сообразны каждому культурно-историческому периоду [19], то понятие о личности видится выходящим за эти рамки, являющимся основным, которое впоследствии содержательной деятельности и господствующей научной картиной мира содержательно образует «разных людей» для «разных времен». Таким образом, «личность» должна быть определена универсально «не критериально» — не по чертам своего проявления, а по чертам своего наполнения, не зависящим от культуры. Такой путь определения кажется противоречивым избранной методологии — С. Л. Рубинштейн отмечал, что никакой природы человека не существует; а в нашем исследовании предпринимается попытка вывести это «нечто универсальное». Противоречие лишь кажущееся, поскольку в нашем определении личности нет черт-требований, наше определение обобщает рассмотренные теоретико-эмпирические положения.

Личность человек, проживший некоторый сознательный период и вместе с тем воспринимавший окружающую действительность сквозь собственный опыт общения с другими людьми и взаимодействия с миром.

Литература:

1. Ходченко, И. А. Чушь в современной психологии [Электронный ресурс] / И. А. Ходченко // URL: https://www.litres.ru/book/ivan-aleksandrovich-hodchenko/chush-v-sovremennoy-psihologii-68303828/ (Дата обращения: 08.09.2023)

2. Гришина, Н. В. Структура проблемного поля современной психологии личности / Н. В. Гришина, С. Н. Костромина, И. А. Мироненко // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39, № 1. — С. 26–35. — DOI 10.7868/S0205959218010038. — EDN YLAXCA.

3. Волков, Д. Б. Преимущества нарративного подхода к проблеме тождества личности / Д. Б. Волков // Философский журнал. — 2018. — Т. 11, № 3. — С. 166–175. — DOI 10.21146/2072–0726–2018–11–3–166–175. — EDN YAEVHV.

4. Лебедева, Н. Н. Функциональный коннектом: сети покоя (resting state networks) при некоторых неврологических и психиатрических состояниях / Н. Н. Лебедева, Л. А. Майорова, И. С. Самотаева // Успехи физиологических наук. — 2017. — Т. 48, № 3. — С. 29–44. — EDN YZMCLP.

5. Электрофизиологические характеристики вегетативных расстройств при некоторых формах психосоматических заболеваний / С. А. Гордеев, А. В. Недоступ, В. И. Федорова [и др.] // Асимметрия. — 2012. — Т. 6, № 4. — С. 4–17. — EDN PXKNET.

6. Прогнозирование исхода тяжелой черепно-мозговой травмы / Т. В. Черний, И. А. Андронова, В. И. Черний [и др.] // Медицина неотложных состояний. — 2020. — Т. 16, № 5. — С. 87–94. — DOI 10.22141/2224–0586.16.5.2020.212229. — EDN FDKBIG.

7. Гордеев, С. А. Изменения электрической активности мозга при панических расстройствах / С. А. Гордеев // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2007. — Т. 57, № 3. — С. 282–291. — EDN IBYGDR.

8. Сороко, С. И. Перестройки суммарной электрической активности коры и подкорковых структур мозга при экспериментальной гипоксии / С. И. Сороко, Г. С. Джунусова // Физиология человека. — 2003. — Т. 29, № 1. — С. 5. — EDN OOSVKH.

9. Патофизиологические основы восстановления высших корковых функций / М. Ю. Ефимова, Н. Е. Иванова, Т. М. Алексеева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 3. — С. 183. — EDN FJJEHH.

10. Сороко, С. И. «ЭЭГ-маркеры» нарушения системной деятельности мозга при гипоксии / С. И. Сороко, С. С. Бекшаев, В. П. Рожков // Физиология человека. — 2007. — Т. 33, № 5. — С. 39–53. — EDN IBBPRH.

11. Поликанова, И. С. Влияние длительной когнитивной нагрузки на параметры ЭЭГ / И. С. Поликанова, А. В. Сергеев // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 1(13). — С. 84–92. — DOI 10.11621/npj.2014.0109. — EDN TPUWHB.

12. Шевченко Ю. С., Кириллина Н. К., Захаров Н. П. //Элективный мутизм. Красноречивое молчание: клиника, диагностика, терапия, психологическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007–336 с.

13. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: в 3 томах / Г. Е. Сухарева. — Москва: Государственное издательство медицинской литературы МЕДГИЗ, 1955–1965.

14. Сегалин, Г. В. Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии) // Ленинград: Практическая медицина, 1925–1930 гг.. — вып. 1. — Т. 2.

15. Курс нервных болезней, издание четвертое, исправленное и дополненное проф. В. К. Ротом. Товарищество скоропеч. А. А. Левенсон.- М., 1904.- С. 295–365.

16. Александровский, Ю. А. Пограничная психиатрия // М.: РЛС-2006. — 1280 c.

17. Кандинский, В. Х. О псевдогаллюцинациях // СПб.: Фонд «Содружество», 2001–224 с.

18. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский; под редакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.

19. Сайкина, Г. К. Человек в поисках своей идентичности [Текст]: учебное пособие по философской антропологии: [Текст] / Г. К. Сайкина // Казань: КазГУ, 2009. — 95 с.

Основные термины (генерируются автоматически): личность, профессиональная деятельность, кластер, жизнь, материальный достаток, самоорганизация деятельности, Солнечный свет, шкала, дальнейший анализ, качественный анализ.


Ключевые слова

личность, психология личности, общая психология, норма и патология в психологии

Похожие статьи

Самообразование как основа успешности человека

Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности.

Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности

своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности [13]. Для обозначения базовой индивидуальной характеристики, стержня личности Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал».

Сравнительный анализ профориентационных методик

В статье представлен сравнительный анализ профессиональных методик, их достоинства и недостатки, и какие существующие методики уже утратили свою актуальность.

Экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации...

В статье рассматриваются экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации личности. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи профессиональной самореализации с экзистенциальной...

Особенности формирования профессионального самосознания...

Т.Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений[8].

Самоорганизация студентов как психологический феномен

самоорганизация, проблема самоорганизации, сила воли, учебная деятельность, личностный рост, метод работы, основной этап самоорганизации, отечественное образование, рабочее место, учебный процесс.

Применение акмеологических методов исследования...

Акмеологическая диагностика предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, к которым можно отнести: Анализ профессиональной деятельности и моделирование личностно-профессиональных требований к человеку

Понятие профессионального выбора в современных...

А. А. Волокитина разделяя профессиональный выбор на первичный — поступление в учебное заведение и вторичный — начало трудовой деятельности, выделяет мотивы профессионального выбора

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

Анализ обзорных работ, монографий и авторефератов диссертаций показал, что исследования проявлений профессиональной успешности имеют давнюю историю изучения в зарубежных исследованиях (30-е г. 20 века).

Теоретический анализ проблемы профессиональной успешности...

Таким образом, сущность и содержание понятия «профессиональная успешность» раскрывается посредством учета специфики профессиональной деятельности и тех требований, которые она предъявляет к личности сотрудников.

Похожие статьи

Самообразование как основа успешности человека

Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности.

Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности

своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности [13]. Для обозначения базовой индивидуальной характеристики, стержня личности Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал».

Сравнительный анализ профориентационных методик

В статье представлен сравнительный анализ профессиональных методик, их достоинства и недостатки, и какие существующие методики уже утратили свою актуальность.

Экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации...

В статье рассматриваются экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации личности. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи профессиональной самореализации с экзистенциальной...

Особенности формирования профессионального самосознания...

Т.Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений[8].

Самоорганизация студентов как психологический феномен

самоорганизация, проблема самоорганизации, сила воли, учебная деятельность, личностный рост, метод работы, основной этап самоорганизации, отечественное образование, рабочее место, учебный процесс.

Применение акмеологических методов исследования...

Акмеологическая диагностика предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, к которым можно отнести: Анализ профессиональной деятельности и моделирование личностно-профессиональных требований к человеку

Понятие профессионального выбора в современных...

А. А. Волокитина разделяя профессиональный выбор на первичный — поступление в учебное заведение и вторичный — начало трудовой деятельности, выделяет мотивы профессионального выбора

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

Анализ обзорных работ, монографий и авторефератов диссертаций показал, что исследования проявлений профессиональной успешности имеют давнюю историю изучения в зарубежных исследованиях (30-е г. 20 века).

Теоретический анализ проблемы профессиональной успешности...

Таким образом, сущность и содержание понятия «профессиональная успешность» раскрывается посредством учета специфики профессиональной деятельности и тех требований, которые она предъявляет к личности сотрудников.

Задать вопрос