Управление образовательной системой в России как объектом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 16.06.2023

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Синяева, Е. А. Управление образовательной системой в России как объектом / Е. А. Синяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104145/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье автор рассматривает различные подходы к управлению образованием и образовательной деятельностью в России, исследуются основные принципы и проблемы системы управления системой образованием, как на глобальном, так и на локальном уровне.

Ключевые слова: управление образованием, образовательная система, образовательные технологии, система управления образовательными процессами.

В основе функционирования любого государства в первую очередь лежит забота о его гражданах. Это касается не только обще-социальных вопросов, но также и проблем всестороннего интеллектуального образования. Эта задача стоит перед государством вне зависимости от его формы, национального состава или религиозных воззрений. Для этого государством выстраивается система управления образованием, которая призвана решить эти проблемы. Перед тем, как приступить к анализу систему управления образованием, необходимо кратко раскрыть терминология. Так, под образованием в педагогике принято понимать систему просвещения, а также получения и усвоения знаний. Однако, как правило само понятие образования гораздо шире и охватывает целый ряд социальных и общественных институтов, нацеленных не только на получение знаний, но и на повышение культурного, образовательного и социально-адаптивного уровня населения страны.

Говоря о управлении образованием, мы должны упомянуть понятие «система образования», которое часто используется для описания организационной структуры социальных институтов. В каждой стране существует система образования, которая может иметь различные формы, структуру, цели и задачи, однако является неотъемлемой частью государственного управления [2]. При этом важное значение имеет понятие системы. В данном случае для исследования именно управления образованием оно имеет важное значение, так как определяет саму структуру [1]. При этом, в понятие системы в плане управления образовательной деятельностью мы будем понимать совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и находящихся в каких-либо отношениях. Именно поэтому, давая определение системе управления образованием в России, имеют в виду всю образовательную структуру, включая и ДОО, и школы, и образовательные структуры высшего и среднего образования. При этом образовательная система имеет как локальное, так и глобальное значение.

Говоря о глобальной системе образования, подразумевают ее структуру на уровне страны, округа, субъекта РФ, региона, области и т. д. И любой уровень системы образования нуждается в надежном управлении. Целью на каждом уровне управления образованием является достижение определенного уровня развития, который достигается благодаря постоянному усовершенствованию системы. В каждой стране, этот процесс развития образовательной системы имеет свои особенности, связанные с национальными и религиозными традициями. Важнейшей задачей при этом является удовлетворение основных потребностей человека и общества в целом. Такая система предоставляет широкий спектр услуг и объединяет формальные и неформальные элементы управления образованием, цифровизацию и внедрение электронных технологий. Она также адаптирована под требования современного цифрового общества.

Следовательно, управление образовательной системой должно направляться на удовлетворение основных потребностей, перечисленных выше, которые могут изменяться. Обычно это связано с оказанием различных образовательных услуг. Обучение и повышение квалификации всех педагогов, вовлеченных в этот процесс, направлены на удовлетворение этих потребностей.

В контексте управления образованием, эффективное управление процессами обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации представляет собой важный элемент. Следовательно, можно утверждать, что структура управления образованием в РФ сложная, состоящая из многочисленных уровней и ветвей, соответствующая целям и требованиям образовательной системы.

Образовательная программа является результатом работы в области управления образованием на самом последнем уровне структуры, включающий в себя функционирование всех аспектов. Ее придерживаются и реализуют во всех видах образовательных учреждений. В зависимости от вида образовательного учреждения, направлений его деятельности и функций образовательные программы могут быть различны и иметь разнеые инструменты осуществления.

Ряд авторов считают, что управление образовательной системой заключается в осознанном руководстве ее постепенным прогрессивным развитием с целью достижения определенного результата.

Общеобразовательная школа и ее педагогический коллектив могут быть взяты в качестве объекта управления. В то же время, директор школы, управляющий ими, становится субъектом управления. При изучении образовательных систем с точки зрения объектов управления необходимо учесть, что большинство компонентов таких систем содержат субъектные элементы. Рассматривая школу как образовательную систему в контексте управления, объектами управления являются учителя и ученики, которые играют ключевую роль для управленца [3]. Любое воздействие на субъекта, который обладает своими индивидуальными способностями, мыслями, волей, свободной волей выбора, ценностями и целями, предполагает взаимодействие. Следовательно, можно заключить, что управление системами образования является двусторонним в своей природе. Критически важно придерживаться всех принципов и основных правил при проведении процесса.

Эти принципы формируют объективность закономерностей управления и характерные черты подлинной управленческой практики, определяют требования к структуре и содержанию организа­ции управленческого процесса. Так же они составляют базисную основу тео­рии и практики управления и используются как фундаментальные положения.

Управление образовательной системой необходимо не только потому, что она нуждается в постоянных изменениях на всех этапах своего развития, как было упомянуто ранее. Для полного понимания системы образования необходимо учитывать специализированное, профессиональное и дополнительное обучение. Система образования в первую очередь создана для формирования всеобъемлющих навыков и подготовки будущего поколения к трудовой деятельности во взрослой жизни [4].

В завершение следует сказать, что система образования в России в настоящее время отличается высоким уровнем, который сравнивается с лучшими системами мира. Она стремиться охватить все этапы становления личности человека, обучить, обогатить, выявить способности, направить и поддержать обучающихся. Наличие в стране общего, дополнительного и профессионального образования позволяет говорить о наличии его непрерывности! Таким образом система образования дает каждому желающему гражданину реализовать свое право на получение им образования в течение всей жизни, обеспечивая его непрерывное образование.

Литература:

  1. Гребенникова А. А. Технологии государственного и муниципального управления: словарь-справочник / А. А. Гребенникова, С. Ю. Зюзин. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 90 c. — ISBN 978–5-4487–0055–2.
  2. Образовательные системы современной России. Справочник. -М.: РГГУ, 2014. — 496 с.
  3. Образовательная система как объект управления URL:https://studo pedia.ru/9_170254_obrazov atelnaya-sistema-kak-ob-ekt-upravleniya.html
  4. Образовательная система России. Структура образования в России URL: https://studfile.net/preview/3649080/page:20/
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная система, образование, система образования, система управления, управление образованием, Россия, контекст управления, образовательная деятельность, повышение квалификации, система.


Ключевые слова

образовательная система, образовательные технологии, управление образованием, система управления образовательными процессами

Похожие статьи

Анализ системы дополнительного профессионального...

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях.

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования необходимо в первую очередь ввести основные определения данной системы.

Организационно-правовая система управления образованием

По сути, система управления образованием в России ведется по такому же принципу и в соответствии с

Образовательная система России, как и все остальные сферы и отрасли общественной жизнедеятельности

Можно сказать, что в системе управления образованием выполняет три функции: регулирующего органа власти для всей системы образования РФ

Особенности муниципального управления развитием...

 Обратимся к раскрытию понятия образование. Итак — образование является отраслью социальной сферы и одной из приоритетных отраслей экономики, занимающей особое место в системе общественного производства.

Понятия и принципы управления образованием | Молодой ученый

Система образования в России основана на многих принципах, которые определяют учебные планы, уровень

Так, исследователями выделяются наиболее важные принципы системы управления

Система управления в сфере образования включает в себя: осуществление

Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами.

Управление образовательным учреждением в условиях...

‒ приказы Минобрнауки России № 1014 и № 1155 утверждающие «Порядок организации и

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

2) Включение дошкольного образования в систему общего образования влечет новые требования к педагогическим кадрам ДОУ, а

Никишина И. В. Технология управления образовательным учреждением.

Уровни управления системой образования в Российской...

Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование систем с.

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации.

Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах

Система общего образования в России дает возможности творческого поиска в реализации задач образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрения

Похожие статьи. Управление образовательным учреждением в условиях...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.

Педагогические условия формирования управленческой...

Система повышения квалификации руководителя образовательного учреждения

являются система непрерывного образования и система образования взрослых вообще.

2. Жилина, А.И. Образование взрослых как инструмент устойчивого социального развития российского

7. Никитин, Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях...

Похожие статьи

Анализ системы дополнительного профессионального...

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях.

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования необходимо в первую очередь ввести основные определения данной системы.

Организационно-правовая система управления образованием

По сути, система управления образованием в России ведется по такому же принципу и в соответствии с

Образовательная система России, как и все остальные сферы и отрасли общественной жизнедеятельности

Можно сказать, что в системе управления образованием выполняет три функции: регулирующего органа власти для всей системы образования РФ

Особенности муниципального управления развитием...

 Обратимся к раскрытию понятия образование. Итак — образование является отраслью социальной сферы и одной из приоритетных отраслей экономики, занимающей особое место в системе общественного производства.

Понятия и принципы управления образованием | Молодой ученый

Система образования в России основана на многих принципах, которые определяют учебные планы, уровень

Так, исследователями выделяются наиболее важные принципы системы управления

Система управления в сфере образования включает в себя: осуществление

Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами.

Управление образовательным учреждением в условиях...

‒ приказы Минобрнауки России № 1014 и № 1155 утверждающие «Порядок организации и

1) Согласно закону дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

2) Включение дошкольного образования в систему общего образования влечет новые требования к педагогическим кадрам ДОУ, а

Никишина И. В. Технология управления образовательным учреждением.

Уровни управления системой образования в Российской...

Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование систем с.

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации.

Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах

Система общего образования в России дает возможности творческого поиска в реализации задач образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрения

Похожие статьи. Управление образовательным учреждением в условиях...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования.

Педагогические условия формирования управленческой...

Система повышения квалификации руководителя образовательного учреждения

являются система непрерывного образования и система образования взрослых вообще.

2. Жилина, А.И. Образование взрослых как инструмент устойчивого социального развития российского

7. Никитин, Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях...

Задать вопрос