Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Семакина, А. А. Система коррекционной логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный и послеоперационный периоды / А. А. Семакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104644/ (дата обращения: 02.05.2024).



В тексте статьи рассматривается понятие ринолалии как научного феномена и раскрываются особенности коррекционной работы при открытой ринолалии в до и послеоперационный периоды.

Ключевые слова: ринолалия, открытая ринолалия, артикуляция, согласные звуки, гласные звуки, дошкольный возраст, послеоперационный период, речевое дыхание, мягкое нёбо, расщелины.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, при сохранном физическом слухе, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами периферической части речевого аппарата.

В зависимости от характера нарушений функции небно-глоточного смыкания выделяют формы [1]:

  1. Открытая — воздух выходит через носовую полость.

1) Функциональная (после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При данной форме возможен недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации. Парез — это снижение силы в мышцах или группе мышц.

2) Органическая:

– врожденная: обусловлена расщеплением тканей органов артикуляционного аппарата, произошедшим в пренатальный период;

– приобретенная (результат травмы) [4].

  1. Закрытая — воздух не может пройти через носовую полость, страдают носовые звуки [н], [м] и их мягкие пары и гласные.

1) Функциональная. Снижение физического слуха, насморк, подражание

2) Органическая:

– передняя преграда в носовой части. Наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа; при полипах в носовой полости; — при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

– задняя. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, носоглоточных опухолей.

  1. Смешанная (носовая непроходимость и недостаточный небно-глоточный затвор)

Механизм нарушения [5]: анатомические дефекты артикуляционного аппарата → нарушения базы артикуляционных укладов → тяжелые нарушения звукопроизношения, нарушение начинается с гласных звуков → нарушения просодики →нарушения фонематических процессов → нарушение лексики и грамматики → общее недоразвитие речи.

Система логопедической работы при открытой ринолалии в дооперационный период имеет следующие цель и этапы [5]:

Цель : подготовка развития и речевого аппарата к уранопластике, психологическая подготовка к операции;

Включает в себя три возрастных периода: до года (доречевой), с года до трех — сензитивный период, с трех лет до операции.

Цель этапа: подготовка ребенка и его речевого аппарата к уранопластике.

Первый этап:

  1. Стимулирование появления гуления и лепета (работа с мамой) [4];
  2. Массаж мелкой моторики, артикуляционной и лицевой мускулатуры;
  3. Стимуляция двигательных актов;
  4. Сенсорное развитие, тактильное зрительное и слуховое.

Второй этап :

  1. Стимулирование звукоподражания и появления первых слов;
  2. Введение простых глаголов (дай), соотнесение их с действиями;
  3. Логомассаж и массаж кистей и рук, артикуляционная гимнастика;
  4. Нормализация кормления;
  5. Занятия с логопедом и фонопедом, ясли;
  6. Поощрение любой самостоятельной речевой активности;
  7. Формирование речевого дыхания.

Третий этап:

  1. Активизация небно-глоточного смыкания с мягким небом с помощью специализированного массажа и специальных упражнений :

– пассивных (на рефлекторные движения мышц мягкого нёба, касание теплым и холодным шпателем);

– активных (кашель, зёв, поперхивание, произнесение сочетания звуков «нг», полоскание горла) [5].

  1. Развитие речевого вдоха и выдоха (дифференциация и формирование навыка дышать через рот);
  2. Массаж артикуляционного аппарата и проведение артикуляционной гимнастики;
  3. Коррекция звукопроизношения. Начинаем с гласных [А], [Э], [О], [И], [У], [Ы].

Важно отметить, что целью является не постановка звука, а формирование его артикуляционной базы на длительный срок. Формирование гласных проводится на базе гласных — произнесение на твердой атаке [5];

  1. Развитие фонематического слуха, слухового внимания и восприятия;

Система логопедической работы при открытой ринолалии в послеоперационный период имеет следующие особенности и этапы:

Важно отметить, что после операции работа организуется исходя из результатов уранопластики. Таким образом, детей следует формировать в 2 группы:

  1. тех, у которых восстановленное и подвижное мягкое небо.
  2. тех, у которых мягкое небо малоподвижно, натянуто и укорочено.

Логопедическая работа с детьми 1 группы.

Дети 1-й группы подразделяются на 2 подгруппы:

  1. дети быстро утомляются, соматически ослаблены, с пониженным мышечным тонусом
  2. характерен повышенный мышечный тонус, чрезмерная двигательная активность, хаотичность в действиях [3].

При организации лог. работы необходимо учитывать подгруппу ребенка. С 1 подгруппой производим активизацию мышечного тонуса, с 2 подгруппой используем упражнения на расслабление мускулатуры и мышечного тонуса. Особенно характерно таким детям неумение пользоваться новыми воссозданными условиями артикуляции. Проявляется в неумении дифференцировать ротовой и носовой выдох, направлять воздушную струю через рот [4].

Задачи:

  1. активизация работы мышц артикуляционного аппарата;
  2. выработка сильной целенаправленной воздушной струи через рот;
  3. работа по дифференциации ротового и носового выдоха.

Логопедическая работа над гласными звуками включает следующие этапы [2]:

  1. артикуляция гл. звуков дается без голоса и дыхания (при звуке А — широко открыт рот, язык лежит внизу ротовой полости, кончик языка у нижних резцов);
  2. к артикуляции присоединяется сильный выдох через рот.

Направленность струи контролируется с помощью ладони/материала для поддувания/датчики (микрофон);

  1. к выдоху добавляется шепотный голос (можно использовать на предыхании);
  2. произнесение гласных на твердой атаке;
  3. произнесение гл. звуков с чередованием твердой атаки и предыханием. Затем произносим гласные звуки, начиная с придыхания и твердой атаки;
  4. отработка изучаемого гл. звука на мягкой голосоподаче. После увеличиваем кол-во звуков на мягкой атаке. После звука А берем в работу звук О.

Работа над согласными звуками включает следующие этапы [2]:

Используются те звуки, которые были изучены в дооперационный период, то есть мы восстанавливаем артикуляцию этих звуков, снова прорабатываем.

  1. элементы артикуляции согл. зв. воспроизводятся по частям (звук С-улыбка). Вспоминаем артикуляционную позицию «желобок» с кончиком языка, опущенного в нижние резцы. Используем упражнения на поддувание.
  2. элементы артикуляции звуков собираются в единое целое, при этом внимание обращается на правильную подачу выдыхаемой струи через рот;
  3. к артикуляции звука, к выдыхаемой струе, добавляется шепотная фонация на придыхании;
  4. к артикуляции и ротовому выдоху добавляется громкая фонация;
  5. звук закрепляется на удлиненной фазе выдоха;

Логопедическая работа с детьми 2 группы. Они имеют менее благоприятные условия после операции.

Задачи на восстановление подвижности мягкого нёба. Виды работы:

  1. массаж, пассивный и активный. Движения пальцем вдоль операционного шва;
  2. вызывание рефлекторного движения мягкого неба (холодным шпателем);
  3. выполнение имитационных упражнений, которые дают нагрузку на мягкое небо (имитация зева, храпа, кашля);
  4. произнесение звуков на твердой атаке, +можно добавить функциональную нагрузку с помощью рук (произнесение звука с запрокинутой головой, а руки за головой, создается напряжение в мышцах мягкого неба);
  5. при активизации мягкого неба используем скандированную речь (ма-ма мы-ла ра-му), что способствует усвоению слоговой структуры слова;
  6. ритмическое чтение стихов.

Для детей 2 группы важно проводить работу по дифференциации носового и ротового выдоха по системе А. Г. Ипполитовой [3].

Таким образом, открытая ринолалия имеет свой ряд особенностей, как в теоретических аспектах, так и практических. Для успешной коррекции следует знать все вышеназванные этапы и использовать их в работе.

Литература:

  1. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская. — Санкт-Петербург: Гиппократ, 2000. — 136 с
  2. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И. И. Ермакова. — Москва: Просвещение, 1984. — 144 с.
  3. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О. Н. Усановой
  4. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области: методическое пособие / Уральский государственный педагогический университет; авторы-составители И. А. Филатова, Н. В. Обухова. — Екатеринбург: [б. и.], 2018. — 184 с.
  5. Репина З. А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией: учебное пособие / З. А. Репина, И. А. Филатова; Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования. — Екатеринбург: [б. и.], 2020. — 80 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): мягкое небо, звук, логопедическая работа, твердая атака, артикуляционный аппарат, носовая полость, работа, ребенок, речевой аппарат, этап.


Ключевые слова

дошкольный возраст, артикуляция, речевое дыхание, ринолалия, согласные звуки, открытая ринолалия, гласные звуки, послеоперационный период, мягкое нёбо, расщелины

Похожие статьи

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

Основной задачей логопедической работы с детьми с врожденной расщелиной нёба в до- и

При ротовом дыхании отмечается сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух.

Речевая недостаточность у детей с расщелинами губы и нёба напрямую влияет на их общее.

При этом врожденная расщелина губы и неба (твердого и мягкого) в 79 % случаев.

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Коме того, для повышения эффективности логопедической работы и оптимизации этапов

Это выражается в том, что взрывные переднеязычные звуки звучат смягченно.

У детей 7 лет с перекрестным прикусом наблюдается появление бокового сигматизма.

Современная пища, принимаемая детьми в раннем возрасте, становится все более мягкой и податливой.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

Библиографическое описание: Земляченко, М. В. Использование в работе логопеда схем ориентировочной

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика

Коррекционная логопедическая работа начинается с разъяснения ребенку отличий

Рис.14 Пример подбора артикуляционных упражнений. На первом этапе обучения...

Логопедическое обследование взрослых пациентов с дизартрией

На начальном этапе работы с пациентом самым тщательным образом изучаются данные его истории

Обращается внимание на положение языка в полости рта при его открывании (всей своей массой

В дальнейшем, на этапе выполнения массажа артикуляционной и лицевой мускулатуры, это

Подвижность мягкого неба оценивается как в покое, так и при фонации.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

В зависимости от этапа «контрольный аппарат» постепенно сужается

На подготовительной стадии коррекционной работы необходимо

1. Этап постановки звука. Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительной стадии: о строении

3. Этап дифференциации. Здесь работа базируется на усвоенном материале.

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений

Модели применяю на всех этапах работы над звуком: постановки

ребенок, коррекционная работа, артикуляционный аппарат, звук, модель, правильный

ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата...

Этапы логопедической работы в комплексной системе преодоления дизартрии.

возраст, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, мелкая моторика, коррекционная работа

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными...

Дети со стертой дизартрией составляют до 50 % всех детей ОНР, а в группах с.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

В отечественной логопедии нарушения моторики речевого аппарата не рассматриваются в

При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая

Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает...

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных...

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии.

Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат.

В работе над дикцией проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень

– Произносить гласные звуки с позевыванием. – Имитировать полоскание горла (звук).

Использование инновационных приемов по развитию...

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к...

Похожие статьи

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

Основной задачей логопедической работы с детьми с врожденной расщелиной нёба в до- и

При ротовом дыхании отмечается сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух.

Речевая недостаточность у детей с расщелинами губы и нёба напрямую влияет на их общее.

При этом врожденная расщелина губы и неба (твердого и мягкого) в 79 % случаев.

Особенности формирования звукопроизношения у детей...

Коме того, для повышения эффективности логопедической работы и оптимизации этапов

Это выражается в том, что взрывные переднеязычные звуки звучат смягченно.

У детей 7 лет с перекрестным прикусом наблюдается появление бокового сигматизма.

Современная пища, принимаемая детьми в раннем возрасте, становится все более мягкой и податливой.

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы...

Библиографическое описание: Земляченко, М. В. Использование в работе логопеда схем ориентировочной

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика

Коррекционная логопедическая работа начинается с разъяснения ребенку отличий

Рис.14 Пример подбора артикуляционных упражнений. На первом этапе обучения...

Логопедическое обследование взрослых пациентов с дизартрией

На начальном этапе работы с пациентом самым тщательным образом изучаются данные его истории

Обращается внимание на положение языка в полости рта при его открывании (всей своей массой

В дальнейшем, на этапе выполнения массажа артикуляционной и лицевой мускулатуры, это

Подвижность мягкого неба оценивается как в покое, так и при фонации.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

В зависимости от этапа «контрольный аппарат» постепенно сужается

На подготовительной стадии коррекционной работы необходимо

1. Этап постановки звука. Здесь широко используются знания детей, сформированные на подготовительной стадии: о строении

3. Этап дифференциации. Здесь работа базируется на усвоенном материале.

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений

Модели применяю на всех этапах работы над звуком: постановки

ребенок, коррекционная работа, артикуляционный аппарат, звук, модель, правильный

ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата...

Этапы логопедической работы в комплексной системе преодоления дизартрии.

возраст, артикуляционный аппарат, речевой аппарат, мелкая моторика, коррекционная работа

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными...

Дети со стертой дизартрией составляют до 50 % всех детей ОНР, а в группах с.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

В отечественной логопедии нарушения моторики речевого аппарата не рассматриваются в

При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая

Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает...

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных...

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии.

Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат.

В работе над дикцией проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень

– Произносить гласные звуки с позевыванием. – Имитировать полоскание горла (звук).

Использование инновационных приемов по развитию...

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к...

Задать вопрос