Применение экспериментальных задач в современном уроке физики
Автор: Деревнина Оксана Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 19.01.2016
Статья просмотрена: 98 раз
Библиографическое описание:
Деревнина, О. В. Применение экспериментальных задач в современном уроке физики / О. В. Деревнина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9515/ (дата обращения: 09.06.2023).
В настоящее время в сфере образования и воспитания подрастающего поколения ведется большая работа по совершенствованию системы общего образования, которая заключается в целом в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования. Одним из критериев ФГОС является социальная востребованность личности. «Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества» [1, с. 22].
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки ФГОС указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу общего образования. Выделяют требования к трем основным видам результатов образования обучающихся, один из которых — метапредметные результаты (овладение обучающимися универсальными учебными действиями). Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена ФГОС как главная ценность обучения. Важно не просто передать знания человеку, а научить его самостоятельно «добывать» новые знания, осваивать новые виды деятельности.
Физика — экспериментальная наука, которая занимается изучением явлений природы на опытах. «Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни» [3, с. 44].
Изменения, которые происходят в нашей стране, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. А это невозможно сделать без изменения общепринятой методики преподавания предметов, в частности, физики. Учителю нужно научить учащихся «пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, формул…». [2, с. 14]. Большую роль в этом играют экспериментальные задачи по физике.
В качестве примера можно привести такие задачи по теме «Электричество» с использованием электронного конструктора, который сам по себе уже является средством привлечения учащихся к занятиям физикой. Конечно, можно в нижеприведенных задачах в качестве оборудования использовать и лабораторные физические приборы, которые имеются практически в каждом кабинете физики.
Задача 1. Имеется длинный коридор, в середине которого есть лампочка. Требуется сконструировать схему подключения батарейки, лампочки и двух выключателей в коридоре так, чтобы было можно в любом его конце осуществлять ее включение и выключение. Соберите схему подключения. Упрощение задачи: Соберите схему соединения батарейки, двух кнопок (выключателей) и одного звонка так, что позвонить можно было бы из двух разных мест.
Задача 2. Имеется звонок, лампочка, выключатели и батарейка. Придумайте и соберите схему подключения, чтобы одним выключателем включался звонок, другим — лампочка, третьим — одновременно звонка и лампочки.
Задача 3. Придумайте и соберите схему соединения батарейки, звонка и двух кнопок, расположенных так, чтобы можно было бы позвонить из двух разных мест.
Задача 4.Соберите схему цепи, содержащей одну батарейку и два звонка (две лампочки), каждый из которых можно включать и выключать независимо друг от друга.
Задача 5. Соберите схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, в которой каждой из лампочек управляет свой ключ, а размыкание третьего ключа приводит к выключению обеих лампочек.
Задача 6. Соберите схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей. Лампочка включается всякий раз, когда звенит звонок, но может работать и при выключенном звонке.
Задача 7. Соберите схему подключения к батарейке двух лампочек и двух ключей, чтобы при замыкании хотя бы одного ключа одновременно загорались обе лампочки?
Задача 8. На электрочайнике не указаны ни мощность, ни коэффициент полезного действия (КПД). Как для такого чайника в домашних условиях определить эти величины? Разработайте план эксперимента, выведите расчетные формулы и формулы для вычисления погрешностей. Кроме приборов бытового пользования применять можно только термометр.
Решение экспериментальных задач позволит учащимся сделать отдельные шаги в познании природы, неожиданные открытия, научит пользоваться физическим оборудованием, составлять схемы, применять полученные знания на практике при решении жизненных задач, а это и есть метапредметный результат обучения. Один из необходимых результатов введения новых ФГОС второго поколения.
Литература:
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. 24 с.
- Корневич М. Л., Чубакина О. В., Дулина Н. С. и др. Рабочие программы по физике 7–11 классы. Выпуск 2/ Под ред. Корневич М. Л. — М.: ИЛЕКСА, 2012. — 380 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 59 с.
Похожие статьи
ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения
2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования)
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Интегрированный урок как средство формирования...
(звонок бесплатный).
Построить в общей системе координат в одинаковом масштабе ВАХ резистора и лампы.
Рис. 2. Параметрический стабилизатор напряжения: а — схема; б — пояснение принципа действия по ВАХ; в — схема замещения.
Формирование мыслительных процессов у младших школьников
(звонок бесплатный).
Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2).
В педагогике «знание» рассматривается в двух аспектах: как содержание образования и результаты освоения школьниками этого содержания.
Теоретическое описание устройства дистанционного управления...
Оба силовых транзисторно-тиристорных ключа VT2-VS1 и VT3-VS2 в этот момент закрыты, на лампы не подается напряжение и лампы не горят.
Ёмкость разделительных конденсаторов примем величиной рекомендованной для схемы подключения микрофона.
Разработка структуры и алгоритма встроенного программного...
(звонок бесплатный).
Общей целью работы является внедрение документальной фиксации результатов исследования глазного дна, выполняемого с помощью ручного мобильного офтальмоскопа.
Эти задачи решаются с применением двухрежимной оптической схемы с...
Аналого-цифровой преобразователь как базовый элемент...
Если вывод REF- микросхемы TLC1549 подключен к общему проводу (GND), то нулевое напряжение на входе микросхемы преобразуется на выходе в код, соответствующий нулю (0000000000).
Рис. 4. Блок-схема алгоритма проведения измерений.
Часы на газоразрядных индикаторах | Статья в журнале...
Рис. 8. Общая схема сборки часов на газоразрядных индикаторах.
На рисунке 1 представлена структурная схема омметра. Результат измерения выводится на 4-х разрядный 7-и сегментный светодиодный индикатор красного свечения.
Система мониторинга автотранспорта | Статья в сборнике...
– СОК — схема определения координат. Служит для определения местоположения автотехники
Если в данный момент сотовая связь отсутствует то результаты измерения с временными отметками запоминаются в
– разъём USB В для подключения USB интерфейса.
Модель системы освещения на основе микроконтроллера.
(звонок бесплатный).
Для реализации модели принципиальная схема подключения устройств и схема на макетной плате разработаны авторами с помощью программы Fritzing.
Реализации задачи предшествует создание отдельных проектов подключения и...
Похожие статьи
ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения
2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования)
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Интегрированный урок как средство формирования...
(звонок бесплатный).
Построить в общей системе координат в одинаковом масштабе ВАХ резистора и лампы.
Рис. 2. Параметрический стабилизатор напряжения: а — схема; б — пояснение принципа действия по ВАХ; в — схема замещения.
Формирование мыслительных процессов у младших школьников
(звонок бесплатный).
Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2).
В педагогике «знание» рассматривается в двух аспектах: как содержание образования и результаты освоения школьниками этого содержания.
Теоретическое описание устройства дистанционного управления...
Оба силовых транзисторно-тиристорных ключа VT2-VS1 и VT3-VS2 в этот момент закрыты, на лампы не подается напряжение и лампы не горят.
Ёмкость разделительных конденсаторов примем величиной рекомендованной для схемы подключения микрофона.
Разработка структуры и алгоритма встроенного программного...
(звонок бесплатный).
Общей целью работы является внедрение документальной фиксации результатов исследования глазного дна, выполняемого с помощью ручного мобильного офтальмоскопа.
Эти задачи решаются с применением двухрежимной оптической схемы с...
Аналого-цифровой преобразователь как базовый элемент...
Если вывод REF- микросхемы TLC1549 подключен к общему проводу (GND), то нулевое напряжение на входе микросхемы преобразуется на выходе в код, соответствующий нулю (0000000000).
Рис. 4. Блок-схема алгоритма проведения измерений.
Часы на газоразрядных индикаторах | Статья в журнале...
Рис. 8. Общая схема сборки часов на газоразрядных индикаторах.
На рисунке 1 представлена структурная схема омметра. Результат измерения выводится на 4-х разрядный 7-и сегментный светодиодный индикатор красного свечения.
Система мониторинга автотранспорта | Статья в сборнике...
– СОК — схема определения координат. Служит для определения местоположения автотехники
Если в данный момент сотовая связь отсутствует то результаты измерения с временными отметками запоминаются в
– разъём USB В для подключения USB интерфейса.
Модель системы освещения на основе микроконтроллера.
(звонок бесплатный).
Для реализации модели принципиальная схема подключения устройств и схема на макетной плате разработаны авторами с помощью программы Fritzing.
Реализации задачи предшествует создание отдельных проектов подключения и...