Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Попкова, К. С. Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии / К. С. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103349/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного материала. С использованием методики диагностики коммуникативных умений обучающихся выполнен анализ сформированности коммуникативных умений учащихся 5–8 классов. На основе анализа было проведено исследование, которое показало, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и оказывает положительное влияние на формирование коммуникативных умений учащихся.

Ключевые слова: коммуникативные умения, образовательный процесс, интерактивные технологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения делает упор на развитие у учащихся универсальных учебных умений.

Так как в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, ведущую роль в этот период приобретают коммуникативные умения.

Коммуникативные умения — это умения, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.

Исходя из этого перед учителем предметников встает следующая задача: «научить ребенка учиться в общении».

Целью исследования былоизучение влияния использования интерактивных технологий обучения на формирование коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии.

На первом этапе эксперимента с использованием методики В. В. Синявского и В. А. Федорина уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся, был определен уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся перед применением комплекса занятием с использованием интерактивных технологий. Проверялась сформированность таких умений как: умение выстраивать коммуникацию, умение адекватно воспринимать чужое мнение, умение работать в группах, умение обратиться к сверстнику с просьбой, умение оказать поддержку, умение формировать собственное мнение, умение находить компромисс, умение договариваться и т. д. Данный этап эксперимента показал, что 25 % обучающихся имеют низкий уровень развития коммуникативных умений, 49 % средний уровень, 26 % высокий уровень.

На следующем этапе исследования был применен комплекс заданий с использованием интерактивных технологий, который был направлен на развитие коммуникативных умений у обучающихся.

Комплекс заданий включал в себя такие интерактивные формы работы: игра, викторина, кейс, круглый стол, конференция, семинар и т. д. Все формы работы были направлены на вовлечение в образовательный процесс всех участников, что способствовало постоянному контакту учитель-ученик, ученик-ученик.

После применения комплекса занятий с использованием интерактивных технологий снова была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных умений с использованием методики В. В. Синявского и В. А. Федорина уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся. Диагностика показала, количество обучающихся с низким уровнем сформированности коммуникативных умений сократилось на 9 %, с средним уровнем выросло на 9 %, а с высоким уровнем осталось неизменным- 26 %. (Рис.1)

Динамика уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (Методика В. В. Синявского и В. А. Федорина)

Рис. 1. Динамика уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (Методика В. В. Синявского и В. А. Федорина)

Исходя из проведенного исследования можно сделать следующее заключение: реализация уроков с использованием интерактивных методов обучения показала положительную динамику сформированности коммуникативных умений у обучающихся, обучающие стали легче идти на контакт, выстраивать диалог, высказывать собственное мнение, слушать и слышать друг- друга, не бояться высказываться на публику. Применение интерактивных технологий — это прежде всего взаимодействие и общение, а так как география это в большей части устный предмет, то применение интерактивных технологий будет напрямую способствовать развитию коммуникативных умений обучающихся.

Литература:

  1. Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5–9 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Бурцева Л. В. Формирование речевых компетенций учащихся // Управление школой. — 2007 г., № 8.
  3. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6–8 классов. Продуктивный уровень/авт.-сост. Н. Н. Зинченко. — Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.
  5. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. — Спб.: КАРО, 2015.
  6. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. — Спб.: КАРО, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативное умение обучающихся, умение, образовательный процесс, высокий уровень, использование методики, коммуникативное умение учащихся, комплекс заданий, межличностное общение, собственное мнение, физическая география.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность её взаимодействия

устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений.

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Формирование у учащихся умения оценивать свою...

Библиографическое описание: Егорова, Н. А. Формирование у учащихся умения оценивать свою

Ряд методик позволяет выявить уровень самооценки детей.

Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше, чем при работе в группах.

Итак, в процессе обучения младших школьников учитель развивает их коммуникативные умения.

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В. Шай.

Ключевые слова: коммуникация, обучающиеся начальных классов, умения и навыки

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и. На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие.

Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие...

Л. С. Выготский также активно занимался изучением коммуникативных способностей детей. Исходя из его концепции, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений

в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [3].

В то же время, данные таблицы 1 показывают, что у обучающихся преобладают высокий и...

Основные методы формирования коммуникативных навыков...

В процессе формирования коммуникативных умений обучающихся начальных классов учитываются различные

коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка младшего возраста.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Для выявления уровня коммуникативной культуры младших школьников мы.

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции в 3 классе были

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с...

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над.

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности.

1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия

Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача

Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [1].

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Язык является средством общения, и им необходимо жить, а не находиться на этапе

разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции

Автором не ставится задача охватить данной статьей методику обучения навыку говорения учащихся на...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и

Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании

Сложившийся образовательный процесс в вузах в большей степени характеризуется как

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

От уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность её взаимодействия

устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений.

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Формирование у учащихся умения оценивать свою...

Библиографическое описание: Егорова, Н. А. Формирование у учащихся умения оценивать свою

Ряд методик позволяет выявить уровень самооценки детей.

Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше, чем при работе в группах.

Итак, в процессе обучения младших школьников учитель развивает их коммуникативные умения.

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В. Шай.

Ключевые слова: коммуникация, обучающиеся начальных классов, умения и навыки

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и. На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие.

Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие...

Л. С. Выготский также активно занимался изучением коммуникативных способностей детей. Исходя из его концепции, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений

в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [3].

В то же время, данные таблицы 1 показывают, что у обучающихся преобладают высокий и...

Основные методы формирования коммуникативных навыков...

В процессе формирования коммуникативных умений обучающихся начальных классов учитываются различные

коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка младшего возраста.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Для выявления уровня коммуникативной культуры младших школьников мы.

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции в 3 классе были

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с...

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В. Выделены коммуникативные умения и навыки, формируемые в процессе работы над.

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности.

1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия

Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача

Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [1].

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Язык является средством общения, и им необходимо жить, а не находиться на этапе

разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции

Автором не ставится задача охватить данной статьей методику обучения навыку говорения учащихся на...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и

Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании

Сложившийся образовательный процесс в вузах в большей степени характеризуется как

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения.

Задать вопрос