Критический взгляд на советскую историографию Узбекистана (на примере городища Айртам) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 23.02.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Хабибуллаев, М. У. Критический взгляд на советскую историографию Узбекистана (на примере городища Айртам) / М. У. Хабибуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 214-215. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100218/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор исследует историю формирования мнения о городище Айртам, и, основываясь, на последних исследованиях учёных, пришёл к заключению о чрезмерной идеологизированности выводов советского исследователя Б. В. Лунина.

Ключевые слова: Айртамская надпись, буддизм, зороастризм, бактрийский язык, бактрийский алфавит, Кушанское царство.

В книге Б. В. Лунина «История Узбекистана в источниках» есть тема посвященная Айртамской надписи которая начинается с краткой информации о местонахождении городища и её датировки существования. Он упоминает, что во время правления Кушан, городище достигло наивысшего расцвета и что именно в этот период на правобережье Амударьи стала проникать буддийская религия [1, с.40]. Однако в книге академика Э. В. Ртвеладзе «Кушанское царство», даются сведения о том, что знакомство с буддизмом и укрепление его в Бактрии началось уже в первых веках до н. э., а в I в. н. э. в северной ее части были возведены первые буддийские сооружения [3, с.128]. Из этого следует сделать вывод, что буддизм начал проникать в Бактрию до правления Кушан. Также, Лунин отметил, что на городище сохранились остатки буддийских культовых строений.

Необходимо последовательно систематизировать историю формирования мнения ученых о принадлежности к буддизму строений и всего комплекса в целом на городище Айртам. В. М. Массон, в тридцатых годах двадцатого века весьма осторожно отнесся к интерпретации своей первой находки «изображение трех музыкантов»: «Тяжеловесный массивный карниз мог быть рассчитан только на солидное и прочное сооружение. Им должно быть был буддийский ступа… или памятник, поставленный в честь какого-нибудь значительного события». Собственно эту находку о принадлежности к буддизму подтвердил С. Ф. Ольденбург [4, с.379]. Далее в это же период В. М. Массон обнаружил внутри одного помещения, которое являлось святилищем буддийский реликварий, фрагменты раскрашенных алебастровых статуй Будды и основываясь на все эти находки В. М. Массон счёл необходимым назвать целое здание буддийским и датировать его Iв.н. э. Впоследствии раскопками Узбекистанской искусствоведческой экспедицией проводившиеся в 1979 году было установлено, что здание со святилищем в Айртаме являлось храмом. Г. А. Пугаченкова трактовала его как буддийский, хотя при этом же отмечала, что его планировка была характерна для зороастрийских храмов. Более того при последующих раскопках на Айртаме больше никаких буддийских артефактов обнаружено не было. Отсутствуют также находки буддийских терракот и надписей брахми и кхароштхи, находки которых на других буддийских монастырях, расположенных поблизости, Каратепа, Фаязтепа, исчисляются сотнями экземпляров. Также необходимо отметить, что, судя по содержанию бактрийской надписи из Айртама, данный храм был посвящен династийному культу царя Хувишки в котором ведущую роль играл зороастризм в его бактрийском варианте. Примечательно также, что в надписи употреблены только древнеиранские и авестийские термины, а слова буддийской терминологии, даже такие, казалось бы, ожидаемые в ней, как Будда, вихара, сангарама, ступа, напротив, вовсе отсутствуют [4, с.378–381]. Исходя уже из вышесказанного непонятно в связи с чем Лунин решил упоминать о буддизме, в городище на котором очень слабо прослеживаются его следы и не ставя вопрос о возможном наличии других местных религиозных взглядов на территории Айртама.

Говоря о самой Айртамской надписи Лунин подчёркивает, что она сделана бактрийским письмом, на основе греческого алфавита для передачи бактрийского языка, которая являлась официальным языком в Кушанском царстве, а надпись из Сурх-Котала он также называет бактрийским, но при этом именует его “промежуточным” между пушту и памирским языками и языками согдийским, хорезмским, парфянским [1, с.40–41]. Складывается запутанная картина будто в разных частях Бактрии существовало несколько вариантов бактрийского языка. Также непонятна фраза “промежуточное положение”, что намекает на несостоятельность бактрийского языка, которое впоследствии опровергнуто Э. Ртвеладзе, указавший, что бактрийский алфавит состоит из 25 букв [3, с.90]. Из чего можно сделать вывод, что бактрийский язык имел уже сформированный характер и ни о каком промежуточном положении речи быть не может. Одна из главных проблем бактрийского языка заключается в различной интерпретации существующих текстов и их малого количества, многие из которых плохо сохранены. Но называть его официальном языком в Кушанском царстве и одновременно промежуточным имеет очень странный подтекст. Помимо всего сказанного при чтении текста о городище Айртам, ощущается попытка локализовать Бактрию, отделить её от других среднеазиатских территорий через Кушанское царство, хотя такие городища как Кампыртепа, Хиштепе, Дальверзинтепе, Халчаян, которые были в составе Кушанского царства имели торгово-экономические и культурные связи с Хорезмом, Согдом, о чём, к примеру, свидетельствуют археологические раскопки Г. А. Пугаченковой в Халчаяне,описанные в книге «Халчаян. К проблеме художественной культуры северной Бактрии» и найденные ею керамические изделия, которые были типичны и в хорезмийской керамике [2, с.95]. И самое главное, использование Айртамской надписи мы можем оправдать, тем, что она находится на территории Узбекистана и может служить источником для истории Узбекистана, но включение в книгу «История Узбекистана в источниках» текста из Сурх-Котала, обнаруженная в Афганистане является несуразностью, так они рассказывают, возможно, об одном природном бедствии в городах и их восстановлении, но никак не взаимосвязанных и не имевших какого-либо влияния друг на друга.

Литература:

  1. Лунин Б. В. История Узбекистана в источниках. «ФАН» Узбекской ССР. 1984г.
  2. Пугаченкова Г. А. Халчаян.К. проблеме художественной культуры Северной Бактрии. «ФАН» Узбекской ССР. 1966г.
  3. Ртвеладзе Э. В. Кушанское царство: династии, государство, народ, язык, письменность, религия. Историческая библиотека. 2019г.
  4. Ртвеладзе Э. В. Айртам — династийный храм царя Хувишки//Вестник древней истории. Москва. 2018г.
Основные термины (генерируются автоматически): бактрийский язык, Кушанское царство, История Узбекистана, бактрийский алфавит, городище, история формирования мнения, надпись.


Ключевые слова

буддизм, зороастризм, Айртамская надпись, бактрийский язык, бактрийский алфавит, Кушанское царство

Похожие статьи

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Музей искусств Узбекистана, который расположен в городе Ташкенте, считается одним из крупных музеев Центральной Азии.

Музей был создан в 1918 году и имеет столетнюю историю.

На бактрийской земле было множество городов и укрепленных поселений, где были

Одним из них было городище Халчаян, где обнаружены руины дворца правителей.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Как известно из истории, в IV веке до нашей эры под ударами армии Александра

Эта эпоха называется в истории нашей страны эпохой Греко-Бактрийского государства.

Найденные в Узбекистане монеты государства Кангли отчеканены именно в это период.

д) города кушанской эпохи или позднего античного периода (II-IV века, Топраккала) [2, с.76–78].

Исследования ученых Узбекистана археолога Г. А. Пугаченковой...

...сооружения времен Парфянского царства и Древней Бактрии, городища Дальверзин-Тепе и Кампыр-Тепе.

ученых Средней Азии, вклад которых в культурное строительство Узбекистана и в развитие науки неоценим.

Существует мнение, что советские историки вынуждены были заниматься наукой в

История и историки Узбекистана в XX веке. / под ред. Д. А. Алимовой.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

В формировании узбеков принимали участие древние народы Центральной Азии — согдийцы, бактрийцы

В VI-VIII веках на территорию нынешнего Узбекистана из Казахстана, Киргизии, Семиречья и

Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с

В этот период арабский язык функционировал как язык канцелярии, научных трудов.

Некоторые рассуждения об этнической истории арабов...

Так, по мнению известного учёного — топонимиста В. А. Никонова, этнотопонимы возникали не в

История прихода и расселения арабов в Бухаре, по утверждению Е. К. Мейендорфа

Изучая историю арабов, проживавших на территории Узбекистана, весьма сложно прийти к

История языка бухарских евреев | Статья в журнале... Поэтому истинные таджики, живущие в...

История создания славянской системы письма

В целях освещения истории создания славянской системы письма необходимо выявить

И вот, оказывается, что эти древнейшие надписи и рукописи выполнены были не одной, а

История письма показывает, что алфавиты, возникшие эволюционным путем (финикийский

Вклад братьев в развитие славянского языка настолько огромен, что 24 мая в России — это...

К вопросу о выражении названий местности на русском...

Люди различной национальности по своим языковым особенностям читают эти надписи так, как им

Известно, что узбекский язык до сегодняшнего дня писался алфавитом, основанном на

В определённый период истории, т. е. в период захватничества Александра Македонского и

русский язык, слово, узбекская школа, узбекский язык, язык, русская многозначная...

История изучения эллинистической керамики Бактрии...

Библиографическое описание: Тихонов, Р. В. История изучения эллинистической керамики

Нижний культурный слой городища Калаимир был отнесен им к периоду Кобадиан I (VI–IV вв. до

Данная хронологическая колонка была достижением бактрийской археологии середины XX в

По её мнению, в IV-II вв. до н.э. происходят значительные изменения в гончарном ремесле.

О некоторых особенностях конфедерации раннесредневекового...

В частности, несмотря на определенную преемственность между Кушанским царством и

В своё время О. И. Смирнова надпись одной группы монет twr’k γwβ — расшифровала как «Владыка

недостатки, связанные с особенностями языка как искажение имен, званий, титулов и т. п. С этой

13. Смирнова О. И. Каталог монет с городища Пенджикент. — М: ИВЛ, 1963.

Похожие статьи

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Музей искусств Узбекистана, который расположен в городе Ташкенте, считается одним из крупных музеев Центральной Азии.

Музей был создан в 1918 году и имеет столетнюю историю.

На бактрийской земле было множество городов и укрепленных поселений, где были

Одним из них было городище Халчаян, где обнаружены руины дворца правителей.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Как известно из истории, в IV веке до нашей эры под ударами армии Александра

Эта эпоха называется в истории нашей страны эпохой Греко-Бактрийского государства.

Найденные в Узбекистане монеты государства Кангли отчеканены именно в это период.

д) города кушанской эпохи или позднего античного периода (II-IV века, Топраккала) [2, с.76–78].

Исследования ученых Узбекистана археолога Г. А. Пугаченковой...

...сооружения времен Парфянского царства и Древней Бактрии, городища Дальверзин-Тепе и Кампыр-Тепе.

ученых Средней Азии, вклад которых в культурное строительство Узбекистана и в развитие науки неоценим.

Существует мнение, что советские историки вынуждены были заниматься наукой в

История и историки Узбекистана в XX веке. / под ред. Д. А. Алимовой.

Особенности культуры узбеков | Статья в журнале...

В формировании узбеков принимали участие древние народы Центральной Азии — согдийцы, бактрийцы

В VI-VIII веках на территорию нынешнего Узбекистана из Казахстана, Киргизии, Семиречья и

Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с

В этот период арабский язык функционировал как язык канцелярии, научных трудов.

Некоторые рассуждения об этнической истории арабов...

Так, по мнению известного учёного — топонимиста В. А. Никонова, этнотопонимы возникали не в

История прихода и расселения арабов в Бухаре, по утверждению Е. К. Мейендорфа

Изучая историю арабов, проживавших на территории Узбекистана, весьма сложно прийти к

История языка бухарских евреев | Статья в журнале... Поэтому истинные таджики, живущие в...

История создания славянской системы письма

В целях освещения истории создания славянской системы письма необходимо выявить

И вот, оказывается, что эти древнейшие надписи и рукописи выполнены были не одной, а

История письма показывает, что алфавиты, возникшие эволюционным путем (финикийский

Вклад братьев в развитие славянского языка настолько огромен, что 24 мая в России — это...

К вопросу о выражении названий местности на русском...

Люди различной национальности по своим языковым особенностям читают эти надписи так, как им

Известно, что узбекский язык до сегодняшнего дня писался алфавитом, основанном на

В определённый период истории, т. е. в период захватничества Александра Македонского и

русский язык, слово, узбекская школа, узбекский язык, язык, русская многозначная...

История изучения эллинистической керамики Бактрии...

Библиографическое описание: Тихонов, Р. В. История изучения эллинистической керамики

Нижний культурный слой городища Калаимир был отнесен им к периоду Кобадиан I (VI–IV вв. до

Данная хронологическая колонка была достижением бактрийской археологии середины XX в

По её мнению, в IV-II вв. до н.э. происходят значительные изменения в гончарном ремесле.

О некоторых особенностях конфедерации раннесредневекового...

В частности, несмотря на определенную преемственность между Кушанским царством и

В своё время О. И. Смирнова надпись одной группы монет twr’k γwβ — расшифровала как «Владыка

недостатки, связанные с особенностями языка как искажение имен, званий, титулов и т. п. С этой

13. Смирнова О. И. Каталог монет с городища Пенджикент. — М: ИВЛ, 1963.

Задать вопрос