Библиографическое описание:

Пугачев А. С. Комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 301-303.

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали глубокого переосмысливания сложившейся системы образования и воспитания подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека.

Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого является главной целью [1, с. 21]. Реализация этой высокой цели предполагается в образовательном учреждение как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в образовательном учреждение должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современным образовательным учреждением становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха.

Необходимость осуществления комплексного подхода нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход получил обоснование как один из ведущих принципов обучения и воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. В этой связи возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха.

Понимание сущности комплексного подхода полностью применимо при рассмотрении проблем обучения и воспитания, учащихся с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения. Более того, требование осуществления комплексного подхода к организованному процессу обучения и воспитанию учащихся с нарушением слуха в большей мере обязательно, чем для учащихся, не имеющих патологий в образовательном учреждение. Для справедливости сказанного рассмотрим ряд комплексов:

Комплекс первый - единство и взаимосвязь объективных обстоятельств обучения и воспитания. К ним относятся:

Во-первых, те обстоятельства, которые отражают устройство общества, его жизненные процессы - материальные, политические, духовные.

Во-вторых, наше общество – это общество, в котором пока еще преобладает общенародная собственность на средства производства, где всем его членам, в том числе и с нарушениями слуха, гарантированы конституционные свободы и права, где покончено с неграмотностью.

В-третьих, и экономика, и политика, и идеология, и образование, и воспитание, и духовная жизнь общества – все направлено на развитие производительных сил и производственных отношений, характерных для поистине демократического общества.

В нашей стране, да и во всем мире осуществляется всеобщее дифференцированное обучение учащихся с нарушением слуха, предоставляется возможность получения начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО), обеспечение их работой по окончании обучению и другие льготы.

Таким образом, объективные обстоятельства организованного процесса обучения и воспитания, учащихся с нарушением слуха, в широком смысле среда в структурном и функциональном отношении чрезвычайно многообразны. Каждый их компонент может быть при отдельном рассмотрении представлен цепью систем, подсистем, составляющих частей и элементов, оказывающих соответствующее влияние на результат обучения и воспитания. Но как бы ни были различны по своей структуре, природе, функциям объективные обстоятельства, все они по сути своей являются гуманистическими, демократическими. В этом смысле они объективно предполагают именно воспроизводство самих себя и адекватного человека в процессе обучения и воспитания. Именно это обстоятельство и является чрезвычайно важной предпосылкой для успешного осуществления комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся с нарушением слуха.

Комплекс второй - структура личности воспитуемого. В структурном отношении личность представляет собой совокупность, целостное единство биологического, психологического и социального. В основе понимания биологической сущности человека c нарушением слуха заключено философское положение о человеке как непосредственно природном существе. Природные особенности (определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система) являются важнейшими предпосылками психического развития. Движущими силами, факторами развития учащихся с нарушением слуха являются не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отношений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное воспитание, обучение и воспитание в образовательном учреждение, общественно полезная трудовая деятельность и т.д.).

Основоположник современной отечественной педагогики и психологии Выготский Л.С. внес большой вклад в изучение личности аномальных учащихся, в обоснование проблемы компенсации дефекта в процессе обучения и воспитания аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. “Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-педагогическая организация”. Именно поэтому “говорящий глухонемой, трудящийся слепой, участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать неполноценности и не дадут для этого повода другим. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный учащийся не были дефективными. Тогда исчезает и самое это слово, верный знак нашего собственного дефекта” [2, с. 105].

Положение Выготского Л.С. о том, что “ребенок с дефектом – еще не дефективный ребенок”, “что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным”, что “замещение и компенсация” как закон, возникают в виде стремлений там, где есть дефект” сыграло большую роль в развитии теории и практики современной педагогики. Оно служит основой неиссякаемого гуманизма и оптимизма отечественных педагогов, свидетельством тому служит тот факт, что в условиях современной действительности возможно неограниченное всестороннее развитие учащихся с нарушением слуха.

Глухой от рождения без специального профессионального обучения с сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи, однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер. Развитие компенсаторных сил организма учащихся с нарушением слуха без обучения языку слов очень ограничено. Здоровые силы организма, интеллектуальные духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития, это и определяет социальный статус лиц с нарушением слуха. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции [3, с. 57]. Преодолеть физический недуг - глухоту и ее следствие - немоту возможно лишь при обучении учащихся с нарушением слуха языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального обучения и воспитания, учащихся с нарушением слуха.

Учащийся с нарушением слуха по отношению к слышащему находиться в иных условиях. На слух он не может воспринимать устную речь, следовательно, нужно для него создать соответствующие его природе условия, нужны обходные пути для овладения языком слов. В современной дидактической системе обучения языку учащихся с нарушением слуха по принципу формирования речевого общения различают три формы словесной речи: тактильная, устная и письменная. В качестве исходной формы речи, наиболее полно отвечающей природе учащегося с нарушением слуха, используется пальцевая, воспринимаемая зрением форма словесной речи - тактильная форма.

Учащийся с нарушением слуха по подражанию воспроизводит слово тактильно и устно путем проговаривания. Данное слово соотносится с предметом, его свойством или действием, которое оно обозначает. Таков наиболее общий, схематический путь обучения словесной речи учащихся с нарушением слуха. Он приведен с тем, чтобы продемонстрировать действие механизма компенсации недостающего слуха в условиях специального обучения учащихся языку. Во-первых, учащихся с нарушением слуха воспринимает устное слово зрительно. Его специально обучают чтению устной речи с лица. Во-вторых, он обучается тактильной речи. Одновременно происходит развитие высших психических и физиологических процессов коры головного мозга, функций центральной нервной системы. В-третьих, учащийся сч нарушением слуха, артикулируя, развивает речедвигательный аппарат, голосообразование, речевое дыхание, происходит соответствующая рефлекторная деятельность. В-четвертых, благодаря звукоусиливающей аппаратуре, у учащегося развивается слуховое восприятие устного слова, его фонетический образ. В-пятых, учащийся с нарушением слуха считывает слово с предъявленной карточки, усваивая при этом письменную форму речи. В процессе деятельности учащиеся с нарушением слуха на одном и том же речевом материале усваивают комплексно тактильную письменную и устную формы речи. Язык слов усваивается учащимися с нарушением слуха в процессе живого непосредственного общения, то есть при выполнении основной социальной функции.

Таким образом, при комплексном подходе к личности учащихся с нарушением слуха в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития личности учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.

Комплекс третий - воспитание как вид деятельности субъекта воспитания. В современном образовательном учреждение для учащихся с нарушением слуха осуществляется социальное воспитание учащихся. По своим целям и задачам воспитание учащихся с нарушением слуха в основном совпадает с общими принципами педагогики. Цель социального воспитания учащихся с нарушением слуха включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие учащимся трудовых умений и навыков в избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного поведения в коллективе. Эта цель предусматривает подготовку из глухонемых учащихся в активных участников общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ.

Еще Выготский Л.С. отстаивал необходимость социального воспитания аномальных детей, указывал на то, что специальное воспитание аномальных детей требует “специальной педагогической техники, особенных методов и приемов”, а также на то, что “только высшее научное знание этой техники может создать настоящего педагога в этой области”. Он подчеркивал, что “нельзя забывать и того, что надо воспитывать не слепого, а человека, прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превратить ее в дефективную педагогику”.

Личность воспитуемого с нарушением слуха должна стать своеобразным геометрическим местом точек специально организованного обучения и воспитания [4, с. 111]. Воспитатель как субъект воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств, настроений, переживаний воспитанников и своих собственных. Нарушение слуха, естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Великий гуманист, Выготский Л.С., высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а, наоборот, в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для учащихся с нарушением слуха в процессе их обучения и воспитания, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы.

В нашем современном обществе впервые в истории человечества господствующая общегосударственная система специального воспитания ставит своей целью всестороннее и гармоническое развитие граждан, лишенных слуха [5, с. 183]. Благодаря единству объективных и субъективных факторов социальное воспитание действует как единая целостная комплексная система воспитания учащихся с нарушением слуха. Это способствует максимально полной компенсации глухоты и всесторонней подготовке учащихся с нарушением слуха к полноценной самостоятельной жизни в обществе.


Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 2005. – 176 с.

  2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. – М., 2006. – 316 с.

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 2006. – 133 с.

  4. Лисина М.И. Семья и формирование личности. – М., 2006. – 180 с.

  5. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка. – М., 2007. – 225 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle