Особенности адаптации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы к условиям ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.07.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Юракова, Е. Г. Особенности адаптации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы к условиям ДОУ / Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104631/ (дата обращения: 05.05.2024).



Наиболее типичными признаками ППНС у детей раннего возраста является выраженное преобладание, торможения или возбуждения, нарушение способности к адекватному, целесообразному реагированию на изменения условий внутренней или внешней среды. Известно, что наиболее ярко патологические признаки нарушения деятельности ЦНС проявляются в периоды возрастания психической или физической нагрузки на организм ребёнка.

Адаптация организма к новой среде обитания обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными во времени и пространстве и соподчиненными между собой специализированными функциональными системами.

В развитии физиологической адаптации прослеживается два этапа:

 начальный этап — «срочная», но не совершенная адаптация.

Важнейшая черта этого этапа адаптации состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей, при почти полной мобилизации функционального резерва и далеко не в полной мере обеспечивает необходимый адаптационный эффект.

 последующий этап — совершенная долговременная адаптация. Возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды. Он развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенно организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный.

Адаптационные реакции различаются не только в зависимости от этапа, но также определяются возрастом ребенка. Г. К. Ушаков (1973), В. В. Ковалев (1984), выделили четыре основных возрастных уровня реагирования в детском возрасте: соматовегетативный (0–3года), психомоторный (4–10 лет), аффективный (7–12 лет), эмоционально-идеаторный (12–16 лет), которые отличаются преимущественными для определенного возраста формами реакций и поведения. В раннем возрасте преобладают соматовегетативные реакции, заключающиеся в преобладании в ответ на действие внешнего или внутреннего дестабилизирующего фактора комплекса реакций со стороны соматической и вегетативной системы. В связи с тенденцией к генерализации реакций, у детей раннего возраста в структуру адаптационных реакций входят изменение состояния кожного покрова (покраснение, бледность, мраморность кожи, повышенная потливость), нарушение работы сердечно-сосудистой системы (тахикардия, аритмия), желудочно-кишечного тракта (боли в животе, запоры, поносы, рвота). При нарушении процесса адаптации либо при действии слишком длительного по времени или сверхсильного фактора, по отношению к которому адекватная адаптация невозможна, в состоянии ребенка могут развиваться стойкие отрицательные изменения — снижение массы тела, нарушение аппетита или формулы сна, распад сформированных навыков.

Периодами раннего детства, в ходе которых максимально напряжены адаптационные резервы организма, является этап новорожденности, а также поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Поступление в дошкольное учреждение (ДОУ) также можно рассматривать как этап напряжения адаптационных механизмов. В жизни ребенка происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 8 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. В период адаптации к ДОУ происходит переделка динамического стереотипа, ранее сформированных привычек и, помимо иммунной, физиологической ломки, преодоление психологических преград, вызывающих стресс.

В возрастной психологии выделяют три фазы адаптационного процесса детей к условиям ДОУ: острая, подострая и фаза компенсации.

  1. Острая фаза. Длится в среднем один месяц и сопровождается разнообразными колебаниями: в соматическом состоянии отмечается снижение веса, снижение аппетита, нарушение сна, частые респираторные заболевания, в психическом состоянии — регресс в речевом развитии, трудности в поведении.
  2. Подострая фаза . Длится 3–5 месяцев и характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами.
  3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, дети преодолевают указанную выше задержку в развитии.

Процесс адаптации детей с последствиями ППНС к условиям ДОУ, имеет ряд специфических особенностей, проявления которых могут служить объективными диагностическими маркерами.

При включении в группу детского сада ребенка, в анамнезе которого есть указания на ППНС, следует особенно тщательно отслеживать процесс адаптации, что позволит предотвратить или минимизировать патологические последствия. Как правило, признаки дезадаптации детей можно увидеть уже на первом этапе вхождения в детский коллектив. Помимо сигнальной ценности они могут также иметь диагностическое значение, а информация о протекании процесса адаптации может быть использована в дальнейшем при обеспечении психологического сопровождения ребенка на этапе поступления в школу. Дифференциальную диагностику особенностей процесса адаптации у детей дошкольного возраста с последствиями ППНС можно проводить, опираясь на следующие параметры:

 физиологические проявления адаптации и дезадаптации (наиболее объективные данные можно получить при рассмотрении вегетативных проявлений: температура тела, состояния дневного сна и аппетита, навыки опрятности);

 поведенческие особенности;

 психологические особенности (эмоциональные и когнитивные составляющие).

Литература:

  1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука. 1998–270 с.
  2. Володин Н. Н., Рогаткин С. О., Шкловский В. М., Асмолова Г. А. Формализованные подходы к оценке нервно-психического развития раннего возраста с перинатальной патологией//Российский Вестник перинатологии и педиатрии. — 2003. — № 6.
  3. Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом//Российские педиатрические журнал. — 2001. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, фаза компенсации.


Похожие статьи

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка.

Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего...

В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми

- Проведение общеукрепляющих мероприятий в группах раннего возраста.

3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение...

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего...

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования.

формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое

Л. В. Белкина — Практическое пособие. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Особенность профилактики детей раннего возраста заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей или лиц их заменяющих, воспитателей, а также других работников дошкольной образовательной организации [3].

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего...

В процессе адаптации детей раннего возраста необходимо учитывать все аспекты, приведенные выше. Необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение.

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего...

 показатели адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении (Ватутина Н. Д.) [3, с.17].

Данные о преобладающем настроении детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ позволили выделить следующие особенности эмоционального...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый, подострый периоды и период компенсации.

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение,1981.-187С.

Особенности организации непрерывной образовательной...

Статья будет полезна воспитателям, начинающим педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Ранний возраст — это важнейшая фаза развития человека, когда формируются необходимые навыки для развития полноценной личности ребенка.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Через несколько основных этапов проходит адаптация ребёнка к дошкольной организации

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Похожие статьи

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка.

Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего...

В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми

- Проведение общеукрепляющих мероприятий в группах раннего возраста.

3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение...

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего...

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования.

формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое

Л. В. Белкина — Практическое пособие. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Особенность профилактики детей раннего возраста заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей или лиц их заменяющих, воспитателей, а также других работников дошкольной образовательной организации [3].

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего...

В процессе адаптации детей раннего возраста необходимо учитывать все аспекты, приведенные выше. Необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение.

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего...

 показатели адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении (Ватутина Н. Д.) [3, с.17].

Данные о преобладающем настроении детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ позволили выделить следующие особенности эмоционального...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый, подострый периоды и период компенсации.

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение,1981.-187С.

Особенности организации непрерывной образовательной...

Статья будет полезна воспитателям, начинающим педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Ранний возраст — это важнейшая фаза развития человека, когда формируются необходимые навыки для развития полноценной личности ребенка.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Через несколько основных этапов проходит адаптация ребёнка к дошкольной организации

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс адаптации, ранний возраст, родитель.

Задать вопрос