Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таскаракова, В. В. Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники / В. В. Таскаракова, О. О. Шулбаева, Т. Ю. Чайковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104153/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена успешной апробации и реализации рабочих программ дополнительного образования детей технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, обоснована актуальность перспективной образовательной технологии конструирования и образовательной робототехники и внедрения ее в практику дошкольного образования как важного средства и способа развития познавательной активности и творческих способностей воспитанников дошкольной организации.

Ключевые слова: инновационное развитие, дополнительное образование детей, образовательная робототехника, LEGO-конструирование, моделирование.

Keywords: innovative development, additional education of children, educational robotics, LEGO construction, modeling.

Интенсивность внедрения научно-информационных технологий в различные сферы деятельности человека влечет за собой постановку перед системой образования в качестве одной из важнейших задач подготовку высококвалифицированных специалистов для инженерно-технической отрасли. Решение этой задачи предполагает формирование у подрастающего поколения задатков инженерного мышления, активное развитие аналитических способностей и личностных качеств уже с дошкольного возраста, с обязательным продолжением такой работы в общеобразовательной школе. Эти идеи заложены как в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, так и в стандарте начального общего образования.

В Законе об образовании Российской Федерации 273-ФЗ (ст. 75 п. 1) [1] установлено, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическим совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

С целью удовлетворения заинтересованности родителей в расширении спектра услуг дополнительного образования детей, острой потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями, а также с целью повышения эффективности процесса обучения и получения более высоких и качественных результатов образования, т. е. потребностью введения инновационной деятельности в МБДОУ, администрацией дошкольного учреждения было принято решение по внедрению инновационного проекта основ конструирования и робототехники в образовательный процесс детей дошкольного возраста.

В двух экспериментальных группах нашего образовательного учреждения были созданы все условия для разработки и реализации дополнительной программы по формированию конструктивно-модельной деятельности, которая рассчитана на 3 года обучения. В игровых помещениях были организованы Центры начального технического творчества (центр конструирования).

Педагоги экспериментальных групп интегрируют образовательную робототехнику в образовательную деятельность по всем образовательным областям. Так, например, во время образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений используются наборы объемных и плоскостных фигур деревянного напольного конструктора. Данный конструкторский набор нами применяется для решения образовательных задач по созданию условий для формирования умения различать и называть плоскостные геометрические (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник) и объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, кирпичик, конус, пирамида, пластина, арка). Параллельно, у детей формируется умение создавать постройки разной конструктивной сложности по образцу, схеме, модели, условиям и творческому замыслу, формируется навык классификации и умение ориентироваться в пространстве. В создании детских построек используется различный строительный материал. Это и мягкий строительный модуль, и наборы деревянных конструкторов разного размера, пластмассовые и магнитные конструкторы. Полученные образовательные решения нами используются для организации сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций в самостоятельной игровой деятельности детей в условиях группы детского сада. Таким образом, создается образовательная ситуация для развития детского творчества, обогащения словаря и связной речи, познавательной сферы, эмоциональной атмосферы в группе.

С целью мониторинга процесса и динамики результатов инновационной работы педагогами совместно с педагогом-психологом проводилась диагностика уровня познавательного развития и уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) к технической направленности в исследовательской деятельности в двух группах детского сада «Сказка» и «Жемчужинки» и в сравнительной группе старшего возраста «Морские звездочки», не реализующих данную новую модель дополнительного образования. Результаты педагогической диагностики уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы детей группы старшего возраста, обучающихся по программе дополнительного образования технической направленности «Мир конструирования» показали хорошую эффективность.

Данные педагогического обследования детей в трех группах — параллелей свидетельствуют об эффективности реализации инновационной работы и данной технической направленности дополнительного образования детей.

В апробации инновационного проекта в 2021–2022 учебном году принимают участие 13 педагогов, четверо из которых непосредственно разрабатывают Рабочую программу дополнительного образования детей технической направленности и реализуют в образовательной деятельности с детьми. Заведующий регулирует и выступает координатором работы проектной команды, педагоги с заместителем заведующего по ВиМР разрабатывают учебно-методический комплект к авторской программе по конструированию и методические рекомендации по реализации данных Программ.

С огромным интересом наши воспитанники принимают участие в конкурсах и соревнованиях разного уровня, ежегодно становятся победителями конкурса робототехнического направления «Я- Изобретатель робота» и регионального хакатона «RoboBattle», организованным ГБУ ДО РХ «Республиканский центр дополнительного образования» «Кванториум Хакасия».

Для успешного освоения лего технологии мы активно привлекали родителей к совместной деятельности, они с удовольствием становились участниками образовательного процесса, различных конкурсах по конструированию, участвовали в образовательных проектах, одним из которых является ежегодный выставочно-конкурсный проект «Я изобретатель робота», в котором дети совместно с родителем создавали робота-помощника для города или в этом году дети представили космического робота с разными вымышленными возможностями и предназначением для человека.

В процессе участия детей в инновационном проекте, по мнению 85 % родителей, повысился интерес у детей к играм с LEGO-конструктором.

В целом, можно сделать вывод о том, что созданная система работы МБДОУ по реализации инновационного проекта по формированию задатков инженерного мышления у детей дошкольного возраста максимально удовлетворяет потребностям и интересам родителей обучающихся. Активное использование педагогами новых технологий в работе, учитывая социальный запрос, интерес родителей, активное участие родителей в жизни детского сада, ведет к достижению высоких результатов по реализации инновационного проекта. Родители достаточно заинтересованы обучением и развитием своих детей, готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.

С началом реализации программы дополнительного образования детей технической направленности по основам конструирования и образовательной робототехники работа по профессиональному развитию и повышению квалификации педагогов МБДОУ продолжается. Продолжается и поиск новых технологий использования конструктивно-модельной деятельности образовательном процессе с детьми.

Информационное сопровождение инновационной деятельности также ведется администрацией Учреждения.

Публикации по теме инновационной деятельности по теме: «Дополнительное образование технической направленности по формированию конструктивно-модельной деятельности как инновационное направление развития детей дошкольного возраста» и публикация по теме: «Формирование конструктивно-модельной деятельности технической направленности у детей дошкольного возраста посредством внедрения ЛЕГО-технологии в образовательное пространство ДОУ» представлены в международном педагогическом портале «Солнечный свет». Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование» Сборник статей. Публикация: «Робототехника в ДОУ как инновационное направление развития детей дошкольного возраста».

Результаты инновационной деятельности отражены на официальном сайте образовательной организации.

Планируемые результаты освоения программы: формирование устойчивого интереса к робототехнике; формирование умения работать по предложенным инструкциям; формирование умения творчески подходить к решению задачи; формирование умения довести решение задачи до работающей модели; формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Занимаясь лего-конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности в течении дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Важно отметить, что внедрение образовательной робототехники в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций решает задачи всех образовательных областей, определенных во ФГОС дошкольного образования. Оно позволяет интегрировать инновационные технологии и существенно повышает мотивацию дошкольников к поиску технических решений, актуальных для них жизненных проблем.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, техническая направленность, дошкольный возраст, формирование умения, образовательная робототехника, Дополнительное образование, инновационная деятельность, инновационный проект, конструктивно-модельная деятельность, образовательный процесс.


Похожие статьи

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках...

− Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский...

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности детей, в процессе.

Особенности организации дополнительных образовательных...

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе

Формы организации детских образовательных объединений разнообразны.

Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение

Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

Дополнительное образование в городе Ижевске, как и в России в целом, представляет собой сложившуюся устойчивую систему предоставления образовательных услуг.

Золотарева А. В. Управление развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей.

Особенности современных образовательных конструкторов...

– общего и дополнительного образования (7–10 лет, 11–16 лет).

– педагогами дополнительного образования разработаны программы по робототехнике

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Внедрение образовательной робототехники в деятельность...

Ключевые слова: робототехника, дошкольное образование, техника, дети.

Таким образом, образовательная робототехника — это мощный инновационный образовательный

За 2017–2019 г.г. на реализацию проектов с использованием образовательной робототехники

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дополнительное образование в детском саду | Статья в журнале...

Форма организации образовательной деятельности детей на занятии — подгрупповая (10–12 детей).

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс. Дополнительное образование в детском саду могут получить дети, как посещающие, так и.

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс...

Внедрение образовательной робототехники...

3. Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта.

Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОО.

Реализация детско-родительских проектов, проведение мастер-классов по работе с детьми.

Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций округа.

Робототехника в детском саду как новое направление в работе...

В них мы находим связь с конструктивной, технической и инженерной деятельностью взрослых.

В дошкольной робототехнике упор делается на творческий и образовательный способ

...«STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Так как дети старшего дошкольного возраста с ОНР затрудняются в ориентировке в...

Похожие статьи

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках...

− Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский...

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности детей, в процессе.

Особенности организации дополнительных образовательных...

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе

Формы организации детских образовательных объединений разнообразны.

Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение

Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и...

Программа дополнительного образования «Робототехника...»

формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

Дополнительное образование в городе Ижевске, как и в России в целом, представляет собой сложившуюся устойчивую систему предоставления образовательных услуг.

Золотарева А. В. Управление развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей.

Особенности современных образовательных конструкторов...

– общего и дополнительного образования (7–10 лет, 11–16 лет).

– педагогами дополнительного образования разработаны программы по робототехнике

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Внедрение образовательной робототехники в деятельность...

Ключевые слова: робототехника, дошкольное образование, техника, дети.

Таким образом, образовательная робототехника — это мощный инновационный образовательный

За 2017–2019 г.г. на реализацию проектов с использованием образовательной робототехники

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дополнительное образование в детском саду | Статья в журнале...

Форма организации образовательной деятельности детей на занятии — подгрупповая (10–12 детей).

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс. Дополнительное образование в детском саду могут получить дети, как посещающие, так и.

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс...

Внедрение образовательной робототехники...

3. Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта.

Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОО.

Реализация детско-родительских проектов, проведение мастер-классов по работе с детьми.

Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций округа.

Робототехника в детском саду как новое направление в работе...

В них мы находим связь с конструктивной, технической и инженерной деятельностью взрослых.

В дошкольной робототехнике упор делается на творческий и образовательный способ

...«STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Так как дети старшего дошкольного возраста с ОНР затрудняются в ориентировке в...

Задать вопрос