Библиографическое описание:

Пугачев А. С. Коррекционное обучение // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 503-506.

Одним из направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Более десять лет назад вряд ли бы кто из известных педагогов задумался об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образовательного учреждения.

Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В нашей стране внедрению коррекционной работы в современные образовательные учреждения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством образования совместно с Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи учащимся с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18 и 19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть коррекционных образовательных учреждений для учащихся с недостатками умственного и физического развития. В общегосударственном законе «Об образовании», Программе «Дети-инвалиды» и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данного образовательного направления.

Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направления, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования. На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали характерными отход от инфицированности, стремление к многообразию во всем: в типах, видах образовательных учреждений и образовательных программ; в вариантах учебных планов и учебных пособий; в формах обучения, воспитания подрастающего поколения и подготовки педагогических кадров.

Коррекция (лат. «сorrеctio» - исправление) – это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития учащихся. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность учащегося в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития учащегося обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность учащегося во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных учащихся, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности в современном образовательном учреждении.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды учебной и внеучебной работы в процессе формирования у учащихся образовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных учащихся об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности [1, с. 37]. Обучение и развитие аномальных учащихся - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Коррекционная педагогика занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных учащихся). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. Развитие аномального учащегося в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных учащихся, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Используются методы и приемы обучения, принятые в современном образовательном учреждении, а также некоторые методы и приемы из других областей педагогики, например логопедии; наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы. Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как лекция, дискуссии и т.д. Коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения используются, в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций), но применение их ограничено [2, с. 59]. Умственно отсталые учащиеся, как правило, приходят в современные образовательные учреждения плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение, и они часто используются для закрепления пройденного.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых учащихся. Учащиеся, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо разделение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учащимися, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у учащихся связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями учащихся, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учащихся. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения учащимися, педагог выбирает те или иные методы для конкретной дисциплины или предмета. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждой учебной дисциплины или предмета.

Под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства. Стали переосмысливаться права человека, права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Началось освоение обществом новой педагогики: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Введение компенсирующего обучения было обусловлено тем, что у довольно значительной части учащихся (по разным данным 30-40%) уже при поступлении в современное образовательное учреждение выявляются некоторые парциальные отставания в развитии психических познавательных процессов, что не позволяет им осваивать учебную программу, а, следовательно, ведет к дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации.

Концепцией коррекционно-развивающего обучения было предложено учащихся с выявленными психосоматическими проблемами помещать в учреждения коррекционно-развивающего обучения, а затем в процессе обучения, выполняющего, кроме того, и диагностические функции, определять более точно характер и природу отклонений, а вследствие этого, и форму дальнейшего обучения.

Ряд педагогических коллективов в разных регионах Российской Федерации осуществляет коррекционно-развивающее обучение, не выделяя учащихся со специфическими трудностями в обучении в отдельные учебные группы. Коррекционно-развивающая работа с ними проводится педагогами, психологами, логопедами и другими специалистами индивидуально или в небольших группах за счет компонента Базисного учебного плана и консультативных часов, организации разнообразной развивающей деятельности в различных кружках эстетической, прикладной и профессиональной направленности. Несмотря на все трудности и, прежде всего, проблемы недостаточности профессиональных кадров - педагогов и психологов, система коррекционно-развивающего обучения была повсеместно подхвачена в современных образовательных учреждениях Российской Федерации и стала интенсивно развиваться.

Однако следует отметить, что успешность обучения, возможна при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых - наличие высокопрофессионального психолого-педагогического обеспечения. Проблема психолого-педагогического обеспечения остро встает уже на этапе первичной диагностики, при отборе учащихся в группы коррекционно-развивающего обучения. Нельзя согласиться с мнением, что диагностика и отбор в коррекционно-развивающего обучения должны производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями. В положениях Минобразования и Московского комитета образования о системе коррекционно-развивающего обучения эти функции закреплены за психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений, поскольку, прежде всего образовательное учреждение, а не психолого-медико-педагогическая комиссиям, отвечает за обучение и развитие учащихся и потому наиболее заинтересованы в развернутой, значимой диагностике.

Количество учащихся, проходящих диагностику в одном отдельном современном образовательном учреждение, как минимум, на порядок меньше, чем в психолого-медико-педагогической комиссии, и потому они могут рассчитывать на более серьезное и вдумчивое обследование. При ответе учащихся важно различить проблемы болезни (психического здоровья) и проблемы психического развития. Если первое в компетенции врачей-психоневрологов, то второе - проблемы развития - в компетенции педагогов и психологов. Здесь нужно не только выявлять уровень психического развития, но и давать развернутую картину форсированности познавательных процессов, уровня учебной мотивации и готовности, психосоматического состояния учащегося, с тем, чтобы определить программу и содержание коррекционно-развивающей работы. Роль медицины в данном случае вспомогательная, второстепенная, необходимость медицинского обследования возникает лишь при наличии нервно-психических расстройств.

Однако нельзя не считаться с доводами, что психолого-педагогическая диагностика при отборе учащихся в группы коррекционно-развивающего обучения не дает возможности достаточно точно определить органическую либо социально-педагогическую природу отставаний в развитии учащегося. Чрезвычайно важно, чтобы отбор на обучение в коррекционно-развивающую систему начинался, как можно раньше и тем самым не был упущен сенситивный период развития психических познавательных процессов [3, с. 114]. При решении проблемы психолого-педагогического обеспечения системы обучения, как и психологической службы, в современном образовательном учреждении, очень важно соблюдать принцип адекватности, о котором не всегда помнят практические психологи, особенно те из них, кто любит увлекаться сложными диагностическими методиками. Принцип адекватности требует, чтобы в начале диагностики были поставлены весьма простые вопросы:

  1. кого диагностируют (особенно важен возраст);

  2. с какой целью и (в связи с этим) что диагностируют;

  3. для кого диагностируют (адресат диагностики - родители, педагоги и т.д.).

Процесс определения готовности учащегося к обучению в современном образовательном учреждении и выбора оптимальных педагогических условий должен осуществляться комплексно специалистами смежных областей знаний: педагогики, возрастной педагогической психологии, физиологии и т.д. Системный анализ личностных особенностей учащегося дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития. Задачи диагностики, таким образом, преобразуются в диагностико-консультативные.

Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и профилактики негативных проявлений в развитии. Процесс основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья учащегося, общую направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на учебных и внеучебных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, лечебно-физкультурную коррекцию, зрительно-пространственную координацию и т.д.).

При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая, учебно-познавательная, трудовая деятельность и т.д.). Возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для учащихся с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в системе коррекционного обучения современного образовательного учреждения.


Литература:

  1. Водоватов Ф.Ф. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. – М., 2005. – 126 с.

  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2006. – 137 с.

  3. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика. – М., 2008. – 186 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle