Библиографическое описание:

Лисицына Т. Б. Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья) // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 97-99.

Потенциал внутреннего спроса всей России огромный – без малого сто миллионов человек, или 1400 млн человеко-дней длительного, отпускного двухнедельного отдыха. Для того, чтобы вовлечь их в рекреационный "оборот", помимо умножения мест в средствах размещения и развития туристской инфраструктуры нужно выработать экономическую политику, которая уберет для массового потребителя препятствия на пути к ним. Важными инструментами в реализации такой политики могут послужить туристская рента и туристские концессии [5]. Рассмотрим вопрос на примере Раменского района Подмосковья. Подмосковье, регион богат культурно-историческими достопримечательностями и уже располагает серьезной туристской инфраструктурой, которая исчисляется сотнями объектов. Однако, по экспертным оценкам специалистов, из-за крайне неэффективных механизмов взаимодействия государства и предпринимательства, отдача от этих ресурсов низка, и не превышает 10% их потенциала. У многих объектов уровень износа более 70%, они нуждаются в срочной реконструкции. "Внедрение научно-обоснованных механизмов реализации концессионных соглашений позволит повысить эффективность использования туристско-рекреационных ресурсов Московской области почти в десять раз". Претерпело изменение еще одно важное направление туристской политики. С выходом России на мировой туристский рынок ставка на привлечение иностранных туристов явно устарела. Более того, она мешает гармоничному развитию отечественной туриндустрии. Для городского бюджета нет никакой разницы, откуда гость – из соседнего города или из далекой Бразилии. И если раньше для облуживания интуристов была создана специальная инфраструктура, то сейчас иначе: если негде жить нашим туристам, то нет мест и для зарубежного гостя. Тут та же зависимость: если нет магазина для местного жителя, его нет и для заморского гостя. Общей стала не только социальная инфраструктура, но и туристская. И эту новую особенность современной туриндустрии никак нельзя упускать из виду при разработке туристско-рекреационных проектов. Отсюда вывод: проявляя заботу о своих гражданах, удобстве их проживания в своем городе, поселке, решая коммунально-бытовые проблемы, местные власти одновременно решают и вопросы развития туризма [6].

Российские регионы, разрабатывающие стратегии социально-экономического развития, могут опираться на одну из трех моделей экономики: ресурсная экономика, экономика знаний и экономика ценностей. Рассматривая перспективы социально-экономического развития, в Раменском районе решили опереться на новый принцип разработки программ комплексного территориального развития и формирования местного патриотизма. Выбор для района этой модели "экономика ценностей", где ведущую роль играют нематериальные активы – бренд, "паломнический капитал", объясняется просто: территория не располагает природными ископаемыми и конкурентоспособной промышленностью. Нет здесь потенциала инновационного высокотехнологичного развития. Зато имеются уникальные возможности для ролевого позиционирования в актуальных высокозначимых социокультурных, социальных и политических процессах. И здесь Раменский район вполне может играть стратегическую роль, став тягловой силой социально-экономического развития.

Конкурентные преимущества и недостатки территории существенным образом отражаются на ее туристической и инвестиционной привлекательности. Важно отметить, что их оценка позволяет определить туристический и инвестиционный рейтинг регионов России [3].

В некоторых регионах, работу по созданию имиджа туристического региона пытаются взять на себя отдельные частные проекты, инициативы, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость. Еще один путь – последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые службы регионов [2].

В качестве основных направлений деятельности региональной программы могут быть рекомендованы следующие [4]

- (1) направления деятельности, являющиеся общими как для маркетинга территорий, так и для маркетинга на территории:

  • создание и развитие банка фирменной информации, предоставление информационных и консультационных маркетинговых услуг в соответствии с нуждами и запросами территориальных субъектов;

  • организация, проведение и координация маркетинговых исследований;

  • анализ федеральной и региональной законодательной базы по вопросам связей с общественностью и имиджа в том числе, мониторинг их соблюдения и выработка рекомендаций по их использованию;

  • реализация маркетингового подхода в форме предложений и проектов, способствующих региональному развитию в управлении, в органы законодательной и исполнительной власти;

  • организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выставок и ярмарок;

  • выпуск информационно-рекламных, имиджевых материалов.

- (2) направления деятельности в русле маркетинга территорий:

  • разработка и реализация программ формирования и повышения имиджа региона в целом и туристического региона в частности;

  • коммуникационная деятельность, способствующая повышению для внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на территории природных, оздоровительных, исторических, культурных, социальных и других ресурсов;

  • организация и содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, межрегиональных (межтерриториальных) программ;

  • сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и международными организациями.

Человеку должно быть интересно ехать в регион, интересно познавать историю страны, историю своего народа.

Студентами факультета сервиса и туризма ГГХПИ после анализа туристских возможностей Раменского района предложено ряд рекомендаций по формированию благоприятного туристического имиджа региона:

  • должна быть разработана перспективная комплексная программа развития туризма, основными целями которой должны стать: создание условий для превращения индустрии туризма в ключевую отрасль экономики области; увеличение доходов от туризма для бюджета города; обеспечении ведущего положения области в ряду наиболее привлекательных для туристов городов России и мира. Акцент необходимо делать на рекреационный ресурс (территория бытования народных художественных промыслов);

  • особое внимание в вопросах формирования благоприятного туристического имиджа Раменского района следует уделять совершенствованию вопросов безопасности иностранных и российских туристов;

  • необходимо решение таких задач как: разработка стратегического плана развития на долгосрочную перспективу; подготовка управленцев и специалистов, владеющих соответствующими знаниями и навыками работы; формирование механизмов связи со средствами массовой информации;

  • необходимо создание специального центра по формированию имиджа Раменского региона, например, региональной ПР-службы или разработка целевой программы развития туризма в Московской области (Раменский район) [1].

Регион – это сложный социально ориентированный объект, представляющий собой совокупность десятков, сотен, тысяч предметов, людей, организаций и связей [5]. Изучив туристские ресурсы Раменского района, студентами факультета сервиса и туризма разработаны экскурсионные маршруты. Например, достопримечательность Раменского района – это Боровской курган. В новейшей истории Боровской Курган известен тем, что сыграл важную роль в победе над французской армией в Отечественной войне 1812 года. Ведь знаменитый Тарутинский маневр, спасший и восстановивший российскую армию, начинался сокрытием русской армии за Боровским курганом. Когда Москва была сдана Наполеону без боя, кавалерийский корпус императорского любимца маршала Мюрата бросился в погоню за нашей армией, отступавшей на юго-восток по Рязанской дороге. Французские кавалеристы несколько дней преследовали русскую армию, когда она вдруг внезапно растворилась. Они и не догадывались, что гнались за небольшим казачьим отрядом. А вся русская армия спряталась от неприятеля, свернув за Боровской Курган, после чего направилась в сторону села Тарутино. Там армия получила возможность отдыха и перегруппировки перед освободительной войной. В наши дни Боровской курган стал обустроенным, современным, динамично развивающимся спортивным центром. Для сотен горнолыжников и сноубордистов, ежегодно на протяжении вот уже 40 лет приезжающих активно отдохнуть на крутом берегу Москвы реки, оборудованы отличные трассы, безопасные подъёмники и теплые раздевалки. На кургане имеются также несколько уютных кафе и бесплатных автостоянок. Здесь каждый год проводятся соревнования горнолыжников «Лыжня Завьялова» [5]. Разработанные экскурсии предложены турфирмам, которые работают в данном направлении. Сами студенты готовы к сотрудничеству.

Оценив туристско-рекреационный, экономический и историко-культурный потенциал, проанализировав перспективный туристский поток и рассмотрев программу «Раменский район – подмосковный центр туризма и отдыха» разработан ряд предложений, направленных на развитие туризма в районе. Данная программа является логичным продолжением ряда наиболее простых краткосрочных мероприятий, не требующих серьезных капиталовложений и направленных на развитие туристской индустрии в Раменском регионе.


Литература:

  1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – М.: Современная экономика и право, 2001. – С. 43-53, 2007.

  2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. – М.: Нолидж, 1996. – 200 с.

  3. Кудимова М.А. Въездной туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии. – Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru

  4. Культурный туризм: Конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века./ Пер. с англ. / Под ред. Я.Брауна, В.Андерсен, В.Гордина. – СПб.: СПбГУЭФ, 2007 – 211с.

  5. Никишин Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием. – Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru.

  6. Савояров Н. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. – №3. – С. 34-36.

  7. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 400с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle