Библиографическое описание:

Шкрабо О. Н. Интерпретация мифа о грехопадении в поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай» // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 251-253.

Миф о грехопадении представляет собой широко известное библейское предание об искушении Евы Сатаной, о нарушении божьего запрета и проклятии, наложенном на весь человеческий род в наказание за непослушание, которое, по сути, явилось реализацией свободы выбора, данной человеку Богом.
Известно, что Джон Мильтон был верующим человеком, хорошо знал Библию и ее толкования, но известен также и тот факт, что поэт был сторонником собственной интерпретации библейских текстов, — интерпретации через призму мировоззрения, мироощущения, понятия веры и жизненного опыта. «Потерянный Рай», в этом смысле, является поэтическим отражением мильтоновской интерпретации библейского мифа, которая не сколько противоречит традиционному христианскому толкованию, сколько уточняет и дополняет его.
Вопрос мильтоновской интерпретации мифа о грехопадении неоднократно поднимался в отечественном литературоведении. Его исследованием занимались Р. М. Самарин, Т. А. Павлова, И. И. Гарин, А. А. Чамеев, и целью настоящей статьи является рассмотрение мильтоновского видения библейского мифа, в том числе и на основании работ указанных литературоведов.
Прежде чем продолжить речь о мильтоновской интерпретации мифа о грехопадении, стоит разобраться, что представляет собой его традиционная интерпретация.
По библейским представлениям грехопадение — это нарушение первыми людьми заповеди Бога об абсолютном повиновении, что и повлекло в результате изгнание их из Рая, появление в мире зла, противоречащего божественной сущности. Преобладающим толкованием является прочтение мифа о грехопадении как истории об утрате человеком богоподобия, т. е. абсолютной святости и бессмертия, и о «сохранении искаженного образа Бога, т. е. разума и свободной воли, употребляемых чаще всего во зло человеку и природе» [3, с. 111].
Догмат о грехопадении по сей день является предметом богословских споров в христианстве. Например, согласно католическому учению, в результате грехопадения человек всего лишь утратил сверхъестественные дары, которыми Бог наделил его при творении, что ослабило человеческую природу, но в то же время не привело к ее окончательному разрушению. Таким образом, человек «будучи греховным, остается свободной, социальной и разумной сущностью, состоящей из естественного и сверхъестественного начала» [2, с. 111].
Религиозные реформаторы отклоняют дуализм природы и сверхприроды в человеке. Для пуританства, сторонником которого был и Джон Мильтон, была свойственна идея предопределения. Так, например, Ж. Кальвин утверждал, что человек не является свободной личностью, он утратил способность к добру и богопознанию, и представляет собой бесконечно греховное существо, участь которого была предопределена еще до сотворения мира.
В «Потерянном Рае» Мильтон, как и в трактате «О Христианском учении» размышляет над вопросом о причине всех человеческих несчастий, т. е. почему история человечества является преимущественно историей военной и кровопролитной, за которой порой не видно истории созидательной, творческой. Объяснение бедам и страданиям человечества Мильтон дает в соответствии со своими религиозными убеждениями. Поэт высказывает критическое, но в то же время гуманистическое мнение о прошлом человечества, говорит о своей вере в человеческий разум, в его свободную волю, которая сможет подчинить себе историю [6, с. 268]
Р. М. Самарин отмечает, что любовь Адама к Еве оказывается настолько сильной, что он не в силах оставить ее в одиночестве перед лицом небесного возмездия, а Ева нарушила запрет, т. к. ее разум оказался не в силах противостоять искусным уговорам Сатаны.
Адам Мильтона представляет собой образ гармоничного человека, наделенного мудростью, мужеством, обаянием и богатым внутренним миром, в котором есть место разуму и свободной воле, чувствам и страсти. В этом смысле душа Адама противоречива — его действиями управляет разум, но страсть и чувства в конечном итоге берут верх, и в первую очередь по причине физической и духовной красоты Евы, по причине любви к ней, которая наполняет Адама радостью.
Важнейшим фактором внутреннего мира Адама у Мильтона является свобода — свобода выбора. Именно обладание этой свободой позволяет Адаму переступить черту, отделявшую его от уже согрешившей Евы, и разделить с ней наказание за непослушание, а, по сути, за реализацию дарованной свободы воли [1, с. 175–176].
По замечанию Т. А. Павловой собственное толкование Мильтоном мифа о грехопадении предстает «в слепой страсти, охватившей мужчину» [5, с. 414], в которой поэт и видит «причину всех человеческих несчастий» [5, с. 414].
В христианской традиции грехопадение связано, прежде всего, с гордыней и тщеславием, Мильтон, для которого грехопадение было одновременно и историческим фактом и мистерией, метафорой, полной всеобъемлющего смысла, причину грехопадения объясняет тонкими психологическими мотивами и в первую очередь безудержной страстью Адама к Еве.
Адам и Ева преступают наказ Божий по разным причинам. У Евы, соблазняемой Сатаной, зарождается недоверие к Богу, и пробуждается любопытство — духовный голод. Ева думает, что сравняется с Адамом или даже превзойдет его в мудрости и за это он полюбит ее еще больше:
О Царственное Древо!<…>
тобой насыщенная всласть,
Созрею в мудрости, под стать богам
Всезнающим… [4, с. 300].

O Sovran <…> of all Trees, <…>

I grow mature

In knowledge, as the Gods who all things know [7, p. 397].

Адам же верен Богу, он больше склонен прислушиваться к голосу разума, но оказывается во власти эмоций, когда узнав о поступке Евы, он понимает, что она погибла, и решает остаться с ней, погибнуть вместе, потому что не представляет жизни без нее:

Но все равно; скрепил
Я жребий мой с твоим, и приговор
Тождественный постигнет нас двоих.
И если смерть меня с тобой сплотит,
Она мне жизнью будет; столь сильна
Природы власть, влекущая меня
К тебе; ведь ты мое же естество,
Вся из меня возникла, вся моя,
Мы нераздельны, мы — одно, мы — плоть
Единая, и Еву потерять –
Равно что самого себя утратить! [4, с. 306].
However I with thee have fixt my Lot,

Certain to undergo like doom; if Death

Consort with thee, Death is to mee as Life;

So forcible within my heart I feel

The Bond of Nature draw me to my own,

My own in thee, for what thou art is mine;

Our State cannot be sever’d, we are one,

One Flesh; to lose thee were to lose myself [7, p. 400].
По мнению Мильтона, именно эта земная любовь, оказавшая сильнее любви к Богу, и явилась причиной грехопадения Адама. Именно после нарушения запрета Адамом содрогается земля, и мир начинает меняться. Природа, Космос искажены грехопадением: Солнце меняет свой путь, животные нападают друг на друга, в мир проникает Смерть, а Адам и Ева утратили гармонию и невинность, в них просыпаются гнев, ненависть, недоверие. Их любовь отныне переплетена с эгоизмом и похотью [5, с. 414–417]. В поэме звучит мотив бренности бытия. До момента грехопадения мир кажется чем-то вечным, незыблемым, но мир переворачивается, гармония исчезает. Отныне миром правят время и смерть. Человек больше не обладает бессмертием и пасторальной невинностью, его жизнь теперь греховна, а тело тленно.
Таким образом, грехопадение в интерпретации Джона Мильтона представляет собой результат тщеславия первых людей, в первую очередь Евы, пожелавшей сравняться с Адамом и Богом, и страсти Адама, которая оказалась сильнее любви к Богу. В то же время, поэт дает понять, что грехопадение — это еще и реализация свободы выбора, дарованной Богом человеку. Человек может снова обрести Рай, духовный, для этого ему нужно сделать выбор в пользу благочестивого образа жизни, что позволит искупить последствия грехопадения в душе человеческой.

Литература:
  1. Виппер, Ю. Б. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века / Под ред. С. С. Игнатова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. — 816 с.
  2. Гарин, И. И. Пророки и поэты. М.: ТЕРРА, 1994 — Т.5. 640 с.: ил.
  3. Грех / Христианство: словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М.: Республика, 1994. — с. 110–111
  4. Грехопадение, первородный грех / Христианство: словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М.: Республика, 1994. — 559 с. С. 111
  5. Мильтон Д. Потерянный рай. Возвращенный рай: поэмы / Джон Мильтон; [пер. с англ. А. А. Штейнберга, Е.Т., Н. А. Брянского; предисл. Л. Сумм; примеч. И. Одаховской, А. Зиновьева]. — М.: Эксмо, 2009. — 608 с.: ил.
  6. Павлова, Т.А. (1937–2002). Милтон. — М.: РОССПЭН, 1997. — 480 с. [9] л. ил., портр.
  7. Самарин, Р. М. Творчество Джона Мильтона. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 485 с. илл.; 1 л. портр
  8. Чамеев, А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный Рай» / ЛГУ им. А. А. Жданова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 126, [2] с.
  9. Milton John. Complete Poems and Major Prose / John Milton // Edited by Merrit Y. Hughes. Notes and Introductions by the Editor. — Indianapolis: The Odyssey Press, 1976. — 1059 p.
Основные термины (генерируются автоматически): Джона Мильтона, Джон Мильтон, «Потерянный Рай», мильтоновской интерпретации мифа, библейского мифа, Джона Мильтона «Потерянный, интерпретации библейского мифа, причиной грехопадения Адама, интерпретации Джона Мильтона, искушении Евы Сатаной, with thee, страданиям человечества Мильтон, видения библейского мифа, «Потерянном Рае» Мильтон, свободы выбора, Творчество Джона Мильтона, сильнее любви, творчества Джона Мильтона, толкование Мильтоном мифа, Изд-во Моск.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle