Библиографическое описание:

Марчукова О. Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 290-291.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения эмоционального уровня усвоения знаний, как на уроках, так и внеклассных занятиях часто используются игровые технологии. Игра приучает учащихся мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности. Для решения этих учебно-воспитательных задач при обучении химии могут быть использованы дидактические игры. Желание играть, стремление к деятельности, основывающейся на способности воображения свойственны любому учащемуся. Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изученным вопросам, а результаты игры представляют собой своеобразную внутреннюю обратную связь. Усвоение знаний во время игры часто не требует произвольного внимания, что позволяет избежать переутомления учащихся.

Многочисленные экспериментальные исследования показывают, что процесс формирования мотивационной сферы деятельности учащихся управляем, что преподаватель и учебное заведение могут формировать у учащегося нужную положительную мотивацию к учебной деятельности. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса, обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, активизация учебной деятельности учащегося на уроке, особая система работы по воспитанию самообразования. Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности.

Для формирования у учащихся познавательного интереса, активизации учебной деятельности повышения эффективности обучения с успехом могут быть использованы игровые формы обучения. Во все времена творческие педагоги стремились сделать учебный материал доступным и интересным ученику, насыщали его нравственным содержанием, использовали оригинальные методики и приемы. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учащихся. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает быстрому и прочному запоминанию. Благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой в развитии интеллекта и фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Игровые технологии способствуют вовлечению учащихся в активное обучение. Перед преподавателем ставится задача вовлекать учащихся в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Используются такие приемы, при которых каждый учащийся чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя лично к нему, чувствует постоянно поддержку и веру в свои силы.

Педагогическая игра – это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризующийся высокой познавательной заинтересованностью, в которой моделируются реально ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний или способов действий. Существующее многообразие учебных игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока – при проведении опроса и закрепления материала как домашнее задание или же, как вариант проведения обобщающего урок.

Проблема повышения эффективности обучения тесно взаимосвязана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.

Различные дидактические игры я применяю в своей практике на уроках химии и внеклассных занятиях. Применение игровых технологий позволяет формировать положительную мотивацию учения. В чем я убедилась на собственном опыте. Использование игровых форм работ в сочетании с другими методами и формами обучения сказалось на успеваемости учащихся по предмету. Если в 2010/11 учебном году процент качества знаний по химии составлял 30%, то 2011/12 учебном году он составил 36% (при использовании игровых технологий). При использовании дидактических игр на уроке возникала оживленная атмосфера, учащиеся активно вовлекались в работу. Даже у «пассивных» учеников – возникало желание разобраться в трудных вопросах. Интенсивно, с увлечением стал протекать процесс самостоятельной деятельности. Учащиеся с удовольствием участвовали во внеклассных мероприятиях. При проведении уроков в игровой форме у многих учащихся возникает интерес к сущности явлений, процессов, их взаимосвязям и закономерностям. Коллективные и межличностные отношения, которые складываются на таких уроках в процессе обобщения между учащимися, а также между преподавателем и учащимися объективно меняют ситуацию учения и соответственно могут побуждать интеллектуальную деятельность, обострить переживания, способствовать волевому усилию, что оказывает стимулирующее воздействие на познавательный интерес учащихся.

Среди учащихся группы, где я являюсь классным руководителем и преподаю уроки химии, мной было проведено исследование познавательных интересов.

Я использовала методы наблюдения, беседы с учащимися, анкетирование. Цель анкетирования: выявление отношения к предмету химии. Опрошено 25 человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:

1) Какой учебный предмет вам интересен?

2) Каким предметам вы интересовались раньше? Если интерес изменился, объясните почему?

3) Уроки, по какому предмету вам нравятся? Почему?

4) Готовясь к какому уроку, вы считаете дополнительную литературу?

Многие учащиеся указали в анкетах среду несколько любимых предметов, в том числе и химию. Их оказалось 32% – это говорит о многосторонних познавательных интересах. 10% – интересуются только химией (локальный познавательный интерес). У 7% оказался интерес устойчивый и эти же учащиеся, готовясь к урокам химии, читают дополнительную литературу. 40% учащихся указали, что на уроках химии им «нравятся викторины, конкурсы, игры, интересные занятия».

По результатам исследования можно делать вывод, что познавательные интересы группы имеют в большинстве многосторонний широкий характер, а интерес к химии находится на среднем уровне развития. Применение игровых технологий результативно сказалось на развитии познавательного интереса и эффективности обучения. Игровые формы уроков реализуют дидактические развивающие и воспитывающие задачи.

Использование игровых форм обучения в педагогической деятельности я считаю важным и необходимым.


Литература:

  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

  2. Карсонов В.А. Развивающее обучение и самостоятельная работа на уроках. Учебное пособие, – СПб – Саратов, 1990.

  3. Карсонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: Методическое пособие – Саратов, 2002.

  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992.

  5. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. – М.: Новая школа 1994.

  6. Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. М: Дрофа, 2003.

  7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – М, 1988.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle