Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 26.01.2018

Статья просмотрена: 580 раз

Библиографическое описание:

Кочкина, О. Г. Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения / О. Г. Кочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3101/ (дата обращения: 25.04.2024).



Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация — это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации.

Особенности социализации лиц со слуховой недостаточностью определяются ролью слуха в формировании социальных навыков. Л. С. Выготский отмечал, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Глухонемота — недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности». Слуховой дефект препятствует социализации неслышащих людей обычными способами, изолируя их от контактов с другими, затрудняя доступ к широкому кругу источников информации, влияя на отношение к ним окружающих.

Социальная адаптация людей с нарушение слуха — составная часть их социализации. Она отражает процесс активного приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды.

Школьники с нарушением слуха и, как следствие, своеобразным развитием всех психических процессов, особенно речи, не получают достаточного социального опыта прежде всего из-за трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за слуховых нарушений и недоразвития речи младших школьников характерно неадекватное отношение к себе и к окружающим. Отмечается неумение правильно реагировать на замечание, вступать в общий разговор, выражать свои чувства и мысли, реагировать на эмоции других. Трудности общения снижают у школьника потребность в коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости, снижают адаптацию в обществе.

Как указывается в исследованиях сурдопедагогов, для расширения умственного кругозора, для развития умения общаться с окружающими, усвоения опыта социальных отношений и дальнейшей адаптации среди слышащих необходимы благоприятные условия воспитания и целенаправленная коррекционная работа с ребенком как в семье, так и в школе. В современной специальной школе I и II вида учебно-воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности каждого ученика, расширение, обогащение индивидуального опыта ребенка в познании окружающего мира и человеческих отношений. Одно из направлений социализации — личностно-ориентированное воспитание неслышащего. Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной позиции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушением слуха.

Действующая ныне целостная педагогическая система обучения детей с нарушением слуха языку на основе словесной речи разработана проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками. В основе этой системы следующие положения: обучать словесному общению необходимо в связи с деятельностью; необходимо учитывать потребность детей в общении друг с другом и использовать ее в качестве стимула в овладении речью; обучение следует начинать с формирования диалогической речи, необходимо расширять повседневную практику речи.

Обучение глухих школьников начальных классов языку начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространенной формы непосредственного общения, дающей возможность учителю установить контакт между ним и учащимся и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.

С 2003 года педагогический коллектив нашей школы перешел на использование в работе элементов верботонального метода. В верботональной системе создан аудиовизуальный курс. Основная работа по АВК проводится на уроках по развитию слухового восприятия. Конечная цель АВК — перенос воспринятого на уроках речевого материла в самостоятельную речь. В этом ученикам помогает драматизация, способствующая максимальному использованию в новой ситуации слов и фраз пройденной на уроках АВК темы.

На уроках развития речи мной использовались темы из книги «Русский язык в картинках 1 класс». Этот курс построен на основе жизни одной семьи (мамы, папы, детей Соня, Зина, Шура). Между членами семьи возникают диалоги дома на кухне, в комнате, в школе, в магазине, в зоопарке. В ходе драматизации ребенок проигрывает роль каждого члена семьи, т. е. учится выполнять определенную социальную роль.

Уроки АВК вызывают у учащихся с нарушением слуха неподдельный интерес, т. к. все предлагаемые темы так или иначе перекликаются с их жизненным опытом и дают возможность проигрывать ту или иную ситуацию всякий раз по-новому. Слова и фразы из АВК неслышащие дети используют в диалогической речи. У детей постепенно исчезает скованность в речевом общении, появляются положительные эмоции и потребность в коммуникации. Речь становится интонационно богаче.

На основе этих диалогов мной составлялись и проводились ролевые игры на уроках по развитию слухового восприятия «В автобусе», «На день рождении», «В магазине», «На почте»,«У врача», «В аптеке», «В зоопарке», «В столовой».

Диалог «У врача».

Вова: Тома, мы играем в доктора!

Тома: Хорошо, ты будешь доктором, а я буду мамой.

Вова: Твоя кукла будет ребенком. Добрый день!

Тома: Добрый день, доктор!

Вова: Кто болен?

Тома: Моя дочка больна. Она не ест и не пьет. У нее нет аппетита.

Вова: Температура есть?

Тома: Да, температура есть.

Вова: У вас есть градусник?

Тома: Да, вот он.

Вова: Спасибо. Принесите мне еще ложечку, пожалуйста.

Тома: Вот ложка, доктор.

Вова: О! У вашей дочки грипп. Быстро в кровать. Вот лекарства.

Тома: Вы завтра снова придете?

Вова: Да, я приду завтра опять.

Диалог «В зоопарке».

Автор: Дети и бабушка пришли в зоопарк. Они стоят перед клеткой.

Бабушка: Смотрите, тут лев, сейчас он спит.

Тома: Нет, он не спит. Он играет с косточкой.

Петя: Здесь — медведи. У них детеныши — медвежата.

Вова: Пойдемте к обезьянам. Я хочу их покормить. У меня есть банан обезьянам.

Петя: Ой, обезьяна залезла с бананом на дерево.

Тома: Все обезьяны хотят банан.

Бабушка: Теперь мы пойдем к слону.

Вова: Ой, бабушка твоя шляпа!

Бабушка: Моя шляпа! Где она?

Вова: Твоя шляпа у слона! Ха-ха-ха.

Диалог «В магазине».

Зина: Добрый день!

Продавец: Добрый день! Что вам угодно?

Зина: Дайте нам коробку печенья.

Продавец: Пожалуйста.

Зина: И еще, прошу вас, пачку масла и банку варенья.

Продавец: Может быть, что-нибудь еще?

Зина: Больше ничего, спасибо.

Соня: А молоко?

Зина: Да, и бутылку молока.

Соня: Две бутылки.

Зина: Зачем?

Соня: Одну бутылку маме, а другую Мурке. Моя Мурка любит печенье с молоком.

Зина: Сколько мы вам должны?

Продавец: Два двадцать.

Зина: До свидания.

Продавец: До свидания, девочки.

Текст «Завтрак».

Шура и Зина: Доброе утро, папа.

Папа: Доброе утро, дети.

Зина: Мы уже завтракаем.

Папа: Что на завтрак?

Мама: Чай, хлеб, сыр и мед.

Папа: А где Соня?

Соня: Я сейчас.

Мама: Садись. Возьми чай и хлеб.

Шура: Я не могу пить чай. Где сахар?

Мама: Сахар вот. Возьми.

Шура: Здесь ничего нет.

Зина: Ах, вот где сахар!

Соня: И Мурка завтракает.

В ролевой игре учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, детей, их взаимоотношения. Школьники входят в роль, которая досталась им в игре. Подражая взрослым, они совершают действия в соответствии со своей ролью и логикой игры. В такой игре усвоение речевого материала облегчается ситуацией.

В играх дети усваивают правила поведения в школе и семье, знакомятся с общественными отношениями, формируются навыки коллективной деятельности, общения со взрослыми и с друг с другом. У детей возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого выражения мыслей, ведения диалога.

В 4 классе мной было проведено анкетирование, которое показывает, как учащиеся относятся к урокам по развитию речи и занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения, насколько серьезно они и их относятся к развитию слушания, создана ли речевая среда в семье.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях со слышащими родителями дети общаются речью, а в глухих семьях жестами и речью. Дети и родители понимают друг друга. В основном родители уделяют внимание развитию словесной речи и обогащению словаря. Ребятам интересно общаться со слышащими людьми. В основном общение проходит дома, на улице с друзьями, в магазине. Ребятам нравятся уроки ППО, чтение. Они считают, что индивидуальные занятия необходимы.

Анкетирование.

1. Ты используешь дома слуховой аппарат?

Да — 3 Редко — 2 Нет — 1

2. Как ты считаешь, тебе помогает аппарат?

Да — 5 Нет — 1

3. На каком языке вы общаетесь дома?

Речь — 2 Речь и жесты — 1

Речь и дактиль — 2 Жесты — 1

4. Понимаешь ли ты своих родителей?

Да — 6

Понимают ли они тебя?

Да — 6

5. Твои родители объясняют тебе новые слова?

Да — 5 Редко — 1

6. Родители переводят тебе телепередачи?

Всегда — 3 Редко — 3

7. Тебе интересно общаться со слышащими?

Да — 5 Нет — 1

8. Где ты общаешься со слышащими?

(дома, на улице, в магазине, на футболе)

Они тебя понимают?

Да — 5 Редко — 1

9. Ты хорошо понимаешь своих одноклассников?

Да — 4

Не понимаю Олесю — 1

Не понимаю Мишу — 1

На каком языке вы общаетесь?

Речь и жесты — 5 Дактиль — 1

10. Ты хорошо понимаешь учителей и воспитателей?

Да — 6

11. Какие из речевых уроков тебе нравятся?

Чтение — 4 ППО — 3

12. Как ты думаешь, нужны индивидуальные занятия по РСВ? Почему?

Да — 6 Учиться хорошо говорить звуки, слушать речь, узнавать новые слова.

Литература:

  1. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. — М.: Издательство «Академия» 2007.
  2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.: Владос, 2001.
  3. Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. — М.: Владос, 2005.
  4. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить. — М.: Парадигма, 2011.
  5. Самощенко И. В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение. Опыт матери и сурдопедагога. — М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, Доброе утро, какой язык, речевое общение, словесная речь, Твоя шляпа.

Похожие статьи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

Логическое ударение. Речевой слух. Основные качества голоса, речевое дыхание. [2, с.78].

Диалог по стилю в основном разговорная речь. Диалогическую речь дети усваивают...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

русский язык, ребенок, предложение, слово, форма слов, различная часть речи, ролевое моделирование, речевой

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка.

Становление диалогической речи в онтогенезе

диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание, коммуникативный процесс...

Похожие статьи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

Логическое ударение. Речевой слух. Основные качества голоса, речевое дыхание. [2, с.78].

Диалог по стилю в основном разговорная речь. Диалогическую речь дети усваивают...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие...

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

русский язык, ребенок, предложение, слово, форма слов, различная часть речи, ролевое моделирование, речевой

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка.

Становление диалогической речи в онтогенезе

диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание, коммуникативный процесс...

Задать вопрос