Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Шаповалова, А. Е. Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов / А. Е. Шаповалова, А. И. Солобуев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 218-219. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103323/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлены результаты исследования, направленные на определение взаимосвязи питания студентов и их успеваемости в университете.

Ключевые слова : здоровье, питание, студенты

Актуальность. От качества питания зависит полноценная деятельность организма, в том числе умственная. Питание должно быть физиологически обоснованным и сбалансированным, Изучение статуса питание имеет важную социально-гигиеническую значимость, так как патология алиментарного происхождения способствует снижению работоспособности и продолжительности жизни человека [1].

Цель исследования оценить характер питания у студентов-медиков разных факультетов и их успеваемость.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняло участие 40 студентов педиатрического факультета и 40 студентов лечебного факультета Кемеровского государственного медицинского университета. Все исследования проводились при добровольном согласии испытуемых.

Было проведено анкетирование, направленное на выявление характера питания и рациона. Анкета состояла из 10 вопросов. Вопросы были направлены на выявление частоты приема пищи, режима питания, психологических особенностей питания. Опрос проводился с использованием Google-формы.

Проведена оценка успешности освоения учебного материала (средний балл текущей успеваемости).

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе оценивался характер завтрака испытуемых. 44 % респондентов педиатрического факультета указали, что завтракают каждый день, 37 % завтракают иногда, а оставшиеся 19 % не завтракают. На лечебном факультете 75 % завтракают каждый день, 13 % завтракают иногда, 12 % не завтракают. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты лечебного факультета утром питаются более правильно.

Нельзя говорить о комплексном питании и учитывать только наличие завтрака, поэтому у респондентов выяснено количеством полноценных приёмов пищи за день. У 81 % студентов педиатрического факультета в день 2–3 основных приёма пищи, 3–5 раз в день питаются 6 %, остальные 13 % питаются между занятиями на перерывах. Студенты лечебного факультета питаются 2–3 раза в день в 56 % случаев, 38 % респондентов питаются 3–5 раз в день и 6 % употребляют пищу один раз день. Эти результаты близки к норме. Всего лишь 13 % педиатров и 6 % лечебников принимают пищу менее 2 раз в день или рацион питания состоит из перекусов.

В готовых блюдах содержится большое количество насыщенных жиров, сахара и различных добавок, таких как усилителей вкуса, их задачей является как приносить удовольствие, так и стимулировать появление пищевой зависимости. Проведена оценка — готовят ли студенты самостоятельно? 93 % студентов педиатрического факультета и 92 % студентов лечебного факультета указали, что предпочитают готовить сами. Полученные данные являются хорошим результатом, который показывает, что студенты находят время на приготовление еды и в целом предпочитают домашнюю еду.

Тем не менее 69 % студентов педиатрического факультета заказывают готовую еду один раз в неделю, 25 % заказывают крайне редко, остальные заказывают раз в месяц (таблица 1). 50 % студентов лечебного факультета заказывают готовую еду один раз в неделю, а 12,5 % не заказывают готовую еду вообще, остальные заказывают крайне редко. Таким образом, можно говорить о том, что студенты следят за своим питанием, но иногда позволяют себе и фаст-фуд.

Таблица 1

Частота употребления готовой еды студентами-медиками

Частота употребления готовой еды (%)

Факультеты

Не менее одного раза в неделю

Не более одного раза в месяц

Не заказывают

Педиатрический

69

31

-

Лечебный

50

38

12

Необходимо исключать из рациона транс-жиры (частично гидрогенизированные), которые могут являться фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Нежелательно употреблять обработанные и рафинированные продукты с высоким содержанием углеводов — они повышают риск переедания и нарушений обмена веществ. Вопреки распространенному мнению, продукты с низким содержанием жиров также являются нездоровым выбором, поскольку они обычно содержат много сахара и других добавок для улучшения вкуса [3].

Главную значимость в питании придают белкам. Белки состоят из аминокислот, которые в свою очередь необходимы для регулирования всех основных функций организма. Белки животного происхождения богаты витаминами и минералами и обеспечивают нормальный рост и развитие, работу всех органов.

По данным анкетирования, студенты педиатрического факультета в 56 % питаются преимущественно мясом и птицей, 25 % употребляют и рыбу, и мясо, 6 % — предпочитают только рыбу, и 13 % не употребляют белки животного происхождения. 69 % студентов лечебного факультета предпочитают мясо, 25 % предпочитают и рыбу, и мясо, 6 % вегетарианцы. Вегетарианцы таким образом чаще выявлялись на педиатрическом факультете. Убежденных вегетарианцев в России 4 % (в 2008 году было 3 %), в то время как в мире — 10 %. Положительно относятся к вегетарианству, хотя сами его и не практикуют, 55 % респондентов. Больше всего вегетарианцев среди молодежи до 24 лет (7 %), а меньше всего — среди людей старше 45 лет (3 %). Это можно объяснить, с одной стороны, восприимчивостью молодых людей к новым ценностям и готовностью пробовать новые правила повседневного поведения, а с другой — устойчивостью сложившегося традиционного габитуса питания у старших поколений [2]. По данным Жигулиной В. В., среди студентов, не употребляющих мясо, на фармацевтический факультет приходится 12 %, педиатрический, лечебный, стоматологический — 3 % [4].

Успеваемость говорит о том, что молодые люди стремятся достичь высот в своей будущей профессии. На педиатрическом факультете 91 % хорошисты, а 6 % — отличники. Среди студентов лечебного факультета 67 % хорошистов, 33 % — отличников, таким образом, на лечебном факультете больше отличников, успеваемость выше.

Выводы.

В целом, большинство студентов-медиков следят за своим питанием. Они предпочитают домашнюю еду, лишь 13 % студентов-педиатров и 6 % лечебного факультета принимают пищу менее 2 раз в день. Вегетарианство чаще встречалось на педиатрическом факультете. На лечебном факультете больше студентов завтракают, принимают пищу большее количество раз. Успеваемость у студентов-лечебников выше, однако связь с питанием является дискутабельной.

Литература:

  1. Денисова Г. С., Березуцкая Л. А. Пути совершенствования организации рационального питания студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1 (4). — С. 73- 84. (дата обращения: 20.05.2023).
  2. Зарубина Н. Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций // Историческая психология и социология истории. 2016. № 2. С.137–154. (дата обращения: 20.05.2023).
  3. Шилякова Ю. В., Голубина О. А. Питание студентов // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029832 (дата обращения: 20.05.2023).
  4. Жигулина В. В. Анализ питания студентов медицинского вуза и соблюдение ими здорового образа жизни // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pitaniya-studentov-meditsinskogo-vuza-i-soblyudenie-imi-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 20.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): лечебный факультет, педиатрический факультет, студент, раз, день, питание, готовая еда, еда, животное происхождение, частота употребления.


Ключевые слова

студенты, здоровье, питание

Похожие статьи

Оценка рациональности питания студентов медицинской...

Объектом исследования является сбалансированное питание в жизни студента-медика.

В опросе участвовали студенты педиатрического, стоматологического и лечебного

студентов (79 %) не знают о том, что 4–5 раз — это идеальное количество раз питания в день.

Большинство указало на употребление пищи, как на процесс получения эмоций.

Гигиена питания студента медицинского вуза

Ключевые слова: гигиена питания, рациональное питание, студенты медицинского вуза.

Однако согласно принципам рационального питания, предложенным Институтом питания РАН, наиболее рациональным и полезным для здоровья признается режим питания 4–5 раз в день.

Исследование индекса массы тела среди студентов...

2 курс, педиатрический факультет, мальчики: — 18,4.

— знать основы рационального питания и особенностей питания при избыточной массе тела- рекомендуется

Рекомендуется 3 основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и 1–2 перекуса в день.

ИМТ студентов лечебного факультета в норме в 69,59 % случаев, стоматологического — в 79,31 % случаев.

Продукты функционального назначения в питании населения

Латыпова Светлана Шаукатовна, студент.

– протеиновые гидролизаты растительного (пшеница, соя, рис) и животного происхождения

Продукты функционального питания животного происхождения.

развитие отечественного производства специализированных продуктов детского питания, функциональных пищевых продуктов, диетических (лечебных и...

Гигиеническая оценка фактического питания различных групп...

При исследовании выявлена неадекватность фактического питания женщин фертильного возраста. Установлено, что 61 % женщин питаются 4 раза в день, 47 % — 3 раза, 9 % — 5 раз, 7

Содержание основных пищевых веществ, особенно белков животного происхождения

витаминов А, С, Р, группы В и при этом избыточное употребление углеводов, в том числе...

Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих...

...пищи по приемам и распределение ее приемов в течение дня, объединяемое понятием «режима питания» [3].

При оценке разнообразия рационов питания воспитанников интерната в возрасте 7–10 лет года

3. Баранов, А. А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / А. А. Баранов

Продукты функционального питания животного происхождения.

Физиологические эффекты и роль функциональных продуктов...

В пищевой промышленности в последние годы особую роль занимает функциональное питание [4, 7]. Основная задача функционального питания — это благоприятное воздействие на организм человека с использованием продуктов натурального происхождения [1, 13].

К вопросу о рациональном питании | Статья в журнале...

Рациональность и сбалансированность начинается прежде всего с установления режима питания, включающий в себя обозначенное количество приемов пищи в день, интервалы между ними, грамотное распределение энергетической и пищевой ценности всего рациона.

Значение здорового питания в жизни школьника | Юный ученый

В статье освещены основные проблемы питания детей, которые играют существенную роль в сохранении и укреплении здоровья школьников. Приведены результаты исследования качества и фактического рациона питания школьников, а также разработаны рекомендации по данной теме.

Похожие статьи

Оценка рациональности питания студентов медицинской...

Объектом исследования является сбалансированное питание в жизни студента-медика.

В опросе участвовали студенты педиатрического, стоматологического и лечебного

студентов (79 %) не знают о том, что 4–5 раз — это идеальное количество раз питания в день.

Большинство указало на употребление пищи, как на процесс получения эмоций.

Гигиена питания студента медицинского вуза

Ключевые слова: гигиена питания, рациональное питание, студенты медицинского вуза.

Однако согласно принципам рационального питания, предложенным Институтом питания РАН, наиболее рациональным и полезным для здоровья признается режим питания 4–5 раз в день.

Исследование индекса массы тела среди студентов...

2 курс, педиатрический факультет, мальчики: — 18,4.

— знать основы рационального питания и особенностей питания при избыточной массе тела- рекомендуется

Рекомендуется 3 основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и 1–2 перекуса в день.

ИМТ студентов лечебного факультета в норме в 69,59 % случаев, стоматологического — в 79,31 % случаев.

Продукты функционального назначения в питании населения

Латыпова Светлана Шаукатовна, студент.

– протеиновые гидролизаты растительного (пшеница, соя, рис) и животного происхождения

Продукты функционального питания животного происхождения.

развитие отечественного производства специализированных продуктов детского питания, функциональных пищевых продуктов, диетических (лечебных и...

Гигиеническая оценка фактического питания различных групп...

При исследовании выявлена неадекватность фактического питания женщин фертильного возраста. Установлено, что 61 % женщин питаются 4 раза в день, 47 % — 3 раза, 9 % — 5 раз, 7

Содержание основных пищевых веществ, особенно белков животного происхождения

витаминов А, С, Р, группы В и при этом избыточное употребление углеводов, в том числе...

Гигиеническая оценка питания детей от 7 до 10 лет, проживающих...

...пищи по приемам и распределение ее приемов в течение дня, объединяемое понятием «режима питания» [3].

При оценке разнообразия рационов питания воспитанников интерната в возрасте 7–10 лет года

3. Баранов, А. А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / А. А. Баранов

Продукты функционального питания животного происхождения.

Физиологические эффекты и роль функциональных продуктов...

В пищевой промышленности в последние годы особую роль занимает функциональное питание [4, 7]. Основная задача функционального питания — это благоприятное воздействие на организм человека с использованием продуктов натурального происхождения [1, 13].

К вопросу о рациональном питании | Статья в журнале...

Рациональность и сбалансированность начинается прежде всего с установления режима питания, включающий в себя обозначенное количество приемов пищи в день, интервалы между ними, грамотное распределение энергетической и пищевой ценности всего рациона.

Значение здорового питания в жизни школьника | Юный ученый

В статье освещены основные проблемы питания детей, которые играют существенную роль в сохранении и укреплении здоровья школьников. Приведены результаты исследования качества и фактического рациона питания школьников, а также разработаны рекомендации по данной теме.

Задать вопрос