Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Юрьева, А. С. Взаимосвязь тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей / А. С. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103587/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: тревожность, стрессоустойчивость, горноспасатели, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

В современном мире люди постоянно подвержены стрессу. Сейчас сложно встретить человека, который был бы полностью уравновешен, ведь стресс пагубно влияет на состояние здоровья человека и его психику. Очень сложно управлять эмоциями, поэтому чаще всего люди приходят к саморазрушению при стрессе. Устраиваясь на работу, можно увидеть, что одно из главных профессионально важных качеств — это стрессоустойчивость.

Молодым сотрудникам в два раза тяжелее справляться со стрессом в экстренных ситуациях, так как они только набираются опыта и еще не привыкли справляться с ней экологичным путем.

Сотрудники спасательных подразделений ВГСЧ в большей степени подвержены возникновению стресса, так как работают в экстремальных условиях: занимаются ликвидацией последствий взрывов в шахтах, тушением пожаров, спасением людей и т. д.

Вследствие длительного нервно-психического напряжения может возникнуть стресс и тревожность, которые губительно сказывается на организме и здоровье сотрудника: это может привести к слабости, напряжению мышц, головокружению и нарушению питания и сна. Горноспасателям очень важно иметь хорошие физические данные и физиологическое состояние, так как их деятельность направлена на работу в экстремальных ситуациях. Если вовремя не выявить проблему, то любая ошибка может привести к серьезным проблемам: гибели большого количества людей, разрушению памятников культурного наследия и различных территорий. Важно своевременно выявить и устранить проблему.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать различные ситуации как угрожающие, а реакцией на эти ситуации является тревога. З. Фрейд один из первых, кто сделал попытку объяснить природу тревожности [1]. Согласно его учению, какие-либо определенные переживания, которые были в жизни человека: импульсы, воспоминания, действия или мысли, — болезненные или порождающие сильную тревогу, вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению, мобилизуются и препятствуют их восстановлению в сознании. Когда вытесненные идеи грозят вырваться на сознательный уровень, то они снова подавляются из-за чего происходит постоянный подсознательный конфликт.

Ч. Д. Спилбергер и Ю. Л. Ханин считают, что понятие «тревожность» применяется для обозначения сравнительно стабильных индивидуальных отличий в желании индивида прочувствовать это чувство. Данное отличие проявляется непосредственно в поведении, но уровень можно установить исходя из того, насколько многократно человеку свойственно чувство тревоги. Индивид с проявляющийся тревожностью склонен чувствовать окружающий мир, который содержит опасность или угрозу, чем личность с низким уровнем тревожности [4].

Если рассматривать феномен тревожности в отечественной литературе, то А. М. Прихожан рассматривает тревожность как предчувствие грозящейся опасности, чувство эмоционального дискомфорта. Тревожность — личностное устойчивое образование, которое сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Возникновение и закрепление тревожности связаны с тем, что ведущие возрастные потребности ребенка не удовлетворены, которые вследствие приобретают гипертрофированный характер [5].

Г. М. Бреслав считает, что тревожностью является личностная характеристика, которая отражает понижение порога чувствительности к различным стрессовым ситуациям. Проявляется тревожность в частом чувстве угроза собственному «я».

Р. С. Немов считал, что тревожность — это либо постоянно, либо ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать тревогу или страх в специфически социальных ситуациях.

Феномен стресса и стрессоустойчивости интересовал как отечественных, так и зарубежных ученых всегда. Г. Селье рассматривал стресс с позиции физиологической реакции на химические, физические и органические факторы. Согласно его концепции, под стрессом понималось совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма [2].

Английский психолог И. Духмен определил стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением.

Существуют различные точки зрения того, что же такое стрессоустойчивость. В современной науке для описания способности личности противостоять каким-либо стрессорам, сохранять адекватность психического состояния используют различные термины:

— «стрессоустойчивость» (О. А. Ахвердова, И. В. Боев);

— «психологическая устойчивость» (С. А. Козлов, В. В. Аршинова, С. А. Шувалова);

— «нервно-психическая устойчивость» (А. М. Столяренко, П. П. Дорогов);

— «эмоционально-волевая устойчивость» (В. Ф. Власов, И. И. Рудской) [6];

— «морально-психологическая устойчивость» (Н. Ф. Феденко).

В основе перечисленных видов находятся утверждения, что это:

  1. Способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных для человека ситуациях;
  2. Способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Б. Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию индивида к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных долговременных или кратковременных последствий для здоровья как психического, так физического [3].

П. Б. Зильберман определяет стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, которое характеризуется таким воздействием волевых, эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают, в сложной эмотивной обстановке, успешное достижение цели деятельности.

Исследование взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости проводилось среди членов горноспасательного отряда в различных подразделениях по Кемеровской области, всего выборка включает в себя 20 человек. Возрастное соотношение выборки можно увидеть на рисунке 1.

Возрастное соотношение выборки, %

Рис. 1. Возрастное соотношение выборки, %

В данной выборке, процент мужчин, которые находятся в возрасте от 25 до 33-х лет составляет 15 % (3 человека), самый большой процент выборки находится в возрасте от 34 до 45 лет и составляет 45 % (9 человек), а в возрасте больше 46 лет находится 40 % данной выборки (8 человек).

Методики, которые использовались в исследовании :

  1. Методика многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттелла;
  2. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;
  3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова.

Для диагностики стрессоустойчивости (нервно-психической устойчивости) в данном исследовании использовалась анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова.Процентное соотношение результатов по данной методике можно увидеть на рисунке 2.

Для выявления взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона.

В результате проведенного анализа были выявлены следующие значимые корреляционные связи и представлены в виде корреляционных плеяд (рисунок 2).

Корреляционный анализ позволил выявить сильные положительные статистически значимые связи при p≤0,01 ситуативной тревожности с фактором «F1» (тревожность), а также личностной тревожностью. В данном исследовании, по характеристике фактора «F1» сопоставили его с личной тревожностью. Поэтому можно допустить, что если индивиду присуща личностная тревожность, то и ситуативная тревожность будет повышаться в случаях стрессовой ситуации. Кроме того, была выявлена значимая взаимосвязь при p≤0,01 между фактором «F1» и фактором «O». В данной научно-исследовательской работе мы поставили синонимичными фактор «О» и личностную тревожность. Корреляционная связь между этими факторами показывает, как и в предыдущем случае, что личностная и ситуативная тревожности между собой связаны.

Выявлены положительные статистические значимые связи при p≤0,05 между ситуативной и личностной тревожностью и фактором «Е» (конформность/доминантность). Тревожные люди не уверены в себе, имеют повышенную раздражительность и агрессию, из-за своей неуверенности в своих поступках в той или иной ситуации, им проще «идти за другим» и «быть как все», такие люди пассивны и легко выводятся из равновесия авторитетным руководством.

Установлена статистически значимая корреляционная связь при p≤0,01 между нервно-психической устойчивостью и фактором «C» (слабость «Я»/сила «Я»). Чем выше уровень нервно-психической устойчивости, тем больше человек эмоционально устойчивый, спокойный, флегматичный, трезво смотрящий на вещи, эмоционально зрелый и имеет постоянные интересы. Он уверен в себе, реально оценивает обстановку и управляет ситуацией.

Выявлена значимая корреляционная связь при p≤0,01 между фактором «Q4» и фактором «О». Чем сильнее у индивида выраженная эго-напряженность, тем сильнее у него личностная тревожность. Человек с эго-напряженностью возбужденный, раздражительный, несмотря на утомляемость активен, тем самым его тревожность будет увеличиваться, так как необходимо куда-то расходовать свою энергию.

Кроме того, была выявлена обратная взаимосвязь между фактором «С» и личностной (при p≤0,01) и ситуативной (p≤0,05) тревожностью. Чем больше человек эмоционально устойчив, тем меньше у него будет проявляться ситуативная тревожность, и личностная тревожность ему будет присутствовать также в меньшей мере.

Установлена обратная взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и фактором «F1» и фактором «O». Что говорит о том, что чем больше человек переживает различные стрессовые ситуации, имеет «яркую» реакцию в конфликтных ситуациях, не умеет работать при необходимости сверхурочно, то тем больше вероятность того, что в критических ситуациях у него будет высокая ситуативная тревожность, а также может развиться личностная тревожность. Тем самым гипотеза подтвердилась.

Корреляционный анализ взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Рис. 2. Корреляционный анализ взаимосвязи тревожности и стрессоустойчивости у горноспасателей

Таким образом, в результате проведенного корреляционного анализа не были выявлены статистически значимые связи между показателями тревожности и стрессоустойчивости. Но нами была выявлена взаимосвязь между показателями фактора «F1» и фактора «O», которые синонимичны личностной и ситуативной тревожности. Чем выше тревожность у горноспасателей, тем ниже стрессоустойчивость. Гипотеза подтвердилась.

Литература:

  1. Александрова, Т. И. Тревожность как индикатор эмоционального благополучия личности ученика / Т. И. Александрова // Заметки ученого. — 2021. — № 8. — С. 258–261. — ISSN 2713–0142. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/320858 (дата обращения: 20.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей;
  2. Мириуца, Е. В. Психология стресса и стрессоустойчивого поведения: учебное пособие: в 2 частях / Е. В. Мириуца. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2021 — Часть 2–2021. — 98 с. — ISBN 978–5-00078–398–6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177102 (дата обращения: 19.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Катунин, А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. П. Катунин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 243–246. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5363/ (дата обращения: 21.05.2023).
  4. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров. — Текст: электронный // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 42–52. — URL: https://znanium.com/catalog/product/503870 (дата обращения: 11.05.2023). — Режим доступа: по подписке.
  5. Шевкун, А. В. Понятия школьная тревожность в России и за рубежом / А. В. Шевкун. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-shkolnaya-trevozhnost-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, нервно-психическая устойчивость, ситуативная тревожность, ситуация, тревожность, стресс, возрастное соотношение выборки, значимая корреляционная связь, корреляционный анализ, обратная взаимосвязь.


Похожие статьи

Выявление психосоматических нарушений на раннем этапе...

Выборку проведенного исследования составили 34 человека (23–57 лет, из них 61 % женского и

Для первой группы характерны показатели нервно-психической устойчивости, моральной нормативности

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация.

2. Выявление уровня тревожности у студентов на разных ступенях обучения.

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Теоретический анализ тревожности. Анкетирование студентов по опроснику Спилбергера. (Оценка уровня личностной и реактивной тревожности).

Тревожность в теории Спилбергера определяется следующим: ситуации, которые

Коэффициент корреляции Спирмена для оценки связи общей тревожности и психоэмоционального состояния (ρ) равен -0.651.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Значимыми являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в

Однако проблема взаимосвязи личностной тревожности и перфекционизма у студентов с

Методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в

Для выявления зависимости уровня личностной тревожности от уровня нормального и...

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период...

Уровень личностной тревожности у повторнородящих беременных женщин.

При нервно-психической напряжении при любом сроке беременности появляется агрессивность

4. Ветчанина Е. Г., Залевский Г. В., Мальгина Г. Б. Значение психической ригидности при

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

 Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной

Различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных возрастных этапах

Тревожность дошкольников находится в центре научных интересов Н. Г. Кутеповой.

Е. И. Стрижиус у старшеклассников описывает «тревожность выпускника» в ситуации...

Похожие статьи

Выявление психосоматических нарушений на раннем этапе...

Выборку проведенного исследования составили 34 человека (23–57 лет, из них 61 % женского и

Для первой группы характерны показатели нервно-психической устойчивости, моральной нормативности

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация.

2. Выявление уровня тревожности у студентов на разных ступенях обучения.

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Теоретический анализ тревожности. Анкетирование студентов по опроснику Спилбергера. (Оценка уровня личностной и реактивной тревожности).

Тревожность в теории Спилбергера определяется следующим: ситуации, которые

Коэффициент корреляции Спирмена для оценки связи общей тревожности и психоэмоционального состояния (ρ) равен -0.651.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Значимыми являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в

Однако проблема взаимосвязи личностной тревожности и перфекционизма у студентов с

Методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в

Для выявления зависимости уровня личностной тревожности от уровня нормального и...

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период...

Уровень личностной тревожности у повторнородящих беременных женщин.

При нервно-психической напряжении при любом сроке беременности появляется агрессивность

4. Ветчанина Е. Г., Залевский Г. В., Мальгина Г. Б. Значение психической ригидности при

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной...

 Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной

Различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных возрастных этапах

Тревожность дошкольников находится в центре научных интересов Н. Г. Кутеповой.

Е. И. Стрижиус у старшеклассников описывает «тревожность выпускника» в ситуации...

Задать вопрос