Библиографическое описание:

Холматова Д. Б. Применение научных исследований Авиценны на уроках физики // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 395-396.

В настоящей статье автор на конкретных примерах обосновывает возможности применения открытий великого ученого Востока Абу али ибн Сина на уроках физики в общеобразовательной школе, подчеркивая их большое учебно-воспитательное значение.

Ключевые слова: ибн Сина, открытие, предки, обучение, воспитание.


Узбекистан – одна из стран, где издревле развивалась наука, культура, государственность. Наш край славится великими личностями, внесшими огромный вклад в мировую цивилизацию, науку: изучение, чьей жизни и научной деятельности, творчества, открытия молодым поколением всегда подчеркивалось в качестве актуальной проблемы.

Великие наши предки внесли достойный вклад в развитие мировой науки, их бессмертные научные творческие открытия до сих пор служат прочным фундаментом для достижения нами новых рубежей и вершин. Научные изыскания наших предков в области физики, как и во всех других научных сферах, имели огромное значение для развития мировой науки и техники. Одним из таких мыслителей является великий лекарь, ученый-энциклопедист ибн Сина (Авиценна).

Умелое применение на уроках физики научных исследований ибн Сина в данной отрасли науки имеет большое значение. В этой связи хотелось бы вкратце остановиться на исследованиях ученого, которые могли бы обогатить содержание уроков физики, посвященных изучению программного материала средней общеобразовательной школы.

В 6-ом классе при изучении тем, как «Сведения Демократа, ар-Рози, Бируни и ибн Сина о строении веществ», «Плотность и его единицы. Методы определения плотности Бируни и Хазина» и проведении лабораторной работы «Определение плотности твердого вещества. Решение задач» [1. 49-82] целесообразным является изучение учащимися опытов ибн Сина по плотности веществ и его определению.

Во-первых, при изучении данных опытов обязательно подчеркиваются большие заслуги в этой области еще одного великого мыслителя Абу Рейхана Бируни. Преподаватель обращает внимание на тот факт, что Бируни определил плотность многих веществ, чем ибн Сина пользовался в своих изысканиях в области физики, приводит формулу и таблицу плотности (таблица 1).

Формула определения плотности вещества:

Таблица 1

Сравнительная таблица плотности отдельных веществ, определенных Бируни
и их современных значений

Вещества

Сравнительная масса (по Бируни)

Сравнительная масса (современные сведения)

Золото

19,05

19,25

Медь

8,7

8,93

Ртуть

13,58

13,55

Стекло

2,5

2,4-2,6

Морская вода

1,14

1,03


Учащиеся, изучив и сопоставив данные, приведенные в таблице, становится свидетелями того, насколько точно осуществляли измерения Бируни и ибн Сина еще в далеком Х веке [2. 12-13].

Во-вторых, внимание учащихся заостряется на том, что Ибн Сина для определения объема тврердого вещества применял сосуд, наполненный водой, и подобным сосудом пользуются в наши дни (рис. 1).

В ходе опытов, определив объем привязанного нитью твердого вещества сначала на мензурке, затем по количеству воды, выльившейся из сосуда, учащиеся убеждаются в равности этих значений.

Также, в 6-ом классе при изучении темы «Закон Архимеда и его применение» следует объяснить учащимся полезность рассмотрения опытов ибн Сина в данной области.

В частности, ознакомив учащихся возникновением родников, пробиванием подземных вод, разъясняется принцип работы современных водопроводных систем.

Для поощрения интереса учащихся школ к исследованиям наших предков целесообразно также ознакомить их с принципом работы «автоматических кувшинов», «самовозгорающихся ламп», применяемых в тот период, демонстрировать опыты с ними [3. 21-29].

Автоматический кувшин” представляет собой сосуд с отверстиями, наполненный водой, расположенный вверх дном на плоском сосуде (рис. 2). Вода в плоском сосуде поднимается до тех пор, пока не прикроет отверстия. Подобные сосуды в настоящее время используют на птицефабриках. Птицы испивают воду, отверстия открываются, и воде вливается в плоский сосуд до уровня отверстий. Для более прочного усвоения данной темы, принципа работы «автоматического кувшина» учащимся можно предложить самостоятельную работу – изготовить его из пластиковой бутылки.

«Самовозгорающаяся лампа» работает по такому же принципу, только в ней вместо воды, используется какое-либо масло (рис. 3). Когда горит лампа, и масло уменьшается, открывается отверстие и масло опускается вниз. Лампа продолжает гореть.

Естественно, можно привести еще много подобных примеров. Применение на уроках физики сведений об открытиях наших великих предков послужит повышению интереса учащихся к урокам физики, и, несомненно, имеет огромное воспитательное значение – воспитывает чувство гордости своими предками. Тем самым обеспечивается принцип единства обучения и воспитания.


Литература:

  1. Зикриллаев Ф. Берунийнинг физика соҳасидаги ишлари. – Т.: Фан. 1973. –С.32.

  2. Иброхимов М.М. Физика ўқитишда Абу Али ибн Сино меросидан фойдаланиш. – Т.: Ўқитувчи, 1982. –С. 40.

  3. Узвийлаштирилган Давлат таълим стандарти ва ўқув дастури. (Математика, Физика, Информатика ва ҳисоблаш техникаси асослари). – Т.: Янгийўл полиграф сервиc, 2010. - С. 49-82.

Основные термины: ибн Сина, ибн Сина, уроках физики, уроках физики, опытов ибн Сина, опытов ибн Сина, ученый-энциклопедист ибн Сина, ученый-энциклопедист ибн Сина, исследований ибн Сина, исследований ибн Сина, уроках физики научных, уроках физики научных, области физики, области физики, технологии критического мышления, технологии критического мышления, Применение технологии критического, Применение технологии критического, уроках физики сведений, уроках физики сведений

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle