Библиографическое описание:

Ушкова Н. В. Размышление об эстетическом воспитании // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 392-394.

Стоит ли сейчас, в такое трудное время, размышлять о культуре, искусстве и эстетике вообще? Уместно ли это в век современный интернет-технологий? Ведь человечество озабочено другими проблемами, разве нам до этих высоких ценностях духовного мира? И все же… В нашей современной стране человек не может существовать вне окружающей его культуры. Каждый человек ежедневно соприкасается с искусством. И чаще всего это происходит не в музеях и выставочных залах, а в своей квартире, в магазине, в учебном заведении, на вокзале, в гостинице. Все те вещи, предметы, одежда, ювелирные украшения, наполняющие наш быт, досуг или рабочую атмосферу, в некоторой степени являются произведения искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую картину, фарфоровый сервиз, керамическую шкатулку считают произведениями искусства. Нет рецепта, в котором есть все компоненты в нужных пропорциях, соединив которые получится шедевр. Именно поэтому важно развивать способность видеть, понимать, чувствовать и ценить прекрасное, что мы называем вкусом.

Часто говорят, что искусство является источником наслаждения, отражением жизни и главное это потенциалом для развития личности. Приобщая человека к искусству можно воспитать в нем высоконравственную, образованную, разносторонне развитую личность. В сфере духовной и бытовой жизни, повседневного труда, в общении с природой, человеком – во всем этом красивое, восхищающее, трагическое, комическое играют существенную роль. Красивое доставляет массу добрых, искренних эмоций, дает толчок в учебе и труде, в общении с близкими и любимыми. Трагическое учит сочувствию и переживанию. Комическое вызывает смех, помогая снять психические стрессы. Таким образом, искусство выступает базой в весомой системе и проблеме нашего времени – это эстетического воспитания.

Сегодня важным условием для стабильного мировоззрения человека и общества нужно считать умение использовать полученные знания, навыки, ценности, потому что каждый человек является нитью соединения одного поколения с другим, то есть прошлого и будущего.

Сегодня за партами многих учебных заведений сидит будущее нашей страны – это школьники, студенты. Эта категория еще очень наивна и доверчива, но очень перспективна и креативна. Именно с детей и молодежи надо начинать приобщение к современной культуре, выбирая для себя те ценности, что соответствуют их склонностям и способностям, формировать отношение к действительности, как к всесторонне развитой культурной, духовно богатой личности.

Прежде, чем начать размышление о культуре, определимся с понятием «культура». «Культура – это исторически развивающаяся, многослойная, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социальных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» [2, с. 4]. Культура взаимосвязана с историей. Каждая эпоха, каждый народ вносили и вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образую процесс исторической преемственности, сочетания традиций и новаторства. В итоге, огромным разнообразием теорий, образов, идеалов обладает культура и выступает в качестве системы ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для общества.

С самого рождения в человеке закладывается самое главное – это видение прекрасного вокруг себя, что является процессом, который определяет уровень эстетического развития и воспитания личности.

Из столетия в столетие создавалось и копилось разнообразие культур. А каждому человеку было представлено право выбора духовных ценностей, которые отвечают его вкусам, потребностям, позициям в жизни.

Нынешнему государству и обществу важно знать, какой выбор сделает личность, прокладывая свой жизненный путь. Ведь значимым в создании пути к духовной культуре личности является интерес к жизни, красоте, творчеству, к природе, окружающим людям и самому себе – это стоит выделить как главная цель, достичь которой можно с помощью системы эстетического воспитания.

Система эстетического воспитания включает в себя пробуждение и развитие чувства прекрасного, возвышенного, трагичного и комичного. С помощью этой системы человек познает мир и выражает свое отношение ко всему окружающему. Она имеет свое ядро, на котором она базируется. Ядром в системе эстетического воспитания является искусство: музыка, живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология, театр, танец и другие виды художественного творчества. Искусство охватывает в себе большой потенциал для развития личности. Приобщая школьников и студентов к огромному богатому опыту всего человечества, накопленному в искусствах, тем самым можно и нужно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Психологические исследования аспектов эстетического воспитания рассматривали (Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, К.К., Сахаров И.Г., Платонов и др.). Эти авторы понимают эстетическое воспитание как «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т.п.» [3, с 228]. По мнению Платонова К.К. и Крысько В.Г. эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования «творческой личности, способной жить и творить по законам красоты» [5, с. 320] и «эстетического вкуса» [6, с. 169].

Раздумывая над выше сказанным получается, что эстетическое воспитание включает в себя развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, формирование творчески активной личности со своими идеалами и взглядами.

В исследованиях педагогов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Савин Н.В., Сухомлинский В.А., Шацкая В.Н. и др.) тоже рассмотрен ряд взглядов на понятие «эстетическое воспитание».

Авторы Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве» [3, с. 24]. Шацкая В.Н. и Савин Н.В. дали такое разъяснение данного понятия – «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [7, с. 6]. Исходя из этого, в понятие «эстетическое воспитание» педагоги вкладывают совокупность главных составляющих аспектов – личностный, деятельный и творческий.

С учетом тенденций развития страны, основываясь на социальный заказ государства и общества, задачами эстетического воспитания являются: развитие эстетических чувств, интересов, потребностей, вкуса, взглядов, идей, убеждений и в целом компетенций. Для выполнения поставленных задач по развитию эстетического воспитания важно обратить внимание на социально-экономические условия в стране и потребности развивающего общества.

Исследователь Бабанский Ю.К. заложил в основу эстетического воспитания характеристики педагогического процесса, то есть единства процесса обучения и воспитания. Он выделяет компоненты эстетического воспитания: целевой, содержательный, организационно-деятельный, оценочно-результативный. [1, с. 73]. Для педагога вуза в первую очередь важно опираться на структуру педагогического процесса, используя следующие компоненты: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы и ожидаемый результат.

Целевой компонент эстетического воспитания включает в себя воспитание личности, умеющей мобилизоваться, адекватно оценивать жизненные ситуации, имеющие нравственные и гражданские приоритеты в современном обществе. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических чувств, вкуса, интереса, развитие эстетического отношения к культуре и искусству, формирование толерантности, чувства ответственности, потребности в здоровом образе жизни. В содержательный компонент закладывается создание личности, которая наладит отношения с коллективом и с окружающей средой, находя жизненные предпочтения и преодолевая неудачи и разочарования. Методы, средства и формы очень разнообразны и зависят от объема и качества информации, организации и деятельности, возрастного критерия. Важную роль играет уровень подготовки, мастерство и способности преподавателя.
Студент получает информацию из разных средств - теле и интернет среда, учебное пространство и коллектив, предметный мир, природные явления, литературные произведения. Чтобы помочь студенту разобраться во всем этом огромном разнообразии эстетической культуры, педагогу необходимо узнать интересы и приоритеты самого студента и направить его на познание того пути, который ему ближе и понятней. Использовать при этом наиболее эффективные формы и компоненты эстетического воспитания студентов: научность, целостность, систематичность, последовательность, практичность, продуктивность, вариативность и организация. Данные компоненты и их специфика позволят студенту найти свое «Я», выработать эстетические навыки, привычки, потихоньку накапливать опыт, приспосабливаться к ситуациям и смело разрешать их, также позволят заняться своим самовоспитанием, самоуправлением и самореализацией, расширить круг общения и интересов, управлять своим свободным временем и отдыхом. Педагогу важно помнить что студент – это нынешнее поколение, будущее страны, культуры и искусства. То что будет заложено сейчас будет уверено и смело идти дальше с ними в жизнь и в систему общественных отношений, вбирая самое лучшее, перспективное, престижное, инновационное, сохраняя традиции и культуру.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие студента и педагога, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творческий компонент эстетической культуры.


Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.

  2. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IXXIX века. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. – 256с.

  3. Богозов Н.З., Гозман И.Г., Сахаров К.К. Психологический словарь под редакцией Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. – 291с.

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 176с.

  5. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004. – 336с.

  6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Высшая школа», 1984. – 174с.

  7. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н. Шацкой – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1995. – 183с.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетического воспитания, эстетического воспитания, эстетическом воспитании, эстетическом воспитании, компоненты эстетического воспитания, компоненты эстетического воспитания, эстетическое воспитание, эстетическое воспитание, эстетических чувств, эстетических чувств, эстетическом воспитании личности, эстетическом воспитании личности, эстетического отношения, эстетического отношения, развитие эстетического, развитие эстетического, эстетического воспитания важно, эстетического воспитания важно, Система эстетического воспитания, Система эстетического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle