Источники гражданского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.11.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Кузин, Н. А. Источники гражданского права / Н. А. Кузин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 73-80. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85111/ (дата обращения: 26.01.2022).



Встатье рассматриваются основные виды источников гражданского права. Автор раскрывает понятие источников гражданского права, их особенности, характеристику, применение и значение.

Ключевые слова: источники гражданского права, норма права, гражданское законодательство, нормативно-правовой акт, обычай.

The article deals with the main types of sources of civil law. The author reveals the concept of sources of civil law, their features, characteristics, application and meaning

Keywords : sources of civil law, rule of law, civil legislation, normative legal act, custom.

Источники гражданского права, представляющие совокупность правовых норм, признаны регулировать большой комплекс гражданских правоотношений. В результате развития экономики, перехода на рыночные отношения возникли новые формы взаимодействия между субъектами, возникли новые объекты их взаимоотношений. Сфера практической деятельности людей охватывает многообразные отношения: трудовые, семейные, экономические, производственные, образовательные, юридические, имущественные, торгово-рыночные. Поэтому возникает необходимость в регулировании новых правоотношений, защите прав и свобод граждан. Следовательно, вопрос исследования источников гражданского права является всегда актуальным.

Значение источников гражданского права состоит в том, что без внешней формы проявления, право как таковое, не существует. Только через свое внешнее выражение (через нормы) оно приобретает общеобязательное значение. Только с помощью источников гражданского права можно определить сферу его действия по кругу регулируемых отношений, по территории, по субъектам. Представляя собой систему, которой свойственны связи субординации, источники гражданского права обеспечивают реализацию принципа верховенства закона в сфере гражданско-правового регулирования, единые «правила игры» в рыночной экономике.

Источники гражданского права понимают как его начало, то из чего оно возникает. Источники показывают, «откуда появляются и где «живут» юридические нормы. Понятие источники гражданского права отражают способы формального определения (внешней выраженности) правил поведения участников общественных отношений, входящих в предмет отрасли [26, c. 44].

Понятие «источники права» известно еще римскому праву. Его ввел в научный оборот римский ученый Тит Ливий при характеристике Законов XII таблиц — свода, который даже спустя несколько веков признавался источником всего публичного и частного права. [22, c. 10]

В настоящее время источники гражданского права можно рассматривать как правовое явление динамическое, развивающееся во времени и пространстве, которое испытывает влияние, как со стороны государства, так и общества, и в то же время, само воздействующее на них.

Источниками права являются совокупность правовых норм, под которыми понимаются формально-определенные общеобязательные правила поведения, установленные и признанные государством, и которые обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Гражданско-правовые нормы распространяют свое действие на всех участников гражданских правоотношений. Предписываются законодательной властью правила поведения субъектам права. Сформулированные правила поведения — гражданско-правовые нормы, законодательной властью облекаются в форму закона. Значит, источник гражданского права — есть закон. А именно внешним выражением гражданско-правовых норм и является источники гражданского права.

В. К. Андреев определяет норму права как единицу отрасли права. За счет объединения однородных норм образуются правовые институты (подинституты), совокупность же последних составляют подотрасль права [17, c. 22]. Данные нормы закрепляют в себе весь спектр принципов и функций регулирования общественных отношений в сфере гражданского права.

Совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между участников гражданского оборота и основанные на равенстве сторон, их независимости и имущественной самостоятельности, представляет собой гражданское право [21, c. 37].

Источники российского гражданского права подразделяются на несколько различных видов. Классификация их является многоуровневой и не имеет определенного критерия.

И. В. Кушнир предлагает следующую классификацию источников гражданского права:

— Гражданский кодекс РФ и федеральные законы РФ, регулирующие гражданско-правовые отношения;

— подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права (указы Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти);

— нормативные акты СССР и РСФСР;

— обычаи делового оборота;

— нормы международного права и международные договоры. [25]

А. И. Иванчак пишет, что источники права могут быть таких видов, как правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент, акты и договоры международного характера [23, c. 9].

В. А. Белов выделяет из общей массы источников права: правовые акты и «их противопоставление всем другим видам источников — обычаи, деловые обыкновения, правила заведенного порядка и доктринальные положениям» [18, c. 166]. В гражданском праве редко выделяют обычаи как источники права, иногда — обычаи делового оборота.

Неправильно было бы считать сведение всех источников гражданского права к одним лишь нормативным правовым актом, как считает В. А. Белов. Должны присутствовать как нормативные правовые акты, так и ненормативные. Акты ненормативного (индивидуального) свойства регламентируют общественные отношения и обеспечиваются в своем осуществлении силой государственного принуждения, поэтому также являются правовыми. Это акты, которые относятся к определенному или неизменному кругу лиц. К ним относится большинство административных актов, судебных актов и договоров.

Нормативные акты, нормативные договоры и обычаи — такие источники гражданского права выделяет В. А. Микрюков. Классифицируются данные правовые акты по значимости и юридической силе. Самую объемную и главную часть источников гражданского права составляют нормативные акты и нормативные договоры. [26, c. 44]

Статья 3 Гражданского кодекса РФ [10] закрепляет систему нормативно-правовых актов, содержащих нормы гражданского права. К ним относятся:

1) Конституция РФ;

2) ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральных законы, регулирующие гражданские правоотношения;

3) иные акты, содержащие нормы гражданского права:

— указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам;

— постановления Правительства РФ, принимаемые на основе и во исполнение ГК РФ и других законов, а также указов Президента РФ;

— акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Нормативно правовой акт — это принятый в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, правила поведения, направленные на урегулирование общественных отношений [28, c. 10].

Из Постановления Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» следует, что «нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм» [13]. Здесь же поясняется, что правовая норма — это «общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Нормативно правовым актам присуще следующие признаки:

— их издают компетентные государственные органы или непосредственно народ в определенном процедурном порядке;

— они носят государственно-властный характер;

— охраняются государством, в том числе в принудительном порядке;

— обладают юридической силой, то есть способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

— документальная форма, имеют установленную форму и реквизиты, указания о времени и месте принятия, а также подписи надлежащих должностных лиц, разбиты чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; любой нормативный правовой акт содержит четкие положения о том, на какую территорию или круг лиц распространяется действие акта;

— являются частью строгой иерархии и системы права [22, c. 38].

Нормативно правовыми актами являются: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, принятые в соответствие с ним.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ [1]: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это значит, что Конституция РФ является основополагающим и высшим по юридической силе нормативно-правовым актом. Конституция РФ является для законотворческой деятельности основополагающим актом прямого действия. Другие нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ, в противном случае, такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ и не должен применяться вообще.

Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина [22, c. 42].

Конституция РФ содержит в себе нормы о гражданских правах: о личных правах и свободах граждан (ч. 2 ст. 6, гл. 2); о свободе экономической деятельности (ст. 8); о собственности (ст. 9, ст. 35, ст. 36); об участии граждан в управлении делами государства (ст. 32); о свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44) и др.

Наряду с Конституцией РФ к числу актов высшей юридической силы относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией. Они являются способом урегулирования общественных отношений, если нормы российского законодательства не разрешают или разрешают иначе гражданско-правовые вопросы. Это значит, что указанные правовые акты являются стандартом и приоритетом для российского законодательства.

Общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом, в качестве юридически обязательного [16, c. 25].

Документами, содержащие международные нормы гражданского права, являются: Устав ООН [2], где они занимают основное положение в иерархии международным норм; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров [4]; Конвенция ООН по охране промышленной собственности [5]; Конвенция ООН против коррупции [6]; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН [3] и др.

Федеральные конституционные законы обладают высшей юридической силой по сравнению с обычными федеральными законами. Они применяются в особом порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» [8]; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [7]; Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» [9] и др.

К источникам гражданского права, обладающим меньшей юридической силой, относятся такие нормативно-правовые акты, как Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов РФ, что представляет собой в совокупности гражданское законодательство.

Существую нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. По своей юридической силе они вторичны, поэтому называются «подзаконными актами» или «иными правовыми актами» (п. 6 ст. 3 ГК РФ).

Подзаконные акты направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь. Они являются средством реализации законодательных норм [27]. Могут регулировать гражданские правоотношения только в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, иными федеральными законами или Указами Президента. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт противоречит закону, то предпочтение должно быть отдано закону.

Субъектами, которые могут принимать и утверждать подзаконные нормативные акты, являются:

— государственные органы;

— руководители ведомств или министерств;

— территориальные органы власти;

— руководители учреждений, организаций, предприятий.

В связи с этим подзаконные акты бывают: локальные, индивидуальные, региональные, федеральные, местные.

И к ним относят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств.

Согласно п. 6 ст. 3 ГК РФ к подзаконным актам применимы следующие требования:

— они не должны противоречить не ГК РФ, ни принятым в соответствии с ним федеральным законам (п. 3, ст. 3); их нормы, нарушающие данное правило, не подлежат применению (п. 5 ст. 3);

— действие и применений иных правовых актов определяются правилами гл. 1 ГК РФ, которые регулируют действие и применение норм гражданского законодательства (п. 6 ст. 3);

— постановления Правительства РФ, содержащие гражданско-правовые нормы, могут приниматься только на основании и во исполнение норм ГК, иных законов и указов Президента (п. 4 ст. 3). При не соблюдении этого правила, они не подлежат применению (п. 5 ст. 3).

Федеральные органы исполнительной власти такие, как федеральные министерства, федеральные агентства, службы и иные федеральные органы также могут осуществлять нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере их компетенции, но только в случаях, прямо установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Согласно п. 7 ст. 3 ГК РФ указанные исполнительные органы могут издавать нормативные акты в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными нормативно правовыми актами. Кроме того, нормативные акты федеральных служб и агентств должны соответствовать актам министерств, которым они, как правило, подведомственны [18, c. 202]. Это значит, что по собственной инициативе без прямого поручения указанные органы принимать подзаконные акты не могут.

Ведомственные акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ и последующему официальному опубликованию в газете «Российская газета», которое должно осуществляться не позднее 10 дней после государственной регистрации этих актов. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них нельзя ссылаться при разрешении споров [19, c. 70–71].

К актам исполнительных органов субъектов РФ относятся указы (постановления) и распоряжения, которые издаются в рамках своих полномочий главами республик, губернаторов, главами администраций автономных округов, областей. Указанные акты принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта.

Локальные акты или индивидуальные акты могут считаться источником гражданского права, если они исходят от органов государственной власти и содержат общеобязательные для всех субъектов права предписания (правовые нормы) [14, c. 86]. Эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах.

Обычай представляет собой исторически первую и самую древнюю форму права. Он был способом регулирования поведения в догосударственном обществе, в условиях родового строя. Он охватывал все сферы жизни: политическую, экономическую, духовную, социальную. Обычай в России был единственной формой существования позитивного права и играл существенную роль в регулировании имущественных и личных отношений.

Обычному праву не присущи «выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях» [22, c. 26]. В связи с этим нормы, которые вытекают из обычного права особые по содержанию и по характеру, и выражены в предписании границ и типа дозволенного поведения. Обычай сформировался из таких образцов поведения, которые складывались тысячелетиями и закрепляли полезный опыт человечества, подкрепляясь мощной этнокультурой. С появлением государственности многие из обычаев сохранили свое значение и перешли под защиту судебной системы, стали, таки образом, правовыми обычаями [24, c. 1].

В советский период в качестве источника права выступал правовой обычай. Под ним понималось санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Однако само государство отрицательно относилось к этой форме права, хотя полностью исключить из практики правовой обычай оно не могло.

Со временем в гражданском законодательстве происходили изменения, и обычай стал рассматриваться более широко, чем только «обычай делового оборота», как это было указано в ст. 5 ГК РФ в редакции до 2013г. [11]. С этого времени обычай выходит и за пределы предпринимательской деятельности. Становится возможным его применение в «иной деятельности». И действительно, данные изменения должны были произойти, ведь сфера применения обычаев не ограничивается только деловым оборотом, их действие распространяется на любые гражданско-правовые отношения. Как пишет по этому поводу М. Н. Марченко: «роль обычая в разные времена менялась, но никем не отменялась» [24, c. 1].

В настоящее время согласно п.1 ст. 5 ГК РФ под обычаем понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, не зависимо от того, зафиксировано оно или нет в каком-либо документе».

Гражданское законодательство отводит обычаю второстепенную, вспомогательную роль перед законом или договором. Особенность обычая в этом и состоит, что в отличие от законодательства он всегда диспозитивен, поэтому стороны могут от него отступить [20, c. 41]. Он не применяется, если противоречит законодательству или договору в соответствующих правоотношениях (п. 2 ст. 5 ГК РФ). В обязательственных правоотношениях обычай применим только при отсутствии соответствующих правил в договоре, законе или правовых актах (ст. 309 ГК РФ).

Правило поведения может расцениваться в качестве обычая только в случае, если оно известно или должно быть непременно известно субъектам правоотношения, и если оно не закреплено как общеобязательное в нормативном акте (в противном случае оно утратит статус обычая). При этом обычай это такое правило поведения, как указывает А. В. Белов, которое образовалось «без содействия (установления) публичной власти в результате длительного и регулярного применения одних и тех же правил к однородным случаям жизни, обеспеченное в своей общеобязательности принуждением со стороны публичной власти» [18, c. 205].

Гражданский кодекс в некоторых положениях обращается к конкретным видам обычаев как источнику права: к национальному обычаю (п.1 ст. 19); к местному обычаю (ст. 221). Во многих статьях кодекса говорится об «обычно предъявляемых требованиях» (ст. 309). В качестве таких требований могут выступать, например, предусмотренные «обязательные требования к качеству продаваемого товара» (п. 4 ст. 469); требования по комплектности товара, «комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями» (ст. 478); обычные требования к действиям покупателя для обеспечения передачи и получения соответствующего товара (п. 2 ст. 484), а также для осуществления платежа но договору купли-продажи (п. 2 ст. 485); обычаи, определяющие содержание и способ предоставления информации о товаре продавцом в розничной торговле (п. 1 ст. 495); требования обычной практики эксплуатации транспортного средства (п. 2 ст. 635); форма подтверждения приема вещей обычна для данного вида хранения (п. 2 ст. 887); обычаи, определяющие условия исполнения договора комиссии, не содержащего указания о таковых (ст. 992), и др.

Обычай как источник гражданского права обладает особенными чертами, выделенными Д. В. Ерофеевой [22, c. 28]:

— продолжительность существования. Данная черта определяется в связи с тем, что обычай складывается постепенно. Проходит определенное время, чтобы обычай приобрел силу;

— устный характер, как уже отмечалось, он может быть не зафиксирован документально и тогда он передается из поколения в поколение в устной форме;

— формальная определенность связана с тем, что из-за устной формы требуется более или менее точная определенность его содержания, ситуация, в которой он применяется, на какой круг лиц распространяется, последствия, влекущие его применение;

— локальный характер говорит о том, что действие обычая распространяется на определенной территории;

— санкционированность государством — это значит признание юридической силы обычая государством для того, т. е. его законности, чтобы обычай реально применялся в обществе.

Разновидностью обычая как источника права рассматривается обычай делового оборота, применяемый к регулированию предпринимательской деятельности и чаще представленный в виде правил, изложенных в каких-либо документах, т. е. документально зафиксированных. Например, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» [12] правом свидетельствовать наличие торговых и портовых обычаев наделена Торгово-промышленная палата РФ.

В юридической литературе встречается классификация обычаев делового оборота по таким основаниям, как:

— по документальной зафиксированности;

— территории действия (применения);

— видам правовых норм, содержащихся в них. [29, c. 230]

Фиксация делового обычая не происходит в момент, когда он только сформировался и начал применяться на практике. Только со временем обычай может быть зафиксирован документально. И все же в большинстве случаев законодатель стремится быстрее сделать рациональные правовые обычаи частью нормативных актов, чтобы не возникало коллизий с их применением [15, c. 364].

Обычаи делового оборота фиксируются и в судебных актах. В этом случае обычай играет важную роль, ведь функция суда состоит в том, чтобы разрешать гражданско-правовые споры. В каждом случае применения того или иного правила в качестве обычая делового оборота суд обязан оценить его на предмет соответствия признакам обычая делового оборота. Например, суд кассационной инстанции согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа [30] установил, что указанные в договоре, заключенным между сторонами спора, условия (смета, коммерческое предложение подрядчика, особые условия договора, график производства работ, правила производства работ арендаторами в бизнес-центре, рабочая документация) по своей сути являются документом, унифицирующим обычаи делового оборота, связанные с выполнением строительных и инженерных работ по проекту заказчика.

О территории действия или применения обычая делового оборота говорит тот факт, что он может действовать на определенной территории. Есть обычаи, которые соблюдаются на территории всего государства, а есть местные, соблюдаемые лишь в определенной местности, которые рассматриваются рассматриваться как частный случай региональных обычаев. Например, в ст. 221 ГК РФ говориться, что в «соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов».

Таким образом, источниками гражданского права является совокупность гражданско-правовых норм, которые характеризуются как общие правила поведения, вобравшие в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Внешним выражением гражданско-правовых норм и является источники гражданского права.

Нормы гражданского права содержатся в нормативно правовых актах, подзаконных актах, в обычаях. Они обладают разной юридической силой. И в зависимости от этого источники гражданского права подразделяются на законы, обладающие высшей юридической силой: Конституция РФ, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, федеральные конституционные законы РФ. Вторую ступень по значимости занимает Гражданский кодекс РФ и федеральные законы, принятые в соответствии с ним. Меньшей юридической силой обладают подзаконные акты, включающие в себя: указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

К источникам гражданского права ГК РФ относит и акты исполнительных органов субъектов РФ, постановления местных структур власти; локальные документы. Эти документы имеют свое действие на территории определенного субъекта РФ и не должны противоречить законодательству.

Обычай также отнесен законодателем к источникам гражданского права как к вспомогательному источнику, если не применимы нормы закона или договора.

Источники гражданского права рассматриваются как основной теоретический аспект наряду с принципами, функциями, методами гражданского права при изучении основ гражданского права. Источники — это основа, откуда берут свое начало гражданско-правовые нормы. В указанных учебных пособиях вопрос источников права раскрывается в основном в отдельных главах или разделах, в которых более подробно рассматриваются вопросы происхождения норм права, классификация нормативно-правовых актов, разновидности, юридическая сила, рассматривается гражданское законодательство, его развитие, изменение, современное состояние.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) [Электронный ресурс] // веб-сайт ООН. URL. http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
  3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года [Электронный ресурс] // веб-сайт ООН. URL.http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles
  4. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980). По состоянию на 20.04.2018. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  5. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979). [Электронный ресурс] // информационно-правовой сайт — Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL. http://legalacts.ru/doc/konventsija-po-okhrane-promyshlennoi-sobstvennosti-zakliuchena-v/
  6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» от 30.10.2018
  8. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» от 28.12.2016
  9. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» от 03.07.2016
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  11. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ»
  12. Закон РФ от 07.07.1993г. № 5340–1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» от 30.12.2015
  13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ». URL. http://base.garant.ru/183350/#ixzz5e68Yptwf
  14. Абрамов В. Ю., Абрамов Ю. В. Полный курс гражданского права России: Учебное пособие. Ч. 1: Общая часть. — М.: Статут, 2016. — 688 с.
  15. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
  16. Барбин В. В. Конституция России и общепризнанные принципы и нормы международного права: соотношение и развитие // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — № 3 (19). — С. 24–30
  17. Гражданское право. Выпуск 1: Основные положения. Граждане. Курс лекций / Под ред. В. К. Андреева. — М.: РАП, 2013. — 123 с.
  18. Гражданское право. Т. I. Общая часть. Введение в гражданское право: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 622с.
  19. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б. М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. — 511 с.
  20. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — 493 с.
  21. Л. Ю. Грудцына, А. А. Спектор Гражданское право России: Учебник для вузов. — М.: ЗАО Юстицин-форм, 2008. — 560 с.
  22. Ерофеева Д. В., Шагиева Р. В. Источники права: от римской правовой традиции до современности. — Калуга: Полиграф-Информ, 2010. — 112 с.
  23. Иванчак А. И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. М.: Статут, 2014. — 151 с.
  24. Кича М. В. Обычай как форма права: актуальные проблемы сущностной характеристики // Философия права. — 2013. — С. 1–5. [Электронный ресурс] КиберЛенинка — научная электронная библиотека. URL. https://cyberleninka.ru/article/n/obychay-kak-forma-prava-aktualnye-problemy-suschnostnoy-harakteristiki
  25. Кушнир И. В. Гражданское право. — 2010 [Электронный ресурс] // URL. http://be5.biz/pravo/g029/index.html
  26. Микрюков В. А., Микрюкова Г. А. Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалавров. — М.: Статут, 2016. — 128 с.
  27. Новиков Д. Б. Основные принципы построения эффективной СРПИ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» URL. http://www.consultant.ru/about/nc/legalinfo/doklad/
  28. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н. Д. Эриашвили, Р. А. Курбанова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 455 с.
  29. Фомушина Е. П. Классификация обычаев делового оборота // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: «Юриспруденция». — 2010. — № 2 (13). — С. 230–236
  30. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2013 г. № Ф07–3542/12 по делу № А56–55092/2011 (ключевые темы: односторонний порядок — подрядчик — расторжение договора — акт выполненных работ — приемка результата работы). [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ». URL. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/41067644/#ixzz5eDThvzqH
Основные термины (генерируются автоматически): акт, ГК РФ, норма, обычай, деловой оборот, источник, Конституция РФ, Российская Федерация, гражданское законодательство, постановление Правительства РФ.


Ключевые слова

нормативно-правовой акт, гражданское законодательство, обычай, норма права, источники гражданского права
Задать вопрос