Библиографическое описание:

Биймурсаева Б. М., Бейшеналиева У. У., Касаболотова Г. А., Сартпаев Э. К. Возможности и развитие мультимедиа технологий на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 400-402.

В статье рассматриваются возможности и применение мультимедиа технологий при подготовке квалифицированных специалистов, а также формирование информационной культуры студентов - филологов.

Уровень развития любого государства тесно связано с развитием и применением информационно- коммуникационных и мультимедиа технологий, поэтому необходимо способствовать эффективному их использованию во всех сферах человеческой деятельности. Одной из важнейших задач мультимедиа технологий является повышение эффективности обучения, складывающееся из нескольких составляющих: более быстро е прочное усвоение обучаемого материала и большой объем знаний, меньшая трата времени на их усвоение. Использование мультимедиа технологий в учебном процессе способствует развитию и формированию компетентности, развитию таких сфер как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и других [1]. А также мультимедиа способствует решению ряда существующих проблем: повышению эффективности процесса обучения, созданию условий при подготовке квалифицированных специалистов, созданию условий для перехода к непрерывному обучению, созданию и разработке электронных учебно-методических комплексов, а также созданием аудио - видео обучающих курсов.

Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой не только для высшей школы, но и важнейшей социально - экономической задачей всего общества. Решение этой задачи заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышения их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности. Развитие научно-технического прогресса и появление современной компьютерной и телекоммуникационной техники, способной хранить, обрабатывать и предоставлять различные типы информации, появление и развитие современных мультимедиа-систем и соответствующих методических инноваций кардинальным образом изменили подходы к реализации образовательной деятельности, интенсифицировали процессы подготовки специалистов на всех уровнях системы образования.

В связи с совершенствованием образовательных технологий вышеуказанные материалы силлабусов (УМК) с каждым годом улучшаются, корректируются и широко применяются на практике.

Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий, более того, весьма вероятными выглядят работы по внедрению элементов искусственного интеллекта в систему мультимедиа [3, 53-62].

Использование мультимедиа в учебном процессе способствует реализации педагогических целей развития, формированию индивидуальности обучающегося, развитию у него таких сфер, как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и др. [1, 76].

Владение навыками медиакультуры, умение использовать возможности персонального компьютера и информационных технологий, анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность и т.д., обеспечивают современному специалисту любого профиля поддержку принимаемых решений.

Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся студентов. Современное обучение должно базироваться на широком использовании в образовательном процессе технологий мультимедиа.

Особенности применения мультимедийных технологий в учебном процессе более подробно обсуждаются в работах А.В. Осина, Г.А. Сапрыкина, Ю.Г. Молокова, О.Г. Смолянинова, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, Н.Г. Семеновой, В.М. Вакулюка и др.

В Кыргызской Республике проблемы совершенствования и педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов на основе информационных технологий посвещены в работах Г.Д.Панковой [5]. Вопросы информатизации образования и формирования информационной учебно-технической культуры, а также формирования компетентности учащихся исследованы П.С.Панковым, Ш. С. Ахраровым, И. Б. Бекбоевым, Д.Б.Бабаевым, Э.М.Мамбетакуновым, Т.Р.Орускуловым, С.К. Калдыбаевым, Т.М.Сияевым и Б.М.Биймурсаевой многими другими учеными - педагогами.

Рост интереса к технологии мультимедиа обусловлен следующими причинами:

  • появлением мощных и доступных компьютеров, способных поддерживать графический интерфейс с пользователем, а также функционированием модулей захвата и воспроизведение звука и двигающегося объекта;

  • наличие аппаратного и программного обеспечения для мультимедиа, реализующего определенный набор стандартов [4];

Применение мультимедиа-технологий практикуется в высших учебных заведениях Кыргызстана и выводит учебный процесс на новый качественный уровень. При этом формируется информационная компетентность и красочный, объемный образ, развивается логическое мышление и активизируется креативный подход к обучению. Информационная компетентность определяется возможностями обеспечить себе свободный доступ к информации, свободного выбора источника, формата, программы, может быть охарактеризована как эффективность, конструктивность информационной деятельности.

Поэтому одним из приоритетных направлений в системе образования Кыргызской Республики является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, готового к профессиональному росту и мобильности. В русле кардинальных демократических реформ, охватывающих все сферы жизни общества Кыргызской Республики, назрела необходимость перейти к следующему этапу развития системы высшего образования, предполагающему разные по глубине реформы ее составляющих. Осуществляется переход на личностно-ориентированное образование и компетентный подход к формированию образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемыми студентами уровня и вида образования, большей ориентации образования на требования рынка труда и интеграции мирового пространства [2].

В Нарынском государственном университете имени С.Нааматова, начиная с 2005-года по настоящее время, широко применяются учебно-методические комплексы (силлабусы) по всем направлениям. Опыт применения силлабусов облегчает процесс обучения, а также имеется разработанные и утвержденные рабочие программы, тезисы лекций, практические и лабораторные работы, виртуальные лабораторные работы, аудио-видео обучающие уроки, демонстрационные уроки, фильмы, электронные тестовые задания, электронные учебники, электронные словари, обучающие ролики, анимационные картинки, обучающие игры и т.д.

Мультимедийные технологии применяются не только по специальности «Информационные технологии», но и в преподавании языковых дисциплин, где, казалось бы, что их применение невозможно.

В настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности студентов на занятиях, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что студенты теряют интерес к учёбе, безусловно, надо назвать однообразие занятий. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это в свою очередь снижает познавательный интерес обучаемых студентов. Творческий подход к построению учебных занятий, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность усвоения программного материала по языковым дисциплинам. Одним из способов развития информационной компетентности обучаемых, является применение мультимедиа технологий.

В теме «Свойства и функции русского ударения» в кыргызскоязычных группах изучающих русский язык, специально созданы обучающих программ. Оно имеет аудио-видео ролики, видеофильмы, электронные тестовые задания, демонстрационные работы и т.д. Апробация названных электронных материалов на уроках русского языка позволила продемонстрировать студентам в видео роликах самобытность русской культуры при изучении безэквивалентной лексики, услышать образцовую речь, позволяет многократное прослушивание для лучшего усвоения (например, в домашних условиях), укрепляет зрительную и слуховую память при демонстрации мультимедиа презентаций. Все виды этих работ были разработаны в мультимедийных классах Нарынского государственного университета имени С.Нааматова.

Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования, самообразования, так и для профессионального развития специалиста.

Мы убедились, что применение информационно-коммуникационных, мультимедиа технологий в процессе обучении является эффективным способом, который удовлетворяет потребности общества в квалифицированных специалистах.


Литература:

  1. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Дис.кан. пед. наук.- Калининград, 1999.-210с.

  2. Ажыбаев Д.М., Бейшеналева У.У. Информационная компетентность будущих учителей информатики// Известия вузов, Бишкек, 2009.-с.236-238.

  3. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии: Учебное пособие- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.-280с.

  4. Мунасыпов И.М. Мультимедийные технологии как эффективное средство обучения // Проблемы и перспективы технологического образования в школе и вузе, Стерлитамак: 2010.-119-121с.

  5. Панкова Г.Д. Теоретические и практические проблемы совершенствования самостоятельной работы студентов на основе информационных технологий, Бишкек 2005.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle