Библиографическое описание:

Ушкова Н. В. Размышление об эстетическом воспитании // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 392-394.

Стоит ли сейчас, в такое трудное время, размышлять о культуре, искусстве и эстетике вообще? Уместно ли это в век современный интернет-технологий? Ведь человечество озабочено другими проблемами, разве нам до этих высоких ценностях духовного мира? И все же… В нашей современной стране человек не может существовать вне окружающей его культуры. Каждый человек ежедневно соприкасается с искусством. И чаще всего это происходит не в музеях и выставочных залах, а в своей квартире, в магазине, в учебном заведении, на вокзале, в гостинице. Все те вещи, предметы, одежда, ювелирные украшения, наполняющие наш быт, досуг или рабочую атмосферу, в некоторой степени являются произведения искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую картину, фарфоровый сервиз, керамическую шкатулку считают произведениями искусства. Нет рецепта, в котором есть все компоненты в нужных пропорциях, соединив которые получится шедевр. Именно поэтому важно развивать способность видеть, понимать, чувствовать и ценить прекрасное, что мы называем вкусом.

Часто говорят, что искусство является источником наслаждения, отражением жизни и главное это потенциалом для развития личности. Приобщая человека к искусству можно воспитать в нем высоконравственную, образованную, разносторонне развитую личность. В сфере духовной и бытовой жизни, повседневного труда, в общении с природой, человеком – во всем этом красивое, восхищающее, трагическое, комическое играют существенную роль. Красивое доставляет массу добрых, искренних эмоций, дает толчок в учебе и труде, в общении с близкими и любимыми. Трагическое учит сочувствию и переживанию. Комическое вызывает смех, помогая снять психические стрессы. Таким образом, искусство выступает базой в весомой системе и проблеме нашего времени – это эстетического воспитания.

Сегодня важным условием для стабильного мировоззрения человека и общества нужно считать умение использовать полученные знания, навыки, ценности, потому что каждый человек является нитью соединения одного поколения с другим, то есть прошлого и будущего.

Сегодня за партами многих учебных заведений сидит будущее нашей страны – это школьники, студенты. Эта категория еще очень наивна и доверчива, но очень перспективна и креативна. Именно с детей и молодежи надо начинать приобщение к современной культуре, выбирая для себя те ценности, что соответствуют их склонностям и способностям, формировать отношение к действительности, как к всесторонне развитой культурной, духовно богатой личности.

Прежде, чем начать размышление о культуре, определимся с понятием «культура». «Культура – это исторически развивающаяся, многослойная, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социальных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» [2, с. 4]. Культура взаимосвязана с историей. Каждая эпоха, каждый народ вносили и вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образую процесс исторической преемственности, сочетания традиций и новаторства. В итоге, огромным разнообразием теорий, образов, идеалов обладает культура и выступает в качестве системы ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для общества.

С самого рождения в человеке закладывается самое главное – это видение прекрасного вокруг себя, что является процессом, который определяет уровень эстетического развития и воспитания личности.

Из столетия в столетие создавалось и копилось разнообразие культур. А каждому человеку было представлено право выбора духовных ценностей, которые отвечают его вкусам, потребностям, позициям в жизни.

Нынешнему государству и обществу важно знать, какой выбор сделает личность, прокладывая свой жизненный путь. Ведь значимым в создании пути к духовной культуре личности является интерес к жизни, красоте, творчеству, к природе, окружающим людям и самому себе – это стоит выделить как главная цель, достичь которой можно с помощью системы эстетического воспитания.

Система эстетического воспитания включает в себя пробуждение и развитие чувства прекрасного, возвышенного, трагичного и комичного. С помощью этой системы человек познает мир и выражает свое отношение ко всему окружающему. Она имеет свое ядро, на котором она базируется. Ядром в системе эстетического воспитания является искусство: музыка, живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология, театр, танец и другие виды художественного творчества. Искусство охватывает в себе большой потенциал для развития личности. Приобщая школьников и студентов к огромному богатому опыту всего человечества, накопленному в искусствах, тем самым можно и нужно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Психологические исследования аспектов эстетического воспитания рассматривали (Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, К.К., Сахаров И.Г., Платонов и др.). Эти авторы понимают эстетическое воспитание как «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т.п.» [3, с 228]. По мнению Платонова К.К. и Крысько В.Г. эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования «творческой личности, способной жить и творить по законам красоты» [5, с. 320] и «эстетического вкуса» [6, с. 169].

Раздумывая над выше сказанным получается, что эстетическое воспитание включает в себя развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, формирование творчески активной личности со своими идеалами и взглядами.

В исследованиях педагогов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Савин Н.В., Сухомлинский В.А., Шацкая В.Н. и др.) тоже рассмотрен ряд взглядов на понятие «эстетическое воспитание».

Авторы Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве» [3, с. 24]. Шацкая В.Н. и Савин Н.В. дали такое разъяснение данного понятия – «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [7, с. 6]. Исходя из этого, в понятие «эстетическое воспитание» педагоги вкладывают совокупность главных составляющих аспектов – личностный, деятельный и творческий.

С учетом тенденций развития страны, основываясь на социальный заказ государства и общества, задачами эстетического воспитания являются: развитие эстетических чувств, интересов, потребностей, вкуса, взглядов, идей, убеждений и в целом компетенций. Для выполнения поставленных задач по развитию эстетического воспитания важно обратить внимание на социально-экономические условия в стране и потребности развивающего общества.

Исследователь Бабанский Ю.К. заложил в основу эстетического воспитания характеристики педагогического процесса, то есть единства процесса обучения и воспитания. Он выделяет компоненты эстетического воспитания: целевой, содержательный, организационно-деятельный, оценочно-результативный. [1, с. 73]. Для педагога вуза в первую очередь важно опираться на структуру педагогического процесса, используя следующие компоненты: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы и ожидаемый результат.

Целевой компонент эстетического воспитания включает в себя воспитание личности, умеющей мобилизоваться, адекватно оценивать жизненные ситуации, имеющие нравственные и гражданские приоритеты в современном обществе. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических чувств, вкуса, интереса, развитие эстетического отношения к культуре и искусству, формирование толерантности, чувства ответственности, потребности в здоровом образе жизни. В содержательный компонент закладывается создание личности, которая наладит отношения с коллективом и с окружающей средой, находя жизненные предпочтения и преодолевая неудачи и разочарования. Методы, средства и формы очень разнообразны и зависят от объема и качества информации, организации и деятельности, возрастного критерия. Важную роль играет уровень подготовки, мастерство и способности преподавателя.
Студент получает информацию из разных средств - теле и интернет среда, учебное пространство и коллектив, предметный мир, природные явления, литературные произведения. Чтобы помочь студенту разобраться во всем этом огромном разнообразии эстетической культуры, педагогу необходимо узнать интересы и приоритеты самого студента и направить его на познание того пути, который ему ближе и понятней. Использовать при этом наиболее эффективные формы и компоненты эстетического воспитания студентов: научность, целостность, систематичность, последовательность, практичность, продуктивность, вариативность и организация. Данные компоненты и их специфика позволят студенту найти свое «Я», выработать эстетические навыки, привычки, потихоньку накапливать опыт, приспосабливаться к ситуациям и смело разрешать их, также позволят заняться своим самовоспитанием, самоуправлением и самореализацией, расширить круг общения и интересов, управлять своим свободным временем и отдыхом. Педагогу важно помнить что студент – это нынешнее поколение, будущее страны, культуры и искусства. То что будет заложено сейчас будет уверено и смело идти дальше с ними в жизнь и в систему общественных отношений, вбирая самое лучшее, перспективное, престижное, инновационное, сохраняя традиции и культуру.

В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие студента и педагога, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творческий компонент эстетической культуры.


Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.

  2. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IXXIX века. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. – 256с.

  3. Богозов Н.З., Гозман И.Г., Сахаров К.К. Психологический словарь под редакцией Н.Ф. Добрынина, С.Е. Советова. – Магадан, 1965. – 291с.

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 176с.

  5. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004. – 336с.

  6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Высшая школа», 1984. – 174с.

  7. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В.Н. Шацкой – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1995. – 183с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle