Библиографическое описание:

Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Крохалев А. В. Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 387-389.

Важным положением современной концепции государственной политики России в области образования является активная интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство. Присоединение России к Болонской конвенции предусматривает перестройку высшего профессионального образования (ВПО). В настоящее время в технических вузах сложились системы ВПО с законодательно закрепленными тремя ступенями: бакалавр, магистр и дипломированный специалист (инженер). Причем подготовка инженеров резко сократилась и ведется по единичным специальностям. Переход на двухуровневую подготовку бакалавр-магистр (4 года плюс 2 года), потребовал разработки Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

В связи с переходом на ФГОС (так называемый стандарт третьего поколения), преподаватели вузов столкнулись с проблемой значительного сокращения аудиторных часов преподаваемых дисциплин при сохранении, как правило, прежнего объема учебного материала. Это вызвано тем, что подготовка инженера всегда велась в течение 5 лет (по отдельным специальностям и более), а в современных реалиях необходимо подготовить технического специалиста – бакалавра, за 4 года. Это привело к тому, что значительная часть учебного материала была выведена на самостоятельную работу студентов. Такой подход к планированию учебного процесса может негативно отразиться на качестве и результативности обучения студентов младших курсов, так как в школе они привыкли значительный объем изучаемого материала осваивать на уроках под контролем учителя. Процесс обучения осложняется также тем, что на первом курсе студенты сталкиваются с проблемой социальной адаптации к условиям вуза [1,2,3]. В связи с этим, возникает необходимость внедрять новые подходы при проведении аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов.

Для успешного решения указанных проблем необходима коренная перестройка всего учебно-воспитательного процесса на основе полной переработки учебных планов и программ, создания новых учебников и учебных пособий, разработки методических материалов, предусматривающих сокращение обязательных занятий и увеличение контролируемой самостоятельной работы студентов, широкого использования компьютерной поддержки обучения.

Существенную роль в этом процессе перестройки отводится лекции [4]. Несмотря на то, что в настоящее время существуют противники лекционного изложения материала, как нам показывает наш опыт – этот вид занятий при правильной организации является ведущим. Основной недостаток лекции – это пассивность ее слушателей, возможность пребывать в бездумном состоянии. Необходимо активизировать лекцию и заставить слушателя преодолеть «леность» ума, чтобы в результате лекции слушатели могли мыслить самостоятельно. Важны получаемые во время лекции сведения, расширяющие кругозор слушателей, стимулирующие способность быстро воспринимать новые идеи и быстро их применять. Преподаватель должен помочь студентам выработать умение творчески мыслить, развить подвижность и остроту ума.

Целесообразно весь изучаемый материал разбить на блоки (например, по темам, разделам предмета). В каждом блоке материал надо распределить по следующему принципу: освоение знаний в аудиторное время (обязательная часть блока) и самостоятельная работа. На лекциях необходимо уделять больше времени обязательной части блока (например, основные определения, термины, теоремы), но также дать обзорную часть для самостоятельного освоения материала. Это становится возможным, если сочетать различные виды лекций с привлечением мультимедийных средств.

Известно, что существует как традиционные формы (вводные, обзорные, текущие, обобщающие и т.д.), так и нетрадиционные формы проведения лекций (бинарные или лекции-дискуссии, проблемные, лекции-конференции, визуализация) [5] . Например, на этапе введения слушателей в новый раздел, тему, дисциплину наряду с общепринятой обзорной лекцией можно использовать лекцию-визуализацию. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, которая создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения. Для самостоятельной части блока можно применить проблемную лекцию, которая начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изучения материала необходимо решить, она строится таким образом, что познания слушателя приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Этот вид лекций активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Неотъемлемой частью изучения любой дисциплины являются семинары, практикумы, лабораторные работы [6]. Этот вид занятий направлен на осуществление связи изучаемой теории и практики, часто служит иллюстрацией к лекции, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентом научной дисциплины и применением ее положений на практике, частично является самостоятельной исследовательско-аналитической работой с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством преподавателя. Практические блоки должны соответствовать лекционным, но допускать иное разделением материала на аудиторные и самостоятельные части. Например, больше внимание уделять материалу, который на лекции подробно не рассматривался. На этих занятиях необходимо не только контролировать самостоятельную работу студентов (лекционную и практическую), но и целенаправленно управлять этим процессом посредством четких формулировок тем, указывать основные и дополнительные источники литературы, вопросы и задания для самоконтроля осваиваемого материала, индивидуально разбирать сложные задания.

Для повышения качества образования в нашем ВУЗе непрерывно усовершенствуются методики обучения, направленные на более эффективную аудиторную и самостоятельную работу студентов. Авторскими коллективами кафедр были разработаны учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) и электронные учебно-методические комплексы (ЭУМКД), которые содержат рабочие программы в соответствии с ФГОС; учебные пособия, рабочие тетради, примеры выполнения заданий, конспекты лекций, презентации лекций, методические рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ, семестровых заданий, список рекомендуемой литературы, а также набор тестов разной сложности для контроля и самоконтроля знаний по данной дисциплине и другие методические материалы. В электронном виде ЭУМКД выложен в файловом хранилище университета и находится в свободном доступе для студентов университета.

Вся разработанная учебно-методическая литература призвана облегчить и организовать самостоятельную работу студентов, компенсировав ограниченное количество времени общения с преподавателем. Методические указания для выполнения контрольных работ даны с пошаговыми инструкциями и максимальным числом иллюстраций.

Таким образом, организация учебного процесса для студентов первого курса требует особых подходов к проведению лекций, практических занятий, организации самостоятельной работы. Сокращение числа аудиторных часов, отводимых на изучение предмета, с перенесением их на самостоятельную работу студентов, повышает роль лекций, практических и лабораторных занятий и вместе с тем поднимает ответственность преподавателей при подготовке к ним. Используемые нами методы позволяют студентам в дальнейшем применять полученные знания на практике, проявлять творческие способности, самостоятельность и индивидуальность, получать навыки анализа данных и выработки решения.


Литература:

1. Авдеюк О.А. К проблеме адаптации в вузе студентов заочной формы обучения /О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, А.В. Крохалев, К.В. Приходьков, А.Н. Савкин// Социосфера. – 2011. – № 2 – С.65-68.

2. Авдеюк О.А. Проблема адаптации студентов к условиям вуза и помощь преподавателя в ее решении/ О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, И.А. Тарасова// В мире научных открытий, Серия Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – № 4.1(16) – С. 405 – 408.

3. Авдеюк О.А. Роль преподавателя в процессе адаптации студентов к условиям вуза / О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева// Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе», выпуск 8, Т.10, № 6, 2011. – С. 11-13.

4.Авдеюк О.А. Роль информационных технологий в процессе образования студентов безотрывной формы обучения/ О. А. Авдеюк, А.В. Крохалев, К.В. Приходьков, А.Н. Савкин// Международный журнал экспериментального образования, №4 ,2011.– С. 48-49.

5. Лекция – основная организационная форма в ВУЗе. [Режим доступа: http://www.kantiana.ru/medicinal/opk/umk/chast04.doc]. Дата обращения: 13.01.2012.

6. Организационные формы обучения. [Режим доступа: http://didaktica.ru/osnovy-obshhej-didaktiki/172-organizacionnye-formy-obucheniya.html]. Дата обращения: 13.01.2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle