Экспериментальное исследование влияния программы «Я личность» на формирование навыков преодоления барьеров межличностного общения подростков со сверстниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Епифанова, А. О. Экспериментальное исследование влияния программы «Я личность» на формирование навыков преодоления барьеров межличностного общения подростков со сверстниками / А. О. Епифанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 465-466. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103640/ (дата обращения: 02.05.2024).



Психологические барьеры социального взаимодействия относятся к области исследований социальной психологии трудного общения. В сложных коммуникативных ситуациях партнеры по-разному воспринимают социальные потребности друг друга. Это влияет на достижение основной цели общения. В результате участники общения могут испытывать острые эмоциональные переживания, в том числе непонимание и психологическое напряжение.

Чтобы выделить вопрос исследования, его подразделяют на нарушения, трудности и психологические коммуникативные барьеры. Наличие психологических барьеров субъективно воспринимается как пассивное состояние (в виде нерешительности, беспокойства, застенчивости, страха и т. д.), не имеющее объективной причины. Психологические барьеры могут значительно затормозить межличностные пути, увеличить психологическую дистанцию между партнерами, снизить уровень взаимного доверия и исказить характер взаимодействий и отношений. В данном исследовании под психологическими барьерами мы понимаем психологические состояния, проявляющиеся в виде недостаточной пассивности, препятствующей выполнению определенных действий. Коммуникативные барьеры — это психологические явления, возникающие при взаимодействии между коммуникаторами при общении и препятствующие полноценному общению. Психологические барьеры могут возникнуть в любой момент и все зависит от личности коммуникатора. [5]

Психологические барьеры в общении включают в себя:

– оценку межличностных отношений;

– субъективное благополучие;

– диалогичность отношения.

Для преодоления психологических барьеров предусмотрен социально-психологический тренинг. Это один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в ходе интенсивного группового взаимодействия, направленного на совершенствование коммуникативных навыков.

Основными психологическими потребностями подростков являются стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и самостоятельности, стремление к признанию окружающими своих прав. Чувство взросления — психологический симптом наступления полового созревания.

По определению Д. Б. Эльконина, «ощущение взрослости — это когда подростки сравнивают себя с другими (взрослыми и сверстниками), находят модели усвоения, строят отношения с другими людьми, вырабатывают собственные. Это новое формирование сознания для перестройки деятельности» [2]

Психосоциальный тренинг — одна из техник активного обучения и психологического воздействия, осуществляемая в ходе интенсивного группового взаимодействия, направленная на совершенствование коммуникативных навыков.

Учитывая проблему психологических барьеров общения, следует отметить, что существуют различные методы и приемы их диагностики. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: стадия решения, период формирования, уровень контроля. [4]

В нашем исследовании участвовало 30 человек 15–16 лет. До начала нашего тренинга мы разделили участников на 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), а также было предложено ответить на вопросы трех методик.

На основе критериев и уровней были подобраны методики:

  1. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского).
  2. Метод «Шкала субъективного благополучия» (адаптированная М. В. Соколовой).
  3. Шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновского).

На этапе открытия эксперимента мы обнаружили, что средние и низкие уровни развития межличностного общения между сверстниками были общими в экспериментальной и контрольной группах.

На формирующем этапе эксперимента мы обратились к реализации обучения эго-личности для преодоления межличностных коммуникативных барьеров у подростков старшего возраста. Нашим формирующим этапом стало внедрение учебного курса по социальной психологии «Я Личность». 1–2 урока в неделю, планировалось 10 уроков за 6 недель. Цель тренинга «Я-личность» состояла в том, чтобы с помощью групповых упражнений воздействовать на изменения межличностных отношений, субъективного самочувствия и межличностно-интерактивных уровней рейтинга личности с целью преодоления психологических коммуникативных барьеров. [3]

На этапе открытия эксперимента были выявлены психологические барьеры на пути к общению. На контрольной фазе выявляли, какие изменения произошли после психосоциального тренинга, и после интерпретации установили, что выдвинутые гипотезы подтвердились: учебная программа тренинга помогает молодежи развивать навыки, помогающие преодолевать коммуникативные барьеры.

Желание установить контакт с окружающими людьми, даже если они незнакомы. Умение строить диалог. Сюда входит умение слушать собеседника, умение сопереживать чувствам. Умение проявлять эмпатию и выходить из конфликтных ситуаций. Знание общепринятых стандартов и законов, которым необходимо следовать при общении с другими.

Литература:

  1. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
  2. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
  3. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
  4. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016. 640 с.
  5. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): барьер, активное обучение, интенсивное групповое взаимодействие, общение, отношение, психологическое воздействие, субъективное благополучие.


Похожие статьи

Преодоление психологических барьеров у подростков...

Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками.

Психологические барьеры социального взаимодействия по своей природе могут являться как

Аспекты субъективного отношения к процессу обучения современных студентов.

Несмотря на то, что субъективное благополучие в психологической науке в большей.

Теоретический анализ проблемы психологического...

В рамках многообразия подходов к изучению феномена «психологическое благополучие» были выявлены две основные тенденции, доминирующие при определении теории психологического благополучия, определяющие основные направления его исследования.

Связь стиля семейного воспитания и субъективного...

Безусловно, огромное влияние на психологическое благополучие ребенка младшего

и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком.

Субъективное психологическое благополучие младшего школьника понимается в

Связь факторов детско-родительского взаимодействия и показателей удовлетворенности...

Особенности психологического благополучия детей младшего...

 Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет

Ключевые слова: благополучие, фактор, психология благополучия, младший школьник.

активное и независимое поведение младшего школьника, ребенок должен проявлять

Таким образом, развитие ребенка происходит в игре и обучении, а также в общении с окружающими...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы...

Библиографическое описание: Федотовских, Д. Я. Психологическое благополучие

В рамках психологии, и с учетом жизненного опыта, быть психологически благополучным

Можно вывести формулу психологического благополучия: взаимодействие с другими

значимость играют понятия свойства личности, отношения личности к себе и окружающему миру.

Педагогическое общение в стратегии и тактике... | Молодой ученый

Цель психологического воздействия — преодоление субъективных защит и барьеров индивида

Надо помнить, если психологический барьер не преодолен, полноценное воздействие невозможно.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное

Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Редкол.

Барьеры в коммуникативной практике учащихся с нарушением...

Данное состояние обозначается в психологии термином «психологический барьер».

Взаимное непонимание партнеров по общению или смысловой барьер.

Возникновение смыслового барьера зависит не только от внешних воздействий, но и от индивидуальных

Данное затруднение в общении часто возникает у детей, которых помещают на обучение в...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

 Ключевые слова: психологическое благополучие, жизнестойкость, чувство связности, юношеский

и оптимизмом, что повышает качество группового взаимодействия [5], качество общения, и

Это переживание удовлетворенности своей жизнью всегда субъективно.

Положительное отношение к себе, способность адекватно оценивать свои качества...

Специфика субъективного благополучия студентов...

Специфика субъективного благополучия студентов: профильный и гендерный аспекты.

Чаще всего им свойственно общение тесными группами не более 2-х, 3-х человек.

Шадрин, А. А. Психологические факторы субъективного благополучия курсантов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05

Возраст студентов — период активного профессионального развития личности.

Похожие статьи

Преодоление психологических барьеров у подростков...

Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками.

Психологические барьеры социального взаимодействия по своей природе могут являться как

Аспекты субъективного отношения к процессу обучения современных студентов.

Несмотря на то, что субъективное благополучие в психологической науке в большей.

Теоретический анализ проблемы психологического...

В рамках многообразия подходов к изучению феномена «психологическое благополучие» были выявлены две основные тенденции, доминирующие при определении теории психологического благополучия, определяющие основные направления его исследования.

Связь стиля семейного воспитания и субъективного...

Безусловно, огромное влияние на психологическое благополучие ребенка младшего

и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком.

Субъективное психологическое благополучие младшего школьника понимается в

Связь факторов детско-родительского взаимодействия и показателей удовлетворенности...

Особенности психологического благополучия детей младшего...

 Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет

Ключевые слова: благополучие, фактор, психология благополучия, младший школьник.

активное и независимое поведение младшего школьника, ребенок должен проявлять

Таким образом, развитие ребенка происходит в игре и обучении, а также в общении с окружающими...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы...

Библиографическое описание: Федотовских, Д. Я. Психологическое благополучие

В рамках психологии, и с учетом жизненного опыта, быть психологически благополучным

Можно вывести формулу психологического благополучия: взаимодействие с другими

значимость играют понятия свойства личности, отношения личности к себе и окружающему миру.

Педагогическое общение в стратегии и тактике... | Молодой ученый

Цель психологического воздействия — преодоление субъективных защит и барьеров индивида

Надо помнить, если психологический барьер не преодолен, полноценное воздействие невозможно.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное

Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Редкол.

Барьеры в коммуникативной практике учащихся с нарушением...

Данное состояние обозначается в психологии термином «психологический барьер».

Взаимное непонимание партнеров по общению или смысловой барьер.

Возникновение смыслового барьера зависит не только от внешних воздействий, но и от индивидуальных

Данное затруднение в общении часто возникает у детей, которых помещают на обучение в...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

 Ключевые слова: психологическое благополучие, жизнестойкость, чувство связности, юношеский

и оптимизмом, что повышает качество группового взаимодействия [5], качество общения, и

Это переживание удовлетворенности своей жизнью всегда субъективно.

Положительное отношение к себе, способность адекватно оценивать свои качества...

Специфика субъективного благополучия студентов...

Специфика субъективного благополучия студентов: профильный и гендерный аспекты.

Чаще всего им свойственно общение тесными группами не более 2-х, 3-х человек.

Шадрин, А. А. Психологические факторы субъективного благополучия курсантов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05

Возраст студентов — период активного профессионального развития личности.

Задать вопрос