Основные характеристики обычаев как источника гражданского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 15.08.2023

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Макеева, И. О. Основные характеристики обычаев как источника гражданского права / И. О. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105436/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются основные характеристики и признаки обычаев как источников гражданского права, производится их анализ.

Ключевые слова: обычаи, источники гражданского права, характеристики, нормативность, критерии.

Под обычаем в гражданском праве понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов.

Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить. Это практически важное правило прямо выражено в п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ применительно к договору (договорное условие сильнее обычая) и должно применяться также к недоговорным обязательствам.

Необходимо отметить, что в современной юридической науке отсутствует единство мнений относительно признаков обычая как регулятора общественных отношений в целом и гражданско-правовых в частности.

Наиболее часто ученые называют три основных признака обычая: нормативность (способность являться правилом (образцом) поведения в обществе); повторяемость (неоднократное и постоянное повторение) и стереотипность (приобретение регулятивного значения в силу привычки) [1].

Нормативность как признак обычая позволяет отграничивать его от морально-нравственных регуляторов социального поведения. Говоря о морали и нравах как социальных регуляторах, мы вынуждены констатировать, что данные регуляторы представляют собой лишь совокупность общих принципов, а не конкретных предписаний.

Обычай же, несмотря на его неформализованный характер, подразумевает рекомендацию конкретного, точного образца социального поведения [2].

Повторяемость обычая является, пожалуй, главным отличительным критерием обычая. Именно повторение на протяжении некоторого периода времени одного и того же правила поведения является основанием для формирования обычая.

Существуют и другие признаки обычая как регулятора общественных отношений [3].

Исходя из того, что стереотипизация, являющаяся основанием обычая, включает в себя два фактора, определяющих ее регулятивное значение (многократность использования некоторого стереотипизированного правила поведения и изначальная бытовая рациональность варианта поведения, который закрепляется в виде стереотипизированной нормы), можно назвать следующие признаки обычая:

  1. Нормативность. Обычай, как и любая социальная норма, — это правил поведения, регулирующее отношения между людьми, содержащее в себе конкретную норму.
  2. Стихийность возникновения. Обычай возникает не в силу государственного установления, а стихийно, в результате переживания определенных событий человеческим сообществом и формирования наиболее благоприятной модели реагирования на данные события.
  3. Однообразность в применении обычая. Обычай может установиться только тогда, когда правило поведения многократно повторяется в неизменном виде, закладывая, таким образом, устойчивый фундамент для его формирования.
  4. Устойчивость в определенной сфере общественных отношений, т. е. длительное и многократное применение определенного правила поведения. Соответственно обычай — это правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Это такая норма поведения, которая передается из поколения в поколение.
  5. Изначальная рациональность обычая. Изначально любой обычай рационален, т. е. отвечает требованиям разумности. Этот оптимальный вариант (подсказан инстинктом) поведения в конкретной ситуации проверен временем и закреплен в качестве обязательного.

Индивидуализирующим же признаком правового обычая, на наш взгляд, является то, что обязательная сила придается ему с санкции государства. Однако предметом такой санкции служит не обычай как конкретное правило поведения, а лишь возможность его использования для решения в строго определенном порядке конкретных поименованных вопросов [4].

Таким образом, обычай российского права представляет собой самостоятельную форму российского гражданского права. Данная форма права подлежит применению на практике в случае установления пробелов в иных формах международного и российского права. Соответствие иным формам международного и российского права — необходимое условие применения обычая, поскольку он призван восполнять пробелы в других формах права, реализуемых в Российской Федерации.

Рассмотрение обычаев российского права в рамках единой системы права в Российской Федерации позволит уйти от вопросов неправа, социального, морально-этического аспекта, присущего обычаям как таковым; Обычай российского права содержит в себе нормы права, данная форма права является необходимой и достаточной для сохранения баланса во всей системе форм права, реализуемых в Российской Федерации. Именно поэтому обычаи российского права активно реализуются, например, субъектами предпринимательской, иной экономической, и, в частности, внешнеторговой деятельности.

Литература:

  1. Зыкина И. С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М.: Международные отношения, 1983. С. 22.
  2. Миронова И. Н. Формы легитимации обычая как источника публичного права в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 6. С. 20.
  3. Гражданское право / Под ред. О. Н. Садикова. М:. Юридическая литература, 2015. С. 122.
  4. Лисицын Н. В. К вопросу о необходимости исследования обычаев российского права в рамках системы форм права в Российской Федерации // Российский следователь. 2010. № 9. С. 46.
Основные термины (генерируются автоматически): правило поведения, обычай, признак обычая, Российская Федерация, регулятивное значение, регулятор, социальное поведение.


Похожие статьи

Правовая природа обычая как источника семейного права

Обычай — это правило, форма поведения, в которой закреплено то, что сложилось в результате многолетней социальной практики. С появлением государства соблюдение обычая обеспечивается принудительной силой государства.

Понятие обычая и его место в системе источников гражданского...

Так выделяется термин обычая — это стихийно возникшее, рациональное, стереотипизированное правило поведения, ставшее обязательным для членов конкретного сообщества в силу многократного, постоянного, однообразного применения.

Современное значение и роль обычая как источника...

Как мы можем наблюдать, обычай, будучи ранее одним из основных источников регулирования общественных отношений, наравне с нормативными актами, ныне довольствуется тем, что занимает второстепенное положение.

Право в системе социальных регуляторов | Статья в журнале...

Регулирование общественных отношений отдельными социальными регуляторами. 1. Обычай как социальный регулятор. Обычайправило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку в результате многократного повторения.

Социальные нормы в системе государственного управления...

Диспозиция правовой нормы — это элемент правовой нормы, в котором изложено само правило поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе правовой нормы.

Обычай делового оборота как источник Гражданского права

Условия применения обычаев делового оборота (таких условий согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ два – обычаи делового оборота не должны противоречить положениям законодательства или договору) не следует смешивать с признаками обычая делового оборота (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

Обычай делового оборота как источник предпринимательского...

Правовой обычай — это общепринятая норма поведения, которая исторически сложилась на той или иной территории и должна приниматься гражданами в качестве источника права, но, при этом не закрепленная официальными нормативными документами.

Источники гражданского права | Статья в журнале...

В советский период в качестве источника права выступал правовой обычай. Под ним понималось санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.

Понятие и виды форм (источников) права | Статья в журнале...

Аналогичной позиции придерживается А. Малько определяя правовой обычай как особый вид формы права, представляющий собой исторически сложившееся и вошедшие в привычку в силу многократного повторения правило поведения, одобряемое и защищаемое государством [21].

Похожие статьи

Правовая природа обычая как источника семейного права

Обычай — это правило, форма поведения, в которой закреплено то, что сложилось в результате многолетней социальной практики. С появлением государства соблюдение обычая обеспечивается принудительной силой государства.

Понятие обычая и его место в системе источников гражданского...

Так выделяется термин обычая — это стихийно возникшее, рациональное, стереотипизированное правило поведения, ставшее обязательным для членов конкретного сообщества в силу многократного, постоянного, однообразного применения.

Современное значение и роль обычая как источника...

Как мы можем наблюдать, обычай, будучи ранее одним из основных источников регулирования общественных отношений, наравне с нормативными актами, ныне довольствуется тем, что занимает второстепенное положение.

Право в системе социальных регуляторов | Статья в журнале...

Регулирование общественных отношений отдельными социальными регуляторами. 1. Обычай как социальный регулятор. Обычайправило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку в результате многократного повторения.

Социальные нормы в системе государственного управления...

Диспозиция правовой нормы — это элемент правовой нормы, в котором изложено само правило поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе правовой нормы.

Обычай делового оборота как источник Гражданского права

Условия применения обычаев делового оборота (таких условий согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ два – обычаи делового оборота не должны противоречить положениям законодательства или договору) не следует смешивать с признаками обычая делового оборота (п. 1 ст. 5 ГК РФ).

Обычай делового оборота как источник предпринимательского...

Правовой обычай — это общепринятая норма поведения, которая исторически сложилась на той или иной территории и должна приниматься гражданами в качестве источника права, но, при этом не закрепленная официальными нормативными документами.

Источники гражданского права | Статья в журнале...

В советский период в качестве источника права выступал правовой обычай. Под ним понималось санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.

Понятие и виды форм (источников) права | Статья в журнале...

Аналогичной позиции придерживается А. Малько определяя правовой обычай как особый вид формы права, представляющий собой исторически сложившееся и вошедшие в привычку в силу многократного повторения правило поведения, одобряемое и защищаемое государством [21].

Задать вопрос