Библиографическое описание:

Григорян В. Д. Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 318-320.

В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста социально-культурной сферы используются компоненты общекультурной и общепрофессиональной компетенций, положенные в основу государственного образовательного стандарта для бакалавров соответствующего профиля. Среди качеств общекультурной компетенции перечисленных в ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность», которыми должен обладать специалист (бакалавр), можно выделить наиболее общие компетенции личности такого профессионала: владение культурой мышления, стремление к саморазвитию, медиаграмотность, способность критически мыслить, владение иностранным языком, способность к кооперации с коллегами и т.д.

Но интегральным качеством специалистов указанной сферы является способность к «дивергентному (креативному) мышлению», ныне часто отождествляемому с творческим мышлением, при том, что само собой термин «креативный» в переводе с английского означает «творческий» [1, с. 138]. Разница между этими двумя, на первый взгляд одинаковыми понятиями, заключается в критериях оценки, а также в семантических особенностях языков, из которых они вышли и в контексте современной педагогической деятельности употребляются, часто дублируя и подменяя друг друга. Результаты этих двух типов мышления выражаются в продуктах деятельности, которые возникли в результате актуализации содержания мыслительных процессов протекающих в ходе ее осуществления. В итоге, творческий продукт отличается качественно новыми характеристиками по отношению к предшественникам, он уникален, в то время как креативный продукт может быть только оригинальной, т.е. более совершенной или альтернативной формой уже существующего продукта. На выходе получается два разных подхода к осуществлению тех видов деятельности, которые представлены перед специалистом социально-культурной сферы.

В современной образовательном процессе наметился курс на модернизацию сферы экономической деятельности, инициированный государством. Это связано с общим трендом на модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации, с чем связано создание одноименной комиссии при президенте России в 2009-м году. Согласно пункту №3 Положения о Комиссии в ее задачи входит рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России [2]. Термин «модернизация» буквально предполагающий «осовременивание», вместе с технологическим развитием не ставит перед специалистами иных целей, кроме как совершенствования уже существующего и его развития, т.е. эволюции. Это и предполагает, что перед выпускником современного вуза ставятся задачи в поиске новых креативных решений для тех видов деятельности, которые он должен осуществлять, но не создания новых видов деятельности в связи с появлением чего-то качественно нового и открытого в результате творчества. В социально-культурной деятельности, примером таких креативных подходов может послужить создание в г. Москве сети библиотечных интеллект-центров, возникших в результате слияния секторов культурно-массовой работы с традиционными библиотеками. Отдельно вопросу деятельности таких учреждений посвящены публикации аспиранта Московского государственного университета культуры и искусств Ж.Б. Хохловой «Общественная самоорганизация подростков как проявление социокультурной креативности» и «Социально-психологические подходы к проблеме креативности личности».

Факторы современной культурной и образовательной среды, влияющие на развитие креативного мышления будущих специалистов, не всегда учитываются в рамках существующих стандартов ввиду скорости происходящих изменений, поэтому попробуем остановиться лишь на некоторых из них, которые могу быть выведены и использованы в рамках различных форм образовательной работы со студентами.

Одним из условий развития креативных способностей будущих специалистов социально-культурной сферы является приобщение учащихся к студенческой научной деятельности, которая не является строго регламентированной положениями о студенческих научных организациях, чаще выступает в роли факультатива и позволяет развивать среди учащихся позитивную систему мотивации, основанную на внутренних потребностях в познании и саморазвитии. Такое участие позволяет сформировать личность определенного качества, привить ей в процессе осуществления деятельности своеобразную культуру мышления, самодисциплину и другие положительные качества, которые несет в себе этика человека занятого в поисково-творческой деятельности. Кроме того, выстроить работу научных студенческих объединений сегодня невозможно без использования современных средств электронной коммуникации и обратной связи между профессорско-преподавательским составом и участниками студенческих научных объединений. Прежде всего, это создание и использование Интернет-проектов для структурных подразделений учебного заведения, через которые осуществляется научная работа со студентами, с привязкой к ним различных модулей социальных ресурсов, через которые может осуществляться выход на проект с других веб-ресурсов и обратная связь с пользователями социальных сетей, которыми чаще всего являются именно студенты. Кроме того необходимо активное внедрение в повседневную практику использования студентами почтовых электронных ресурсов, поскольку такой базовый и универсальный инструмент коммуникации в сети Интернет поддерживает информационную культуру личности, которой не приходится быть пассивным субъектом, зависимым от инструментов работы с информацией в пределах одного веб-ресурса. В целом это приводит к необходимости выбора адекватных моделей медиаобразования, основные задачи которого предполагают следующее: «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3, с. 555]. Наиболее подходящими в нашем случае представляются «социокультурные модели», предполагающие социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления [4]. Такие модели способствую не только развитию всех вышеперечисленных качеств личности, но и развитию информационной культуры студента в рамках формирования его общекультурной компетенции. Стоит отметить, что обозначенный процесс не может быть ограничен только сферой применения в нем Интернет-технологий, поскольку компьютерная грамотность не может существовать без компьютера, однако информационная культура была задолго до появления первых вычислительных машин. Именно умение работать с текстами в новых форматах, способность к их анализу и обобщению и отличает простое использование информации от знания, которое было сформировано на базе различных источников, в том числе и электронных.

Другим условием развития креативного мышления будущих специалистов социально-культурной сферы является также знание иностранного языка, о чем также упоминается в соответствующем разделе федерального государственного стандарта. Как упоминалось выше, принимая участие в студенческой науке, студенты не только приобретают навыки перечисленные в рамках задач поставленных социокультурными медиаобразовательными моделями, но и приобретают позитивные навыки развития собственной информационной культуры. Чаще всего участие в студенческой науке предполагает возможность для студентов попрактиковаться в приобретении опыта публичных выступлений, что в свою очередь требует от них качественных навыков устной и письменной речи. Роль языка в этом процессе в целом может быть сформулирована в рамках определения предлагаемого П.В. Алексеевым и А.В. Паниным: «Признание существования информации в чистом виде, т.е. независимо и от словесного и от жестового языка, не нарушает положения о том, что мышление и язык тесно связаны друг с другом. Без языка или другого аналогичного средства выражения образов и мыслей человек так и оставался бы со своей «чистой» информацией наедине, не смог бы общаться с другими людьми; более того, он не смог бы и формировать абстрактные образы и абстрактное мышление; коммуникативная функция языка является в этом отношении ведущей. При помощи языка устанавливается взаимопонимание. С его помощью развивается познавательный процесс, осуществляется прогресс науки, культуры, цивилизации. Язык – материальная форма мышления» [5, с. 313]. Таким образом, язык, выступающий как средство овеществления человеческой мысли предстает механизмом для поиска множества решений и чем богаче речевая культура, тем больше пространство для поиска и выражения необходимых идей в процессе креативного поиска. Овладение иностранным языком позволяет расширить языковое пространство личности, поскольку требует от него также и способности мыслить на двух языках или если угодно нескольких, таким образом, вырабатывая множество представлений о проблеме с которой он сталкивается в предметной среде. По мнению академика А.А. Леонтьева: «Речь не есть простая вербализация, подыскивание и наклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям; это творческая интеллектуальная деятельность, включенная в общую систему психической и иной деятельности человека. Это – решение задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться и с опорой на язык» [6, с. 118].

Таким образом, с опорой на язык в развитии креативных способностей студента изучения иностранных языков позволяют формировать и укреплять 4 основных параметра мышления согласно определению американского психолога Дж. Гилфорда: 1. Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне, стремление найти свое собственное решение; 2. Семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения и обнаружить возможность нового использования данного объекта; 3. Обратная адаптивная гибкость – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны; 4. Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно там, где нет предпосылок к формированию новых идей [7]. Стоит сказать, что согласно концепции Дж. Гилфорда такое мышление определяется как «дивергентное» т.е. расходящееся, в отличие от алгоритмичного – конвергентного, а интеллектуальные способности личности обладающей таким типом мышления характеризуются термином креативности.

Немаловажным будет отметить, что «дивергентное мышление» и «креативные способности» взаимозависимые понятия, однако условия развития «креативного сознания» в рамках формирования общекультурной компетенции специалиста социально-культурной сферы требуют некоторого уточняющего обобщения. Согласно определению известного советского философа и психолога А.Г. Спиркина: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». И далее продолжает: «Творческая активность сознания заключается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования оригинального мнения, гипотезы и их проверки, создания теории, в творческой комбинации элементов познавательного содержания и продуцирования новых идей и идеалов, в духовном управлении как практической деятельностью, так и самими психическими процессами» [8, с. 83-88]. Таким образом, речь в обоих случаях идет о способностях сознания, что приближает оба утверждения именно к характеристике «креативных способностей», выступающих как следствие отражаемое параметрами дивергентного мышления. В этой связи условия развития креативного сознания, обладают формирующим воздействием на студентов в образовательном процессе, который рассчитан на получение личности необходимого качества для раскрытия ею потенциала освоенной общекультурной компетенции.


Литература:

  1. Серия «Словарная классика». В.К. Мюллер. Англо-Русский словарь 115 тысяч слов. Переработанное издание (Н. Симонова, Г. Уильямс) с грамматическим приложением. М.: – ЛадКом, 2011. 720 с.

  2. Указ Президента РФ от 20.05.2009 N 579 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России» // Совет при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России: сайт. Москва, 2009. URL: http://i-russia.ru/media/files/41d3a4aeb55e2e0a19e3.docx (дата обращения: 14.07.2012)

  3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т.1. 608 с.

  4. Терминологический словарь: модели медиаобразования (media education models) // Информационная грамотность и медиаобразование для всех: сайт. Югра, 2007. URL: http://www.mediagram.ru/dictionary/text_203.html (дата обращения: 14.07.2012)

  5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 608 с.

  6. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. 365 с.

  7. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление (стр. 2) // Психология человека: сайт, 2011. URL: http://www.shsgroup.ru/mishlenie/5_2.php (дата обращения: 14.07.2012)

  8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. 303 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle