Библиографическое описание:

Прохорова О. В. Перспективы развития регионального туризма // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 29-33.

В статье рассмотрены проблемы, перспективы и основные мероприятия развития регионального туризма в рамках утвержденной Государственной программы социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года.

Ключевые слова: туризм, стратегия развития, всемирная торговая организация (ВТО), перспективы регионального развития.

Государственной программой РФ социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года, утвержденной Постановлением правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 461-р, к числу приоритетных секторов экономики отнесен туристско-рекреационный комплекс с учетом общего роста туристического рынка в макрорегионе. Согласно указанной Госпрограмме область нацелена на превращение в мощный центр российского и европейского развития и выхода на европейский уровень жизни населения при сохранении российской духовности и самобытности, что означает, в том числе, развитие единого рынка труда и капитала, опорной транспортной и энергетической сети, высокотехнологичных производств, развитие сферы социальных услуг,  интенсификация российских и международных мероприятий и гуманитарных контактов, развитие туризма. Все это невозможно без кардинальной трансформацию экономической структуры области, создания современной урбанистической и культурной среды, обеспечивающей качество жизни и привлечение инвестиций.

Туризм - не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы ее роста почти в два раза превосходили темпы роста других областей экономики. На его долю приходиться от 9 до 13 % мирового валового национального продукта, 15 % мировых потребительских расходов. Число туристских поездок во всем мире около к 1,035 млрд. человек (по прогнозам Всемирной туристской организации к 2020г. всего путешествующих в мире будет 1,6 млрд. человек. Для сравнения: в 1997г. путешествовало 612 млн. человек) [6]. По данным ВТО и МВФ, туризм с 1998 г. вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долл. США или 7,9% от общего их объема), обогнав автомобильную промышленность (7,8 %), производство химических продуктов (7,5 %), продуктов питания (6,6 %) [6]. Поэтому одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» (ред. от 17.11.2000 г.) является становление в России современного высококвалифицированного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Индустрия туризма располагает огромной материальной базой, обеспечивает занятость и взаимодействует почти со всеми отраслями регионального хозяйства, а также способствует росту международного и межрегионального сотрудничества. Туристское обслуживание удовлетворяет целый комплекс разнообразных потребностей: перевозки, питание, проживание, познавательные экскурсии, спортивные, культурные и развлекательные мероприятия, что содействует развитию сопутствующих отраслей, таких как: транспорт, связь, информационные технологии, строительство, различные сферы услуг, образование, способствует созданию инфраструктуры, приведению в порядок существующих исторических и оздоровительных объектов и росту налоговых поступлений.

В экономике Калининградской области туризм также занимает важное место, что связано как с объективными причинами (природные, геополитические и культурно-исторические предпосылки), так и с усилиями федеральных и региональных властей. Калининградская область сегодня представляет интересы российского туризма на Балтике. С этой целью на территории области реализуется целевая программа «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы». В 2013 году Калининградскую область посетили 550 тыс. туристов, что на 50 тыс. человек больше показателя 2012 года (в 2011 г – 450 тыс. туристов). Благодаря местному приграничному передвижению посещение региона увеличилось с 2,5 млн до 6,2 млн человек. Увеличение туристического потока в регион в последние года составляет в среднем 10-15 % в год. И, конечно же, это свидетельствует об «устойчивой положительной динамике посещаемости региона туристами» (таблица 1) [4].

Таблица 1

  Основные показатели развития сферы туризма в Калининградской области

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Количество туристов, посещающих Калининградскую область, тыс. человек, в том числе:

397,0

520,0

390,0

420,0

450,0

500,0

550,0

иностранные туристы

55,58

72,8

78,0

52,9

55,5

58,0

-

российские туристы

341,4

447,2

312,0

367,1

394,5

442,0

-

88 % туристов, посетивших регион в прошлом году, являются россиянами, оставшиеся 12 % - в основном из стран СНГ и Евросоюза. Более 50 % из иностранных туристов составляют жители Германии. Что касается российских туристов, то самый серьезный приток наблюдается из Москвы и Санкт-Петербурга - 27,9 % и 22,7 % соответственно. Значительная часть туристов прибывает также из Центрального (13,3 % - в основном из Воронежа, Смоленска, Московской области, Твери) и Приволжского федеральных округов (10,4 % - Ижевск, Казань, Киров, Самара, Пенза, Ульяновск). Российские туристы склонны приезжать в Калининград чаще одного раза, срок их пребывания в Калининграде в среднем составляет 6-7 суток [3, 4].

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим. И, например, деловой туризм превысил показатели 2012 года.  

Если выделять отдельные группы туристов, приезжающих в Калининградскую область, то на сегодняшний день можно выделить четыре основные целевые группы:

-          Туристы - россияне, приезжающие в регион на отдых и, как правило, пользующиеся пакетом экскурсионных услуг (совмещение рекреационно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма) дает 78% общего российского турпотока);

-          Туристы - иностранцы, с общей долей туристов из Германии более 50%, приезжающие в большинстве (70%) с культурно-познавательными целями в составе туристических групп совершающих путешествие по совмещенному европейскому маршруту;

-          Бизнес - туристы с незначительной разницей в долях в общем турпотоке: иностранцы - 18%, россияне - 22%.

-          Внутренние туристы.

Выделенные целевые группы туристов посещают Калининградскую область с разными целями. Российские туристы, рассматривают Калининградскую область, прежде всего, как регион лечебно-оздоровительного туризма, который сочетается с богатым культурным потенциалом. Активно развивается деловой туризм и конгресс-туризм. В структуре въездного иностранного туризма преобладает культурно-познавательный и деловой туризм.

Целевая группа внутренние туристы предпочитают пассивный и лечебно-оздоровительный отдых в Приморской зоне Калининградской области, а также на пляжах рек и озер региона. Растет доля инсентив-туризма. Предприятия внутренних районов региона направляют своих сотрудников на профессиональное переобучение, курсы повышения квалификации, конференции в областной центр. Экологический туризм связан, прежде всего, с посещением Куршской косы и Виштынецкого озера. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая  краткосрочных туров  - 3 ночевки. Такая ориентация спроса  формирует туристское предложение  в рамках культурно-познавательного и бизнес - туризма.

Объемы потребления российскими туристами в 2012 году туруслуг составил 464,1 млн долл., иностранцев - 26,1 млн. долл. В 2011 году иностранцы потратили в регионе 25 млн, российские граждане – 414,4 млн долл. [3,4].

К сожалению, обладая колоссальным туристическим потенциалом, количество туристов, приезжающих в область, никак ему не соответствует. Калининград принимает пока меньше туристов, чем наши европейские соседи - Польша, Литва и Латвия. Так в 2012 г. Литву посетили почти 5,1 млн. человек, что на 13 % больше показателя 2012 года, из них туристы из Беларуси (19 %), России (15 %), Польши (12 %), Латвии (10 %), Германии (9 %) [8].  Однако по более свежим данным Росстата за 9 месяцев 2013 г. Литву посетило на 71 % меньше туристов из России, чем за аналогичный период 2012 г., причина – визовые проблемы, тем не менее, все же Литва демонстрирует солидный рост (+11%) общего количества въездов в страну — 771 967 россиян в 2013-м против 694 629 в 2012-м. Латвию в 2013 году посетило 5,8 млн. иностранцев, что на 4,5 % больше, чем в 2012 г.), из них гости из Литвы (35,2 %), Эстонии (18,3 %), России (9,9 %) (рост на 22 % по сравнению с 2012 г.), Швеции (5,9 %), Германии (4,6 %) [7]. По данным европейской туристической комиссии, сильнее всего по сравнению с 2012 годом возрос интерес иностранцев к Латвии и Эстонии.

Поэтому туристско-рекреационный комплекс выделен как одно из направлений экономического роста на территории Калининградской области, поскольку он способен задействовать развитие всех сфер экономики и сформировать целый туристический кластер в регионе. Туристический кластер включает в себя отели и рестораны, развлекательные и спортивные центры, музеи, сельские усадьбы, торговые центры, производителей сувениров, транспортные компании и аэропорты, образовательные учреждения, экскурсоводов и т.д. Даже традиционные производственные компании (например, пивоварни) могут проводить у себя экскурсии и, следовательно, стать частью кластера (рис. 1) [5].

Сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами и есть туристический кластер, формирование которого также происходит и в Калининградской области. Цель создания туристического кластера:

-        повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке;

-        увеличить туристический поток в регион;

-        увеличить объем инвестиций в сферу туризма.

Что возможно достичь с помощью:

-          улучшения взаимодействия между участниками туристической отрасли;

-          повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;

-          развитие существующих и создание новых направлений туризма;

-          внедрения инновационных технологий.

Рис. 1. Структура туристического кластера

Формирование туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Приоритетные направления развития туристско-рекреационного комплекса  вытекают из задач социально-экономического развития Калининградской области в составе Северо-Западного федерального округа, а также из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники [5].

Перспективы рекреационного развития области связаны с решением следующих вопросов:

1. Изменением подходов к рекреационному планированию территории: создание сети рекреационных парков, формирование локальных туристских центров в малых исторических городах.

2. Увеличением ресторанно-гостиничного фонда за счет развития малых предприятий: постоялых дворов, трак тиров, охотничьих домиков.

3. Повышением качества услуг в действующих учреждениях отдыха.

4. Внедрением нетрадиционных форм отдыха: "живых" тевтонских замков и этнографических деревень, паломничества, туристских автокараванов и пр.

5. Общерегиональным рекреационным обустройством дорожной инфраструктуры.

6. Улучшением состояния пляжей, их обустройство для нужд туристов.

7. Созданием нормативных актов, позволяющих успешному и выгодному развитию туризма.

8. Развитием международных связей, их укреплением и переходом на новый уровень.

Решив данные задачи, наш регион сможет выйти на мировой уровень, повысить доходы от туризма, предоставить дополнительные рабочие места и в целом поднять экономические показатели региона.

Для развития туристской отрасли в Калининградской области значимыми являются мероприятия по развитию транспортной и дорожной инфраструктуры, пунктов пропуска, созданию условий для развития индустрии отдыха; внедрению новых стандартов качества обслуживания туристов. Необходимыми мерами поддержки развития отрасли являются также снятие административных барьеров, таких как временная регистрация иностранцев в органах Федеральной миграционной службы, упрощение визового режима.

Учитывая, что культурное наследие Калининградской области тесно связано с наследием Польши, Германии и Литвы, необходимо рассмотрение возможности разработки международных программ сохранения культурного наследия Балтийского региона.

С учетом приоритетов развития туристско-рекреационного комплекса на территории области необходимо обеспечить внесение изменений в Лесной и Земельный кодексы, направленные на защиту окружающей среды. Также необходимо повышение информирования туристов о туристско-рекреационном потенциале Калининградской области, ее достопримечательностях, культурном и историческом наследии связано с деятельностью экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Согласно действующему законодательству нет четких требований, регламентирующих деятельность экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. В связи с этим и с целью повышения качества экскурсионного обслуживания туристов необходимо внести изменения в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающий введение обязательной аттестации лиц, занятых в данном сегменте туристской индустрии.

Главным приоритетом в программе развития регионального туризма на современном этапе является лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм, а также водный и спортивный туризм. [1, 4].

Также среди проектов, разработка которых уже ведется в настоящее время, - строительство парка развлечений и семейного отдыха, создание Музея перемещенных ценностей, строительство международного детско-молодежного культурно-образовательного центра «Балтийский Артек», строительство океанариума и другие. На перспективу - развитие туристкой специализации области: усиление лечебно-оздоровительного и рекреационного направления, медицинского туризма и спа-услуг.

Хорошо привлекает и событийный туризм. В регионе очень интересные праздники: День селедки, День длинной колбасы, джазовые фестивали, конкур, исторически значимые даты. Параллельно с этим все более развивается деловой туризм. Планируется сделать Калининград центром проведения конференций, симпозиумов и круглых столов [1].

Правительство Калининградской области в настоящий момент прорабатывает вопрос расширения проекта туристско-рекреационной ОЭЗ и на территорию муниципального образования «Пионерский городской округ», которая представляет собой наиболее развитую часть побережья Балтийского моря в Калининградской области. На территории данной ОЭЗ ТРТ предполагается  реализация  таких крупных проектов как «Янтарный берег: яхт-клуб и курорт», «Прусская деревня».

Таким образом, чтобы сделать привлекательной Калининградскую область для потенциальных туристов, необходимо ликвидировать основные слабые стороны и ограничить влияние сдерживающих факторов на развитие туристской индустрии. Значительное влияние на сдерживание развития туризма в Калининградской области оказывает недостаточность информационного обеспечения и информационной поддержки, отсутствие четкого имиджа региона в СМИ в России и за рубежом, что требует проведения активной рекламной кампании, использования новых информационных технологий, объединения усилий областной администрации и туристских объединений по продвижению рекламного продукта на наиболее перспективные рынки, улучшения стандартов информационного обеспечения. Развитию туризма способствует налаживание тесного сотрудничества на макрорегиональном и межрегиональном уровнях.

В итоге сбалансированное или устойчивое развитие туризма сможет способствовать экономической, социальной и экологической устойчивости регионального развития, что выводит туристскую отрасль в одну из важнейших отраслей специализации регионального хозяйства.

Литература:

1.      Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Электронный вариант. URL: http://www.minregion.ru/documents/existing_documents/2877.html.

2.      Ковалев Д. ВТО и развитие туризма в России // Обозреватель-Observer, 2009.  № 9-10 (176-177.

3.      Калининградский городской портал. URL: http://rugrad.eu

4.      Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL:      http://www.gov.kaliningrad.ru.

5.      Официальный сайт Министерства по туризму Калининградской области. URL: http://tourism.gov39.ru

6.      Официальный сайт Всемирной туристической организации. URL: http://www2.unwto.org

7.      Центральное статистическое бюро Латвии. URL: http://www.csb.gov.lv.

8.      Lithuanian Tourism Statistics 2012. 2013, Valstybinis Turizmo departamentas prie LR  Ukio ministerijos.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградской области, Калининградскую область, развития Калининградской области, социально-экономического развития Калининградской, развития регионального туризма, деловой туризм, развитие туризма, регионального развития, Калининградской области туризм, «Развитие Калининградской области, Калининградской области значимыми, зоне Калининградской области, территории Калининградской области, обслуживания туристов, Правительство Калининградской области, развития внутреннего туризма, Похожая статья, потенциале Калининградской области, группы туристов, наследие Калининградской области.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос