Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Лушникова, И. И. Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения / И. И. Лушникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28048/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются особенности интерактивного обучения иностранным языкам, характеризующиеся субъектно-субъектным взаимодействием обучающихся и преподавателя, комплексностью, многоаспектностью и динамичным характером меняющихся исходных характеристик педагогического контекста. Данные особенности актуализируют значимость организационно-управленческих умений преподавателя иностранных языков и указывают на целесообразность развития организационно-управленческой креативности.

Ключевые слова: интерактивное обучение, динамика, многозадачность, полиаспектность, организационно-управленческие умения, креативное мышление, организационно-управленческая креативность.

В настоящее время в теории и практике обучения иностранным языкам отмечается возрастающий интерес к интерактивным формам организации учебного взаимодействия.

Интерактивное обучение, основанное на диалогичном субъектно-субъектном партнерском взаимодействии обучающихся и преподавателя, повышает возможности индивидуализации учебного процесса и активизации личности обучающегося. Роль преподавателя не директивна, не догматична, не центральна, а сравнима с ролью координатора, ведущего образовательного процесса. Главной задачей педагога становится создание условий и организация учебного процесса таким образом, при котором происходит активизация и вовлечение всех обучающихся в процесс совместного создания нового знания [10].

В числе важных характеристик интерактивного обучения отмечается возможность достигать и превосходить исходные запланированные результаты за меньший период времени, что становится несомненно значимым и актуальным критерием оценки эффективности учебного процесса в условиях модернизации образования.

Вместе с тем, несмотря на существенные преимущества интерактивного обучения, исследователи отмечают «фрагментарный характер» его внедрения и связанную с этим недостаточную эффективность применения в высшей школе [2].

Говоря об интерактивных технологиях в обучении иностранным языкам, следует отметить специфику предмета «иностранный язык», которая заключается в нелинейном характере формирования умений обучающихся.

В процессе обучения иностранный язык одновременно выступает средством и целью обучения. Так, в процессе развития одних видов коммуникативных умений задействуются и развиваются другие виды, приводя к дальнейшему формированию и развитию более сложных знаний и умений иноязычной коммуникативной компетенции [9, с. 42–46]. Иными словами, обучение принимает многонаправленный полиаспектный характер.

Полиаспектность, многонаправленность, многозадачность в сочетании с многообразием форм организации учебной деятельности — работа в парах, малых группах, группах, индивидуально; а также динамический характер организации учебного процесса в интерактивном обучении, актуализируют значимость организационно-управленческих педагогических умений преподавателя, определенных ФГОС как умения организовывать сотрудничество и развивать самостоятельность обучающихся, поддерживать их инициативность, активность, творческие способности.

Одной из важных характеристик современного преподавателя становится не только умение одновременно координировать работу обучающихся в динамично меняющихся условиях, но и как отмечает Е. Н. Соловова, способность к импровизации, «непредсказуемость и неожиданные повороты в уроке, которые он может обеспечить» [9, с. 49].

Исходя из практики обучения иностранным языкам, отметим, что необходимость импровизации может быть обусловлена целым рядом динамических характеристик, которые просчитать и предвидеть заранее зачастую не представляется возможным. Например, опережение во времени выполнения учебного задания одной или несколькими группами, парами, обучающимися; изменение мотивационной направленности участников учебного процесса; появление новых прочих обстоятельств в учебном процессе. Так, при опережении в выполнении задания одной из групп возникает необходимостью оценить выполнение задания и вновь включить обучающихся в учебный процесс. А значит, определить новое задание (возможно, связанное с работой другой группы обучающихся), реорганизовать учебный процесс, не допуская бесполезного ожидания одних другими, учесть индивидуальные особенности обучающихся, включая когнитивные стили, темперамент, уровни сформированной иноязычной коммуникативной компетенции и другие индивидуальные характеристики. Таким образом, перед преподавателем возникают задачи целостного одномоментного восприятия и оценки педагогической ситуации и контекста, определения альтернатив и принятия креативных педагогических организационно-управленческих решений, которые связаны со знаниями и умениями в области креативной педагогики и креативной организации коллективной работы. Анализ исследований креативного управления и креативности преподавателя, проведенный на основе работ Е. П. Ильина, О. Г. Макаренко, В. С. Ротенберга, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова и др., позволяет определить организационно-управленческую креативность как комплекс социально-психологических и профессиональных характеристик, основу которого составляет общая креативность личности преподавателя и сформированная организационно-управленческая компетенция [5].

Важный показатель организационно-управленческой креативности, исходящий из общей креативности личности, — пространственно-образное, творческое, дивергентное мышление, характерное для людей с угадывающим типом восприятия, способствующее целостному и одномоментному восприятию предметов или явлений, отражению многочисленных связей между ними [6, с. 6–20; 8 и др.].

Исследователи креативности в педагогике отмечают, что проблема формирования и развития творческого дивергентного мышления — актуальная задача современности, затрагивающая как самих обучающихся, так и преподавателей высшей школы [3, с. 17].

Как отмечает В. Г. Степанов, современная система обучения на протяжении столетий опирается на детализирующий способ приема и переработки информации, «при том, что угадывающий способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции и т. д». [7, с. 77].

Важной задачей современной системы образования становится не только «разработка новых подходов в обучении, позволяющих реализовать стандарты обучения, но и формировать новые знания и новое самосознание на основе интереса и творческих способностей» [4, с. 18].

Разделяя мнение В. И. Блинова о новых требованиях к современному педагогу, которому «необходимо сочетать в себе качества педагогов предшествующего и нового поколения», обладать помимо глубоких предметно-профессиональных знаний стремлением самосовершенствоваться, осваивать знания в области маркетинга и менеджмента [1], отметим, что в преподавании иностранных языков данное высказывание приобретает особую значимость и актуальность.

Следует отметить, что в настоящее время вопрос организационно-управленческой креативности преподавателя еще недостаточно изучен. Вместе с тем, развитие интерактивных, активных и ряда других технологий, основанных на активном творческом взаимодействии обучающихся и преподавателя, возрастающие требования к эффективности организации и проведению обучения в рамках аудиторных занятий, ценность естественного общения в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции, указывают на необходимость дальнейших исследований креативности и организационно-управленческой креативности преподавателя в учебном процессе.

Литература:

  1. Блинов В. И. Дефицит педагогических кадров: прошлое, настоящее и будущее проблемы // Образование и наука. 2009. № 11. С. 13–23.
  2. Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. С. 286–290.
  3. Креативная педагогика. Методологя, теория, практика / А. И. Башмаков [и др.]; под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. — М.: БИНОМ, 2012. — 319 c.
  4. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Электронный ресурс] / под ред. д.т.н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. — 4-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 322 c.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10''.
  5. Лушникова И. И. Обучение английскому языку в неязыковом вузе: роль организационно-управленческой компетенции преподавателя // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 3. С. 55 -58.
  6. Макаренко, О. Г. Креативный менеджмент: учебное пособие / О. Г. Макаренко, В. Н. Лазарев. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 154 с.
  7. Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация: Учебное пособие. — М.: Академический Проспект, 2013. — 315 с.
  8. Ротенберг, В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. // Электронный ресурс. URL: http://www.rjews.net/v_rotenberg/tvorchestvo.html#.U3xvCX9sP_Z (дата обращения 24.03.2016).
  9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 239 с.
  10. Энциклопедии и словари. // Электронный ресурс. URL: http://enc-dic.com(дата обращения 24.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, интерактивное обучение, организационно-управленческая креативность, выполнение задания, высшая школа, иноязычная коммуникативная компетенция, обучающийся, организационно-управленческая креативность преподавателя, практик обучения, преподаватель.


Ключевые слова

динамика, интерактивное обучение, креативное мышление, креативное мышление, многозадачность, полиаспектность, организационно-управленческие умения, организационно-управленческая креативность., организационно-управленческая креативность

Похожие статьи

Использование современных педагогических методов...

Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, технология обучения.

Схему работы с веб-квестом можно представить следующим образом: Знакомство с темой, формулировка проблемы, задания. >> выполнение...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

 Организация выполнения процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

7. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Аннотация: Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Методические условия организации интерактивного обучения...

Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения...

Педагогический акт как организационно-управленческая...

Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения. Педагогический вуз: кого он готовит? Либерализация организационно-технологического проектирования строительства...

Развитие креативности младших школьников средствами...

Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений.

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Тренинг как технология активного обучения | Статья в журнале...

тренинг, процесс обучения, иноязычная коммуникация, интерактивное обучение, иноязычная коммуникативная компетенция, развитие, технология тренинга, активное обучение, положительное отношение, традиционное...

Об использовании продуктивных образовательных технологий...

Основной задачей неязыкового вуза в области обучения ИЯ является развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, предполагающей способность обучающегося организовывать свою иноязычную деятельность адекватно ситуациям...

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

обучающийся, коммуникативная компетенция, группа, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, учитель, друг друга, групповое общение, технология обучения, организация работы.

Похожие статьи

Использование современных педагогических методов...

Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная коммуникативная компетенция, метод обучения, технология обучения.

Схему работы с веб-квестом можно представить следующим образом: Знакомство с темой, формулировка проблемы, задания. >> выполнение...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

 Организация выполнения процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

7. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Аннотация: Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Методические условия организации интерактивного обучения...

Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения...

Педагогический акт как организационно-управленческая...

Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения. Педагогический вуз: кого он готовит? Либерализация организационно-технологического проектирования строительства...

Развитие креативности младших школьников средствами...

Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений.

Развитие креативности на уроках русского языка в начальной школе.

Тренинг как технология активного обучения | Статья в журнале...

тренинг, процесс обучения, иноязычная коммуникация, интерактивное обучение, иноязычная коммуникативная компетенция, развитие, технология тренинга, активное обучение, положительное отношение, традиционное...

Об использовании продуктивных образовательных технологий...

Основной задачей неязыкового вуза в области обучения ИЯ является развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, предполагающей способность обучающегося организовывать свою иноязычную деятельность адекватно ситуациям...

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

обучающийся, коммуникативная компетенция, группа, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, учитель, друг друга, групповое общение, технология обучения, организация работы.

Задать вопрос