Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтояров, С. Е. Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения / С. Е. Бахтояров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 538-539. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5956/ (дата обращения: 27.04.2024).

Повышение уровня здоровья, трудоспособности и трудовой активности граждан напрямую связано с доступностью и качеством медицинской помощи. В рекомендациях ВОЗ в понятие качества включены, прежде всего, качество выполнения профессиональных функций, сведение до минимума риска при проведении медицинских вмешательств, удовлетворенность пациентов медицинской помощью. Известно, что удовлетворенность пациентов медицинской помощью, а медицинского персонала трудом в значительной степени зависят от социально – психологических факторов, сопровождающих трудовой процесс.

Медицинский коллектив, объединенный едиными целями, ориентированный на успех, творческое развитие, следующий высоким морально – нравственным принципам, работающий в рамках закона, предпочтительней как для пациентов, так и для системы здравоохранения в целом. Л.Ж. Аттаевой выделяются следующие основные характеристики уровня организационной культуры и межличностных отношений в медицинском коллективе:

  1. Доминирующие коллективные ценности организации, обеспечивающие достижение ее основных целей (организация лечебно-диагностического процесса в интересах больного; высокая нравственность персонала, ответственное отношение к обязанностям; индивидуальный подход к развитию работников, забота о личностном, карьерном и профессиональном росте; поощрение коллективных форм работы; постоянное совершенствование и развитие коллектива).

  2. Культура межличностных отношений (доверие, открытость, поддержка, единство ценностей; чувство коллективизма, ощущение единой команды; разделение всеми ценностей и убеждений организации; собственные традиции, обычаи, разработка девизов).

  3. Культура работника (нравственность поведения; нравственность мышления; культура чувств; культура труда).

  4. Культура управления (компетентность руководства; авторитет личности руководителя; механизм предупреждения и разрешения конфликтов; развитие мотивационной среды; поощрение инновационной активности; жесткий контроль процессов и обеспечение свободы действий работников; открытость для критики).

Руководство медицинским коллективом во многом направлено на обеспечение этих показателей. Сущностными признаками профессиональной деятельности управленца являются: объективная обусловленность управленческого процесса; единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и практических компонентов в профессиональной деятельности; обусловленность проблемной ситуацией профессионального творчества; использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приёмов, средств и их сочетание. Направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решений возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности. Всё это приводит к более положительной эмоциональной окраске как самой профессиональной деятельности управленца и его подчиненных, так и личности управленца, положительной оценке роли управленца в процессе профессиональной деятельности, саморегулрованию своей профессиональной деятельности.

Среди значимых психологических факторов предупреждения негативных проявлений личностно-профессионального становления руководителя реально влияют на продуктивность деятельности личностно-субъектный, социально-средовой, организационно-деятельностный факторы.

Личностно-субъектный фактор включает в себя:

  • осознанный учет субъектного опыта личности (чувства, установки, мотивы, ожидания), в том числе и негативного, использование приемов инте­грации прошлого опыта;

  • устойчивое и осознанное знание своих индивидуальных личностных особенностей: склонности к интроверсии, реактивности, жест­кости, мягкости, авторитарности, уровня самоува­жения, «трудоголизма», увлекаемости, интровертированности, идеализированности, фанатичности, гуманности, ре­акции на стресс, эмпатии, мотивации ус­пеха, самооценки, локус контроля и чувства значимости себя на рабочем месте; профессиональный стаж; возраст и др.;

  • преодоление неудовлетворенности профессиональным и личностным ростом (самоак­туализацией);

  • осмысление перспектив дальнейшего профессио­нального развития и обоснование проектирования профессионального развития управленческих кадров;

  • развитие чувств собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрения и уважения коллег; и работа над преодолением зависти к преуспевающим коллегам, разочарованием в профессии и др.

Социально-средовой фактор включает:

    • осознанное преодоление чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и др. негативных переживаний, связанные с соци­альной несправедливостью и недостатком социальной поддержки;

    • осознанное знание административных, управленческих и коммуникативных особенностей организации;

    • качественное знание статусно-ролевых и индивидуальных характеристик специалистов;

    • учет ролевых конфликтов, ролевой неопределенности, ролевых поведенческих стереотипов, негативных полоролевых установок, несоответствий между полномо­чиями руководителя и поставленными перед ним задачами;

    • формирование и повышение социального статуса субъекта управленческой деятельности;

    • развитие конструктивного характера про­фессиональных взаимоотношений;

    • развитие социально-экономической ситуации в профессиональном коллективе, имидж и характер профессии руководителя, профессио­нально пространственной среды.

Организационно-деятельностный фактор включает:

    • осознание имеющихся в профессиональной деятельности отклоне­ний, прогнозирование возможных негативных изменений, моделирование изменений деятельности в обновляющихся условиях управленческого труда, устранение стереотипов и штампов, освоение приемов преобразования и самостоятель­ного корректирования состава деятельности;

    • учет и организация рабочего времени руководителя;

    • прогнозирование и планирование содержания управленческой деятельности: выбор и реализация высокопродуктивных форм, методов и содержания управленческой деятельности руководителя, в том числе и самообразования, избегание монотонности в своей деятельности;

    • формирование высокого качества управления, в том числе распределение и делегирование полномочий подчиненным;

    • выработка оптимального профессионализма руководителя: эффективного стиля руководства коллективом, высокопродуктивных системы и организации профессионального процесса, оптимального уровня ответственности, напряжения и объема управленческой деятельности;

    • выработка высокоэффективных способов отдыха и восстановления физических и психических сил.

Основой оптимизации процесса личностно-профессионального становления руководителя являются знание руководителем основных негативных изменений личностно-профессионального становления и своих личностных особенностей профессиональной деятельности, теоретических основ становления профессионализма, особенностей развития самосознания руководителя; применение в профессиональной практике психологических технологий эффективного руководства.

Для осуществления профессионального роста руководителя и оптимизации межличностных отношений в медицинском коллективе эффективнее использовать активные формы и методы работы: деловые игры, социально-психологические тренинги, моделирование профессиональной деятельности и т. п.


Литература:

  1. Аттаева Л.Ж. Организация и управление работой медицинского коллектива в современных условиях / Аттаева Л.Ж. // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 2009. - № 1(19). – С. 38 – 43.

  2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Сочинение в пяти томах. – М.: РАГС, 1999-2001.

  3. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996с.

  4. Сибурина Т.А. Развитие системы управления персоналом в организациях здравоохранения. М., 2008. С. 160-161.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, медицинский коллектив, медицинская помощь, личностно-профессиональное становление руководителя, удовлетворенность пациентов.


Похожие статьи

Специфика профессиональных личностных особенностей...

Особую актуальность проблема личностного развития имеет для студентов, обучающихся в сфере профессий типа «человек — человек» и тем более при подготовке медицинских работников, в силу специфических условий их профессиональной деятельности.

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям...

При изучении удовлетворенности пациентов качеством труда медицинских сестер стационара использована разработанная нами специальная анкета, включающая 25 вопросов, касающихся как профессиональных, так и личностных качеств медсестер.

Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания...

Для медицинских работников среди причин стресса отмечаются перегрузки в результате профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия с пациентами...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

В значительной мере качество стационарной медицинской помощи зависит от сестринских кадров, их профессиональной подготовленности, мотивации деятельности, удовлетворенности своим трудом, правильной расстановки и рационального использования.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Проведен анализ удовлетворённости пациентов качеством деятельности медицинских сестёр с разным уровнем профессиональной подготовки. Оценка проводилась с помощью вопросника разработанного для медсестёр и пациентов.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Основная работа приходится на медицинский персонал, т. к. на текущее состояние научного прогресса

Позитивный социально-психологический климат — основное условие увеличения производительности деятельности, удовлетворенности сотрудников работой и коллективом.

Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной...

- фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности

9 группа - руководители сестринской службы (старшие и главные сёстры поликлиник и стационаров)

Анализ эффективности непрерывного профессионального образования медицинских сестер.

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

Профессиональная деятельность в сфере медицины предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям

Определить это можно с помощью подсчета баллов по каждой шкале. Для студентов медицинского ВУЗа должен превалировать социальный тип личности.

Мотивация профессиональной деятельности медицинского...

медицинская профессия, медицинская помощь, младший сестринский персонал, профессиональная деятельность, трудовая мотивация, трудовое поведение.

Похожие статьи

Специфика профессиональных личностных особенностей...

Особую актуальность проблема личностного развития имеет для студентов, обучающихся в сфере профессий типа «человек — человек» и тем более при подготовке медицинских работников, в силу специфических условий их профессиональной деятельности.

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям...

При изучении удовлетворенности пациентов качеством труда медицинских сестер стационара использована разработанная нами специальная анкета, включающая 25 вопросов, касающихся как профессиональных, так и личностных качеств медсестер.

Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания...

Для медицинских работников среди причин стресса отмечаются перегрузки в результате профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия с пациентами...

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных...

В значительной мере качество стационарной медицинской помощи зависит от сестринских кадров, их профессиональной подготовленности, мотивации деятельности, удовлетворенности своим трудом, правильной расстановки и рационального использования.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Проведен анализ удовлетворённости пациентов качеством деятельности медицинских сестёр с разным уровнем профессиональной подготовки. Оценка проводилась с помощью вопросника разработанного для медсестёр и пациентов.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Основная работа приходится на медицинский персонал, т. к. на текущее состояние научного прогресса

Позитивный социально-психологический климат — основное условие увеличения производительности деятельности, удовлетворенности сотрудников работой и коллективом.

Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной...

- фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности

9 группа - руководители сестринской службы (старшие и главные сёстры поликлиник и стационаров)

Анализ эффективности непрерывного профессионального образования медицинских сестер.

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

Профессиональная деятельность в сфере медицины предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям

Определить это можно с помощью подсчета баллов по каждой шкале. Для студентов медицинского ВУЗа должен превалировать социальный тип личности.

Мотивация профессиональной деятельности медицинского...

медицинская профессия, медицинская помощь, младший сестринский персонал, профессиональная деятельность, трудовая мотивация, трудовое поведение.

Задать вопрос