Библиографическое описание:

Дюпина Ю. В., Шакирова Т. В., Чуманова Н. А. Цветовая картина мира и поэзия В.Высоцкого // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 222-223.

Попытки постижения свойств и природы цвета охватывают все стороны деятельности человека: обыденный опыт, художественное познание мира, научный анализ. Цвет наблюдается как оптическое явление в атмосфере, присутствует как окраска живых организмов и предметов окружающей среды. Известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, генерировать особое цветовое пространство. Следовательно, цвет — это особая система кодирования информации.

Хотя цветообозначений в русском литературном языке сравнительно немного, частота их употребления в поэтической речи достаточно высока. «Цветовые» слова выступают средством воплощения идейно-художественного содержания, своеобразным выразителем мировидения автора. Изучение цветовой лексики отдельно взятого писателя позволяет делать выводы об особенностях его идиостиля. Цвет является значимым компонентом ментального пространства художника слова, поэтому анализ цветосемантики помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора.

В лингвистике много внимания уделялось исследованию цветообозначений в творчестве различных авторов. О. Н. Анищева анализирует семантику прилагательного белый в поэзии А. А. Ахматовой [Анищева 1991], Л. Г. Асракадзе рассматривает цветовую лексику в поэтических произведениях О.Мандельштама [Асракадзе 1999], Е. В. Губенко — цветовую лексику в лирике Б. Пастернака [Губенко 1996]. Н. М. Герасимовой изучена и представлена энергетика цвета в цветаевском «Молодце» [Герасимова 1996], работа П. Т. Громова посвящена изучению значения цвета в концептуальной метафоре (на материале поэзии С. Есенина) [Громов 1996]. Большое количество работ посвящено символике цвета, особенностям цветописи в творчестве А. Булгакова [Биккулова 2000], [Кузнецова 1994], [Лысоиваненко 2001], [Хорошилова 1998]. Произведения многих авторов стали объектом пристального внимания при изучении концептов цвета в лингвокогнитивном аспекте [Белобородова 2000], отдельных цветов [Злыднева 2002], цветописи в свете авторской модальности [Черкасова, Карпенко 1985], при изучении роли цветописи в создании образов [Шемякин 1960], транспозиции цветовых прилагательных [Прокофьева 1997], цветовых и смысловых модуляций в звуковой архитектонике поэтического текста [Тойшибаева 1991].

Исследование цветовой картины мира В. Высоцкого соответствует интересам современной лингвистики, с каждым годом все активнее разрабатывающей проблематику «картин мира» и их воплощения в языке (Работы В. Г. Гака, Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, Н. А. Кожевниковой, В. П. Григорьева, Л. В. Зубовой и др.). Целесообразность анализа образного способа отражения действительности в общеязыковом и семасиологическом аспекте связывается современными исследователями со становлением в языкознании научной парадигмы, антропологической и культурологической по своей сути.

Говоря об индивидуально-авторской картине мира Владимира Высоцкого, нужно отметить, что творчество поэта-барда издавна привлекает внимание филологов. Огромное количество публикаций произведений Высоцкого и литературы о нем — неоспоримое свидетельство литературной значимости фигуры этого поэта. Однако подлинное признание поэтического таланта пришло к Высоцкому лишь после смерти. Особенно много исследовательских работ было опубликовано в 1987 и 1988гг. — годы присуждения ему Государственной премии СССР и 50-летия со дня его рождения. Тогда же был организован Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого, научно-исследовательский и культурный центр, занимающийся сбором и хранением материалов, касающихся жизни и творчества поэта и актера. С 1989 г. начинает издаваться журнал «Вагант», многие публикации в котором посвящены Высоцкому. С 1992г. выходит посвященная ему газета «Высоцкий: Время. Наследие. Судьба». С 1997 г. издается альманах «Мир Высоцкого» (составители А. Е. Крылов, В. Ф. Щербакова, Б. Б. Жуков, ответственный редактор В. Ф. Щербакова). Сегодня о Высоцком написано очень много книг, статей, воспоминаний, диссертаций, рецензий. Без сомнения, его творчество, являясь прежде всего фактом нашей литературы и культуры в целом, представляет большой интерес для специальных научных изысканий (лингвистических, социологических, психологических и так далее). Среди многочисленных работ по общим и частным проблемам творчества В. Высоцкого можно назвать исследования А. Кулагина (эволюция творчества поэта), И. Е. Намакштанской (лексика и фразеология), В. П. Изотова (словотворчество, словарь поэзии), О. П. Шилиной (нравственно-психологический аспект) Д. И. Кастреля, Р. Ф. Венкьярутти (сравнительная лексика, поэтика), А. Е. Крылова (историография, библиография), С. Г. Шулежковой, (словарь крылатых выражений) и многих других.


Литература:

  1. Анищева О. Н. Семантика прилагательного «белый» в поэзии А. Ахматовой // Языковые единицы в системе языка и тексте. — Воронеж, 1991. — С. 63–68.

  2. Асракадзе Л. Г. Цветовая лексика в поэтических произведениях О. Мандельштама // Край Воронежский: Межвузовс. студ. сб. — Воронеж, 1999. — Вып.3. — С. 7–14.

  3. Белобородова И. В. Концепт «цвет» в лингвокогнитивном аспекте (на материале автобиографической прозы). Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Таганрог, 2000. — 26 с.

  4. Биккулова И. А. Символика желтого цвета в романе М. А. Булгакова «Молодая гвардия» // Технологии гуманитарного поиска: Лингвистика. История. — Белгород, 2000. — С. 7–8.

  5. Герасимова Н. М. Энергетика цвета в цветаевском «Молодце» // Имя — сюжет — миф. — СПб., 1996. — С. 159–178.

  6. Громов П. Т. Значение цвета в концептуальной метафоре: (На материале поэзии С.Есенина) // Актуальные проблемы филологии и ее преподавания. — Саратов, 1996. — Ч.1. — С. 38–39.

  7. Губенко Е. В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б. Пастернака. Автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 1999. — 22 с.

  8. Злыднева Н. В. Белый цвет в русской культуре XX века // Признаковое пространство. — М., 2002. — С. 424–431.

  9. Кузнецова О. Г. Особенности цветового письма в романе «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена русской литературы. — Самара, 1994. — С. 91–97.

  10. Лысоиваненко Е. Г. Система и семантика цветообозначений в прозе М. А. Булгакова. Автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 2001. — 16 с.

  11. Прокофьева Л. П. Проблема цветового звукосимволизма: Виды и жанры искусств // Актуальные проблемы лексикологии и стилистики. — Саратов, 1993. — С. 153–157.

  12. Тойшибаева Г. К. Цветовая лексика (состав, семантические преобразования, функции) в художественном тексте на материале произведений Ф. М. Достоевского. Автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 1990. — 19 с.

  13. Хорошилова С. С. Символика желтого цвета в творчестве М. А. Булгакова // Текст: структура и функционирование. — Барнаул, 2000. — Вып. 4. — С. 100–102.

  14. Черкасова Л. П., Карпенко В. П. Цветопись в прозе Ю.Нагибина // Русская речь. — 1985. — № 4. — С. 65–68.

  15. Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его значение) // Мышление и речь. Известия АПН РСФСР. — М., 1960. — Вып. 13. — С. 5–48.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle