Самоорганизация студентов как психологический феномен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Виноградова, Н. В. Самоорганизация студентов как психологический феномен / Н. В. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84560/ (дата обращения: 30.11.2021).



В данной статье рассматривается самоорганизация студентов как психологический феномен. Актуальность темы статьи подтверждается тем, что отечественное образование подвергается кардинальным переменам. И вопросы самоорганизации, умения распределить время, возможности дисциплинированно выполнять свои обязанности для студентов становятся очень актуальными. Меняются формы, методы работы, и самоорганизация тоже требует нового осмысления в связи с изменениями в системе образования. В статье подчеркивается, что сила воли тесно связана с самоорганизацией. Без волевых усилий, без возможности заставить себя, самоорганизации просто не может быть. Постоянное совершенствование в своей сфере очень важно для самоорганизации.

Ключевые слова: самоорганизация, самоорганизация студентов, организация деятельности, проблема самоорганизации, учебный процесс.

Отечественное образование подвергается кардинальным переменам. И вопросы самоорганизации, умения распределить время, возможности дисциплинированно выполнять свои обязанности для студентов становятся очень актуальными. Меняются формы, методы работы, и самоорганизация как явление тоже претерпевает изменения. Самоорганизация занимает значительное место в структуре учебной деятельности и является одним из основных звеньев системы ее самоуправления [1].

Студент должен уметь управлять процессом, организовывать рабочее место, адекватно оценивать свои силы и так далее [2].

Самоорганизация напрямую связана с успеваемостью, с качеством усваиваемой информации, с тем, насколько востребован в будущем будет специалист на рынке труда. То есть самоорганизация незаменима в некоторых вопросах, она очень важна для качественного образования, а также и для самообразования, что верно в современных условиях абсолютно точно [3].

Так, компетентные, ответственные специалисты должны уметь самостоятельно определять вектор своего развития [5]. От этого зависят многие свершения, плоды труда, триумф и заметные достижения связаны с хорошей самоорганизацией.

Справедливости ради стоит отметить, что сила воли тесно связана с самоорганизацией. Без волевых усилий, без возможности заставить себя, самоорганизации просто не может быть. Сила воли свойственна не всем, её нужно развивать, для этого порой доводится прикладывать неимоверное количество усилий [3].

Также умение организовать себя связано с:

— мотивами;

— воспитанием;

— уровнем интеллекта;

— с природными качествами и задатками.

Проявляется на внешнем уровне самоорганизация за счет следующих аспектов и действий:

— за счет планирования;

— за счет умения принять решение быстро, не медля;

— за счёт понимания того, что от действий одного человека зависит деятельность и других людей;

— за счет просчитанных заранее рисков;

— и, наконец, за счёт самостоятельности, умения мыслить нестандартно, решать вопросы единолично.

Но современным студентам мешает целый ряд преград и препятствий. Так, современные студенты:

— плохо знакомы с тайм-менеджментом;

— не умеют оценивать свои ресурсы объективно и достоверно;

— неправильно питаются, тем самым подрывают свое здоровье;

— сталкиваются с постоянным недосыпом и умственными перегрузками;

— недостаточно замотивированы.

В целом, нет единого мнения о том, что из себя представляет самоорганизация, в чем ее нюансы и характерные черты. Есть общие признаки, но мнения в литературе встречаются самые разные, и дефиниций тоже довольно много существует в настоящее время [4].

Постоянное совершенствование в своей сфере очень важно для самоорганизации. Личностный рост возможен при целенаправленном развитии навыков, талантов, способностей, без этого никак нельзя.

На рисунке 1 представлены основные этапы самоорганизации.

Основные этапы самоорганизации

Рис. 1. Основные этапы самоорганизации

Самоорганизация в учебной деятельности предполагает наличие конкретных компонентов (см. рис. 2).

Компоненты самоорганизации в учебной деятельности

Рис. 2. Компоненты самоорганизации в учебной деятельности

Так, самоорганизация — это всегда осознанная, осмысленная работа над собой. Причем в интеллектуальной работе, в деятельности, которая предполагает обучение и освоение знаний, самоорганизация необходима для освоения учебных программ, для того, чтобы постичь сложные науки [3].

Притом для самоорганизации важны и такие моменты как:

— умение творчески подходить к делу;

— обустраивать правильно свое рабочее место;

— оценивать себя объективно;

— выбирать стиль и способ деятельности [1].

Творческое начало здесь особенно важно, так как креативность и умение нестандартно мыслить поможет организовать себя максимально быстро, эффективно, при этом процесс обучения будет более захватывающим и увлекательным [2].

В результате, самоорганизация способствует:

— росту личности;

— повышению самооценки;

— лучшей успеваемости;

— одобрению со стороны окружающих;

— личностному росту;

— замечательным результатам в исследовательской деятельности, в научной работе и так далее [5].

Процесс самоорганизации имеет следующую структуру:

— предмет преобразования;

— продукт преобразования;

— средства преобразования;

— акты преобразования предмета в продукт [4].

В общем и целом, особо важно умение студента самообразовываться. Часть информации всегда можно усвоить самостоятельно. При должном уровне самоорганизации самообучение становится вполне реальным, а при грамотном распределении времени и при умении сосредоточиться на одной задаче, не распыляясь, усвоить можно в разы больше.

Итак, проблема самоорганизации немаловажна для современной системы образования, для учебного процесса. Самообразование, самообучение, соответствующие навыки распределения времени и организации рабочего пространства — это то, что поможет вырасти специалисту, кратно увеличить свои показатели, успевать сделать многое за единицу времени. Проблема самоорганизации становится острой в условиях нехватки времени, а также в современном обществе в целом.

Литература:

  1. Воробьева М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов. Педагогическое образование в России. — 2012. № 6. С. 184–188.
  2. Кирьякова А. В. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета. — Н. Новгород: ВГИПА, 2006. 105 с.
  3. Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов. — Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2012. 208 с.
  4. Луцева И. Ю. Самоорганизация учебной деятельности студента. Science Time. — 2014. № 7. С. 229–234
  5. Семенов И. Н. Роль рефлексии в самоорганизации и развитии сознания личности в профессиональном образовании. Мир психологии. — 2011. № 2. С. 131–143.
Основные термины (генерируются автоматически): самоорганизация, проблема самоорганизации, сила воли, учебная деятельность, личностный рост, метод работы, основной этап самоорганизации, отечественное образование, рабочее место, учебный процесс.


Ключевые слова

самоорганизация, учебный процесс, организация деятельности, самоорганизация студентов, проблема самоорганизации
Задать вопрос