Библиографическое описание:

Бабаева В. В. Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 306-308.

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовке будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.


Abstract: the guestions of using of innovation technologies in training future teachers the professional education are examined. The teoretical resultats are brount and the example of the electronic educational training simulator is examined.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, инновационные технологии, контекстная технология, информационные технологии

Key words: competence, innovation technology, context educational technology, information technology


Современная профессиональная образовательная система проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются вопросы национально-регионального и вузовского компонентов.

Актуальными становятся такие направления деятельности вузов, как инновационное образование, интегрирующее наиболее современные и эффективные информационные технологии с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, междисциплинарный подход к обучению, многоуровневая подготовка специалистов, учет рынка интеллектуального труда, запросов и потребностей студентов в соответствии с их возможностями и способностями.

Все это требует подготовки нового поколения преподавателей, готовых работать в стремительно изменяющихся условиях, умеющих преподавать не только свой предмет, но и смежные дисциплины, интегрированные курсы и предметы по выбору учащихся. Это еще более актуализирует формирование профессиональной компетенции будущих педагогов. Только профессионально компетентный преподаватель, способен к конструктивной преобразовательной деятельности и творчеству, и наоборот педагог, не владеющий основами профессиональных знаний, умений и навыков не сможет различить задачи первой педагогической необходимости от задач второстепенного порядка и тем самым распыляет педагогические возможности и средства [1].

Поэтому в динамике современных образовательных процессов все более осознается фундаментальное значение педагогической профессиональной компетентности, которая рассматривается как системное, интегративное единство, синтез интеллектуальных и практических навыков.

Для формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей профессионального образования в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами в рамках научно-исследовательской работы разработана и внедрена экспериментальная программа подготовки будущих преподавателей на основе использования инновационных технологий. Экспериментальная программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное образование» (Технология изделий легкой промышленности), (сервис).

Разработанная программа подготовки будущих преподавателей на основе использования инновационных технологий, состоит из целого ряда взаимосвязанных компонентов: цели, этапов, критериев, инновационных технологий, организационных форм, методов обучения, средств.

Одна из идей при разработке данной программы состоит в том, что процесс профессионального становления будущего учителя должен по возможности моделировать заданную структуру инновационной деятельности. В основу системы подготовки будущего преподавателя на основе использования инновационных технологий были положены системный, рефлексивно-деятельностный, творческий походы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности педагога.

С позиций системного подхода все звенья педагогического образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве. Реализация рефлексивно-деятельностного подхода предполагает развитие способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как к субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Творческий подход выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у студента творческой индивидуальности, неповторимой технологии деятельности.

Реализация этих подходов возможна в следующих процессах в образовании студентов: выработка целей и ценностное самоопределение; освоение конкретно-предметного знания и педагогических технологий; реализация проектно-исследовательских разработок и практическое апробирование знаний и технологий, рефлексия образовательного процесса.

В соответствии с этим процесс подготовки будущего преподавателя профессионального образования может быть интегрирован как некоторая стратегия, которая реализуется на основе следующих принципов:

  • фундаментализация педагогического образования;

  • открытость, вариантность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущего преподавателя;

  • ориентация на творческую деятельность;

  • сотрудничество и сотворчество в совместной деятельности студента и преподавателя.

Методические условия экспериментальной программы представлены системой дидактических средств – традиционных и инновационных. Большое внимание уделяется использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. При этом формируется информационная культура будущих специалистов, без которой невозможно сформировать специалиста нового типа в любой области, в том числе и в области профессионального образования.

В качестве инновационных технологий в программу были включены следующие технологии:

Опережающее обучение – обучение на основе опорных схем и конспектов, методические указания по выполнению графических работ, учебные пособия по проектированию технологических процессов и др.

Применение данной технологии в обучении позволяет уменьшать объективную трудность некоторых вопросов программы, так как опережающее их введение в учебный процесс сокращает время на дополнительное объяснение учебного материала и возможность более наглядно воспринимать информацию, так, например, наиболее трудные по первичному восприятию темы учебного цикла начинают рассматривать не в заданные программой часы, а намного раньше [2, с. 134].

Использование технологии сотрудничества исходит из того, что в условиях еще существующей традиционной (классно-урочной) системы занятий она наиболее легко вписывается в учебный процесс, и может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня вуза. Технология позволяет более углубленное, профильно-ориентированное изучение базовых дисциплин. Технология сотрудничества на наш взгляд, это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивающая не только успешное усвоение учебного материала всеми обучаемыми, но и интеллектуально-профессиональное и нравственное развитие студентов, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Знаково-контекстное обучение – «основной единицей работы преподавателей и студентов становится здесь не порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности; деятельность обучающихся приобретает черты, в которых проявляются особенности учебной и будущей профессиональной деятельности» [3].

Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности и, потом, к учебно-профессиональной деятельности.

Именно, благодаря контекстному обучению, можно разрешить противоречие между пассивно-созерцательной учебной деятельностью и активно-преобразовательной пользы последней. Интегрируя идеи инновационного подхода, контекстное обучение реализовано в данной программе в виде – ролевых семинаров, обучение в группах с позиций формирования производственного климата на учебных занятиях, провоцируя студентов на активную учебно-познавательную деятельность и способствующую формированию самореализации и самоанализа. Игровые методы и формы обучения, являясь частью контекстной технологий, позволяют интегрировать в учебном процессе профессиональное и педагогическое обучение. Деловая игра позволяет значительно повысить заинтересованность студентов, активизировать их внимание, глубоко понять суть изучаемых объектов, и представить себя в роли преподавателя, объясняющего учебный материал.

Особенно важна при развитии личности преподавателя, готового к практико-ориентированной профессиональной деятельности, организация самостоятельной поисковой деятельности.

При подготовке человека к какой-либо профессиональной деятельности нужно не только обеспечить усвоение базовых и прикладных необходимых специалисту знаний, но и развивать профессионально значимые качества личности. Речь идет о необходимости будущему преподавателю активно использовать информационные технологии. В связи с этим нами был разработан «Электронный обучающий тренажер» (ЭОТ) для проведения лабораторных занятий с помощью компьютера.

ЭОТ – «Проектирование технологических процессов» представляет собой программный комплекс, предназначенный для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений в решении производственных расчетов, проектирования структуры потока и его планировочных решений, путем многократного повторения обучаемыми действий.

Студенты, работая с указанным обучающим тренажером, имеет доступ к трем режимам работы: режим обучения; режим тренировки; режим контроля. В процессе обучения на ЭОТ студенты приобретают навыки работы с системой автоматизированного проектирования.

Обучение будущих преподавателей на основе электронных учебных материалов направлено на формирование отдельных составляющих профессиональной компетентности педагога: дидактической, предметной и информационно-коммуникационной компетентностей.

Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению в учебный процесс программы подготовки будущих преподавателей профессионального образования на основе инновационных технологий показали, что внедрение комплекса заявленных педагогических условий в учебный процесс способствует эффективной подготовке будущего преподавателя компетентного и готового к реализации инновационных технологий в профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство/А.С. Белкин – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. – 176 с.

  2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Ч.2.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 185 с.

  3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А.Вербицкий. – М.:ИЦПКПС, 2004.– 84 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle