Библиографическое описание:

Игнатущенко Е. И. Инновационная Германия в экономике Европейского Союза в эпоху мирового экономического и финансового кризиса // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 78-82.

По официальному заключению Европейской комиссии, научные исследования, технологическое развитие и инновации должны стать сердцевиной экономики Европейского Союза, ключевым фактором ее экономического роста и конкурентоспособности в XXI веке. Германии, благодаря своей грамотно сформулированной инновационной политике, единственной в Евросоюзе удалось поддержать стабильность и рост своей национальной экономики, а также сохранить наивысший кредитный рейтинг в период мирового экономического и финансового кризиса.

На мировой арене в последнее время все больший вес приобретают международные интеграционные преобразования, которые постепенно превращаются в самостоятельные политико-экономические структуры. Среди них особое место занимает Европейский Союз (далее – ЕС). За полувековую историю своего развития ЕС превратился в глобальное политическое, экономическое и научное сообщество, ориентированное на постоянное укрепление и рост.

Как отмечают многие политологи, экономика ЕС стоит на пороге новых преобразований благодаря научно-технической революции, в основе которой лежит внедрение принципиально новых технологий.

В последнее время сложившиеся правила развития в мире были изменены глобализацией экономики, которая принесла дополнительные экономические возможности, включая новые методы конкурентной борьбы. Значительную специфику внесла научно-технологическая и финансовая политика промышленно-развитых стран: корпоративный капитал стал активно переносить центр конкурентной борьбы в такие сферы, как новизна и технический уровень изделий, качество их изготовления, совершенствование технического обслуживания, развитие товарной сети. Научно-технические разработки стали решающим фактором в борьбе за внутренние и внешние рынки. Становится очевидным, что экономика ЕС не сможет конкурировать в этой новой окружающей среде, если не станет инновационной и более эффективно отвечающей на новые вызовы.

Однако мировой экономический и финансовый кризис внес значительные коррективы. На фоне кризиса произошло обострение социально-экономических и политических проблем внутри ЕС, которые особенно остро проявились в еврозоне. Поэтому в целях скорейшего преодоления кризиса, страны ЕС, прежде всего, сосредоточились на решении задач дальнейшего внутреннего развития.

Среди 27 стран-членов Евросоюза одной из основных движущих сил интеграционного процесса является Германия. Она оказывает весомое экономическое и политическое влияние на функционирование ЕС, а также обеспечивает 26,4% поступлений в бюджет союза, что значительно превышает доли других ведущих стран (Франция – 17,2%; Италия – 13%, Британия – 13,5%) [4, с.376-389].

Занимая по объему ВВП первое место в ЕС, Германия выдвигается в лидеры по товарному экспорту, в котором доминирует продукция промышленного и наукоемкого производства.

Осенью 2011 г. Конституционным судом Федеративной Республики Германии было принято решение, от которого, по мнению экспертов, зависела дальнейшая судьба Евросоюза. Суд признал законным выделение правительством Германии помощи странам еврозоны, оказавшимся на грани дефолта [16].

Несмотря на то, что в эпоху глобализации ряд производств был переведен из развитых стран в развивающиеся с их дешевой рабочей силой, Германии в отличие от остальных стран ЕС все же удалось избежать процесса деиндустриализации. При этом сохранилась конкурентоспособность экспортной промышленной и наукоемкой продукции, и ее экономики в целом.

Поэтому неудивительно, что именно в большей части на долю Германии легло создание в 2010 г. фонда по поддержке стабильности евро (EFSF) и выделению Греции кредита в размере 110 млрд. евро. А еще 147 млрд. евро Берлин обещал внести в создаваемый ЕС стабфонд размером 500 млрд. евро, из которого планируется оказываться помощь не только Греции, но и другим странам, превысившим границы задолженности, таким, как Ирландия и Португалия. Иными словами, многим странам ЕС во время мирового экономического и финансового кризиса удается поддерживать высокий уровень жизни за счет Германии.

Однако почему же при этом стабильность экономики Германии в кризисные годы не только сохраняется, но и увеличивается? Прежде всего, это связано с большим инновационным потенциалом предприятий, особенно малых и средних, продукция которых пользуется огромным спросом на внутреннем и внешнем рынках. В свою очередь спрос способствует международной конкурентоспособности Германии как внутри стран ЕС, так и на мировом уровне.

Кроме того, для сохранения имеющегося международного положения в экономической политике Германии, на федеральном уровне была реализована программа, направленная на реорганизацию и реформирование всей социально-экономической модели экономики. Проведенные структурные реформы позволили рынку труда стать более гибким, чем ожидалось. Это в свою очередь привело к созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и раскрытию большего потенциала для инновационной деятельности.

Все эти действия содействовали не только внутреннему экономическому росту, но и способствовали укреплению страны во время кризиса.

Учитывая объективные вызовы постиндустриального развития, немецким государством принимаются усилия в разработке и дальнейшей поддержке инновационной политики, задачей которой является окончательный перевод немецкой экономики на инновационную модель развития.

В последнее время инновациям, а также инвестициям в инновации уделяется значительное внимание в политике на федеральном уровне, поскольку именно они становятся основой устойчивого роста экономики по мере развития общества, основанного на знаниях.

В целях реализации данной политики, государством осуществляется организационно-институциональная и финансовая поддержка инновационной деятельности; проводится постоянное совершенствование правового обеспечения охраны прав на интеллектуальную собственность.

Рассмотрим подробнее государственную политику Германии в области инновационной деятельности, а также основные механизмы ее реализации.

В 2002 г. Федеральным министерством образования и научных исследований (далее – BMBF) совместно с Федеральным министерством экономики и труда была разработана унифицированная концепция инновационной политики Германии. Основной задачей данной концепции являлось стимулирование инноваций, повышение уровня занятости, а также превращения данной политики в основную составляющую экономики [13, P.3.].

Ключевым элементом национальной инновационной политики стала политика в области научных исследований и образования, разработка которой была возложена на BMBF. Деятельность BMBF направлена, прежде всего, на укрепление инновационного потенциала путем проведения высококлассных научных исследований и улучшения качества образования [14, S.5.].

По мере применения инновационной концепции, в целях улучшения динамики научно-исследовательской деятельности и дальнейшего инвестирования в НИОКР в области ключевых технологий, на федеральном уровне в 2010 г. представлена дополненная High-Tech Strategy 2020 (далее – Стратегия 2020) [19]. Особенность Стратегии 2020 заключается в том, что она уже выходит за пределы научно-технологической политики, носит интегрированный характер во взаимодействии науки с бизнесом и ориентируется на потребности рынка.

Ядром данной программы становится стратегия развития информационно-коммуникационных технологий до 2020 г., являющихся основной движущей силой инноваций. Детально разработанная программа включает в себя меры по усилению связей между промышленностью, сектором НИОКР и рынком, меры поддержки малых инновационных предприятий. Кроме того, Федеральное Правительство со своей стороны дополнительно увеличило финансирование инновационных малых предприятий на 10%.

Огромное внимание в этой стратегии уделяется защите интеллектуальной собственности. Акцент делается на налаживание партнерских отношений с таможенными органами и патентными бюро стран-поставщиков пиратской продукции при максимальном участии частного сектора [5, с.51].

Помимо политики в области научных исследований и образования, промышленная политика является не менее важным функциональным компонентом инновационной политики.

Еще в 2002 г. при ее разработке BMBF основное внимание было направлено на создание необходимых рамочных условий для поддержания и усиления международных конкурентных позиций предприятий промышленности [14, S.38.]. К компетенции министерства были отнесены вопросы финансирования инноваций с использованием заемных средств и инструментов венчурного финансирования, прямой поддержки НИОКР на малых и средних предприятиях, содействия развитию консалтинговых услуг в сфере технологий и патентования, антимонопольного контроля и либерализации рыночной системы [6, с.47].

Поэтому последующая реализация такой политики принесла стране ожидаемый эффект, особенно в период разгара мирового экономического и финансового кризиса.

Так во второй половине 2000-х гг. в предпринимательском секторе Германии больше всего расходов на исследования и разработки приходится на среднетехнологическое производство (53,4%), высокотехнологичное производство (7,1%) и сферу обслуживания (8,3%) [5, с.61].

Резкий рост инновационной активности в производственной сфере стал наблюдаться в начале 2000-х гг. Многие компании модернизировали свои бизнес-процессы в целях уменьшения издержек, а также увеличили расходы на НИОКР. При этом основной движущей силой для повышения расходов на НИОКР стало высокотехнологичное производство. В Германии это, в первую очередь, автомобилестроение, приборостроение, электроника и химическая отрасль, т.е. отрасли, ориентированные на экспорт. По причине роста мировой экономики (начиная с 2003 г.) стали расширяться существующие рынки и появились новые рынки, что вызвало всплеск инновационной активности в этих отраслях [5, с.63].

Сегодня многие производственные немецкие компании стремятся увеличить свою долю на существующих рынках, а также выйти на новые рынки. Стоит отметить, что стремления этих компаний превосходят среднеевропейский уровень. Одновременно с этим, многие из них все реже упоминают об увеличении производственных мощностей, из чего можно сделать вывод, что главный результат инновационной деятельности на ближайшую перспективу направлен, прежде всего, на укрепление конкурентных преимуществ.

Об этом свидетельствует также более высокий уровень государственных расходов Германии на НИОКР в процентном соотношении от ВВП по сравнению с некоторыми другими странами-членами ЕС (см. таблицу 1).

Таблица 1

Государственные расходы на поддержку НИОКР

Страны

Общий объем ВВП,

млрд. долл.

Государственные расходы на НИОКР (% от ВВП)

2010 г.

прогноз на

2020 г.

2007 г.

2010 г.

Германия

2640

3350

0,74

0,90

Франция

2000

2530

0,72

0,74

Италия

1840

2310

0,61

0,59

Великобритания

2160

2770

0,63

0,70

Испания

1255

1640

0,73

0,83

Нидерланды

570

700

0,65

0,76

Бельгия

360

440

0,58

0,68

Швеция

305

380

0,76

0,91

Дания

198

240

0,75

0,99

Греция

290

400

0,27

0,29

Чехия

255

390

0,55

0,69

Португалия

240

310

0,73

1,02

Венгрия

215

325

0,36

0,48

Финляндия

182

230

0,92

1,10

Ирландия

174

225

0,51

0,58

Словакия

110

180

0,19

0,30

Эстония

28

49

0,48

0,70

Составлено по: Дынкин А.А. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. Приложения. М.: Магистр, 2008. С.351-429. Business Guide. Тематическое приложение к газете «Коммерсант» от 18.10.2011. № 54, С.8 -9.


Особое внимание уделяется механизмам и инструментам финансирования инновационной сферы. Поддержка осуществляется как со стороны государства, так и бизнеса.

Одним из новшеств германской инновационной политики стал перевод финансирования научно-исследовательских проектов на конкурсную основу, которая реализуется на федеральном и местном уровнях. В дополнение к этому, земельные правительства имеют также собственные программы: это гранты, венчурное финансирование, страхование частных рисковых инвестиций. Важно отметить, что на гранты не только проводятся НИОКР, но и оказываются услуги по патентованию и дальнейшему использованию новых технологий.

Для поддержки проектов со стороны малого бизнеса огромной популярностью в Германии пользуется национальная сеть бизнес-ангелов, членами которой являются частные инвесторы с собственным капиталом, готовые вкладывать средства в перспективные новаторские проекты, а также консультировать и передавать опыт в сфере управления.

Кроме того, постоянно модернизируется механизм частно-государственного партнерства, являющийся основным элементом хозяйственной жизни рыночной экономики. Государство совершенствует условия по формированию и поддержке рынка, что позволяет бизнесу проводить эффективную экономическую деятельность.

Помимо политики в области научных исследований и образования, а также промышленности, большое внимание в инновационном развитии уделяется государственной политике в области охраны прав на интеллектуальную собственность, как важного инструмента распространения технологий и знаний. Доминирующее место в ней отводится не только патентованию, но и эффективному использованию бизнесом.

В частности, система патентной защиты и охраны промышленных образцов в Германии считается самой сильной среди развитых стран и служит образцом для других государств и Европейского патентного ведомства [6, с.120].

По количеству зарегистрированных патентов Германия является одним из лидеров в мире (см. таблицу 2).

Таблица 2

Количество зарегистрированных патентов за год по странам мира

Страна

Количество зарегистрированных патентов

до 1997 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Россия

(вместе с СССР)

4145

185

154

287

Германия

136170

10824

9575

13633

США

985294

97011

82586

121179

Китай

488

161

565

3303

Израиль

4830

836

976

1917

Составлено по: Business Guide. Тематическое приложение к газете «Коммерсант» от 18.10.2011. № 54, С.8 -9.

И хотя в течение последних лет в Евросоюзе обсуждается вопрос о введении Европейского коммунитарного патента, который возможно позволит значительно снизить издержки по охране результатов интеллектуальной деятельности, немецкая система патентной защиты в ЕС пока еще остается самой приоритетной.

Таким образом, можно сделать вывод, что Германии удалось выстроить современную площадку для развития экономической деятельности в различных ключевых отраслях. В стране существуют все условия для развития малого и среднего бизнеса: тесная связь науки с экономикой, высокий уровень образования, развитая инфраструктура.

На федеральном уровне постоянно осуществляется поддержка инновационного развития компаний, которые в свою очередь, становятся основой устойчивого роста экономики. Правительством принимаются меры по снижению уровня бюрократизации, уменьшению налогового бремени в отношении тех компаний, которые осуществляют инвестиции в НИОКР и модернизацию бизнес-процессов, упрощению доступа к венчурному капиталу.

Однако для дальнейшего поддержания экспортной активности компаний Германии придется уделить гораздо больше внимания формированию новых эффективных инструментов и механизмов для содействия внешнеэкономической деятельности. И связано это с тем, что на мировом рынке высокотехнологичной продукции ужесточается конкурентная борьба между развитыми западными странами и рядом индустриальных стран Юго-Восточной Азии, которым удалось успешно провести свою экспортно-ориентированную индустриализацию.

Сейчас доля этих стран в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет 15%. Так, в Китае объем продукции отраслей новейших технологий вырос за 10 лет в 27 раз, а ее доля в валовом промышленном продукте возросла до 35,4% [20]. При этом фаворитами пока остаются США и Япония, которые сосредоточили у себя половину всего мирового наукоемкого сектора.

Германия – единственная из стран ЕС занимает на мировом рынке высокотехнологичной продукции третье место. Ее удельный вес на мировых рынках аэрокосмической, инструментальной и фармацевтической продукции в первой декаде XXI в. составила до 14%, а суммарный оборот от торговли технологиями около 16 млрд. долларов [20]. Этот успех достигнут благодаря грамотному сочетанию инновационной и экспортной политики.

В преддверии мартовского саммита Евросоюза 11 глав европейских государств, включая Италию, Испанию, Нидерланды, Финляндию, Швецию, Ирландию, Польшу, Чехию, Словакию, Латвию и Эстонию во главе с премьер-министром Великобритании Д.Камероном направили документ Президенту Европейского совета Г.В. Ромпею, а также главе Еврокомиссии Ж.М. Баррозу с призывом устранить барьеры в торговле и больше тратить в целях преодоления экономического спада.

Этот документ призывает к большему открытию торговли как внутри ЕС, так и с внешними партнерами – Индией, Канадой (в виде зон свободной торговли), России, Китаем, странами Латинской Америки. В целом эта мера призвана стимулировать высокотехнологичный экспорт из ЕС. Также постулируется необходимость устранения барьеров на пути венчурных компаний, чтобы они могли беспрепятственно оперировать на рынке ЕС [18].

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на мировой экономический и финансовый кризис, немецкая экономика среди 27 экономик ЕС, в частности в зоне евро, оказалась самой надежной благодаря своей правильно сформулированной инновационной политике. Кроме того, когда рейтинговое агентство Standard&Poors в очередной раз в начале 2012 г. пересмотрело кредитные рейтинги стран еврозоны, Германия оказалась единственной страной, которой удалось сохранить наивысший рейтинг ААА со стабильным прогнозом [17].

Поэтому теперь исключительно на плечи Германии возложены бразды правления по спасению еврозоны, а также вытаскиванию других стран-членов ЕС из их долгов.


Литература:

  1. Буторина О.В. Европейская интеграция. М.: Деловая литература, 2011. – 719 с.

  2. Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Магистр, 2008. – 654 с.

  3. Дынкин А.А. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. М.: Магистр, 2008. – 429 с.

  4. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: 000 «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2002.– 556 с.

  5. Хватова Т.Ю. Национальные инновационные системы зарубежных стран: цели и стратегии развития. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2009. – 298 с.

  6. Циренщиков В.С., Абрамова С.В., Жестков А.М. Поддержка инновационного обновления экономики Германии. М.: ООО «Русский сувенир», 2007 – 131 с.

  7. Васильева Н.А., Ван Чэньсин. Значение научно-технического фактора в современных международных отношениях // Вестник международных организаций. 2010 № 4 (30).

  8. Ideas. Innovation.Prosperity. High-Tech Strategy 2020 for Germany. BMBF. Bonn, Berlin 2010. 19 p.

  9. Strengthening Germany’s role in the global knpwledge society. Strategy of the Federal Government for the Internationalization of Science and Research. BMBF. Bonn, Berlin 2008. 35 p.

  10. Federal Report on Research and Innovation 2010. Abstract. BMBF. Bonn, Berlin 2010. 72 p.

  11. Research, Innovation and Technological Performance in Germany. BMBF. Report 2011. Berlin 2011. 190 p.

  12. ICT 2020. Research for Innovations. BMBF. Bonn, Berlin 2007. 80 p.

  13. More Dynamic for Competitive Jobs. Innovation Policy. Bonn, 2002. P.3.

  14. Heute die Zukunft gestalten. Das Bundesministerium fuer Bildung und Forschung. Bonn, Berlin 2005. S.5.

  15. Die Deutsche Industrie. Europa- und weltweit in der ersten Reihe. BMWT. 2002. S.38.

  16. Коммерсант от 08.09.2011, № 167.

  17. Коммерсант от 20.01.2012, № 9.

  18. Коммерсант от 24.02.2012, № 33.

  19. http://www.bmbf.de/pub/innovation_policy.pdf

  20. http://www.iep.ru/files/text/other/12_andr.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle