Библиографическое описание:

Яковлев Я. И., Саввинова Е. И. Формирование нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 548-549.

Актуальность работы. В условиях демократизации общества наблюдается пробуждение интереса народа к собственной культуре, науке и истории, что отражает общественную потребность в восстановлении исторической правды, освещении незаслуженно забытого и отвергнутого, формировании целостной картины мира.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) большой популярностью пользуется национальное спортивное единоборство «хапсагай». Это «единоборство» имеет огромное значение не только как средство, способствующее развитию массовости спорта среди населения, но и как важнейшее средство физического, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения. Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется кризисом личности, возникшим вследствие утраты человеком ценностей базовой культуры, на основе которой эта личность формировалась; неустойчивостью и противоречивостью нравственного сознания, что находит отражение в выборе ценностных ориентаций и идеалов.

Анализ изученной нами литературы свидетельствует, что в педагогике и психологии разработан и накоплен обширный фонд, раскрывающий механизмы развития и становления личности. В своих исследованиях Б.С. Гершунский, М.В. Богуславский, И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.А. Сикорский, М.И. Шилова и др. подчеркивают, что характер человека определяется не столько широтою или силою его ума, сколько развитием морально-этических норм, что одним из направлений формирования нравственных качеств является анализ внутреннего мира отдельной личности, определяющей характер всех поступков и действий, ее моральный выбор. Национальной спортивной борьбе «хапсагай» посвящены труды: Н.Н.Тарского, Г.Г.Андросова, В.П.Кочнева, Н.К.Шамаева, Д.П.Коркина, Л.А.Афанасьева и др. Они существенно обогащают научные представления о максимальном использовании всех возможностей данного вида спорта для развития личности.

Однако, несмотря на разнообразие аспектов рассмотрения, затрагивающих вопросы нравственного воспитания молодежи, проблема формирования морально-этических норм в процессе изучения конкретных учебных дисциплин не стала предметом специального изучения. Наблюдается пробел в использовании потенциала и возможностей национальных видов спорта. До настоящего времени еще не изучен ряд вопросов, касающихся истории возникновения и развития массового вида состязаний «хапсагай» у народа саха. Не исследована и не изучена техника национального спортивного единоборства «хапсагай» и ее видов – «хомуур хапсагай», «хабыр хапсагай».

Общепедагогическое и практическое значение, актуальность проблемы, теоретическая значимость, недостаточная практическая разработанность определили выбор темы данного исследования «Формирование нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта».

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Цель исследования: определение, обоснование, разработка и апробация педагогических путей и условий нравственного формирования личности студента средствами национальных видов спорта.

Гипотеза исследования: в основу исследования положено предположение, что процесс формирования нравственных качеств студентов находится в дидактической связи с системой усвоения ими знаний и умений становится продуктивным при условии, если:

- создана образовательная среда, обеспечивающая студенту возможность изучать историю возникновения национальных видов спорта, презентовать социуму свои взгляды и суждения по ним, а также свое взаимодействие с общечеловеческой культурой, рефлексируя собственную деятельность и поведение;

- осуществляется включение студентов в соответствующую их личностным интересам и склонностям деятельность, способствующую освоению ими нравственных ценностей в гражданском обществе;

- педагогический процесс организуется на основе субъект-субъектных отношений его участников, их взаимного уважения и доверия, реализации и обогащения личностного потенциала в нравственном становлении студентов.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  1. Разработать модель педагогического обеспечения формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

  2. Определить пути и средства накопления нравственного опыта студентов средствами национальных видов спорта.

  3. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить совокупность эффективных путей и условий формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.


Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы исследования использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий:

  • теоретический – анализ, систематизация, классификация, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философской, психолого-педагогической литературе; обобщение и анализ передового педагогического опыта; моделирование;

  • эмпирический – опытно-экспериментальная работа; наблюдения за динамикой развития нравственных качеств студентов в процессе занятий в малых группах; беседы, устные и письменные опросы, тестирование.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • раскрыть сущность педагогических условий, дополняющих теоретические положения по нравственному воспитанию студентов в образовательной среде средствами национальных видов спорта;

  • разработать модель педагогического обеспечения формирования нравственных качеств студентов в процессе занятий национальными видами спорта;

  • определить комплекс педагогических условий формирования нравственных качеств студентов, включающий: образовательную среду, обеспечивающую творческий подход студентов к изучению национальных видов спорта, свободную презентацию каждым своих суждений по происходящим в обществе ситуациям, обоснование и структурирование процессуально-содержательных механизмов педагогического обеспечения усвоения студентами морально-этических норм и ценностей в процессе нравственного становления и саморазвития, а также частных альтруистических механизмов (эмпатии, идентификации, принятия и освоения социальных ролей, адаптации и самооценки.

Теоретическая значимость исследования: заключается в разработке концептуальных подходов, путей и способов реализации педагогического обеспечения формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовлено программное обеспечение для реализации концепции формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Основные термины: нравственных качеств студентов, национальных видов спорта, формирования нравственных качеств, средствами национальных видов, качеств студентов средствами, студентов средствами национальных, Формирование нравственных качеств, обеспечения формирования нравственных, условий формирования нравственных, процесс формирования нравственных, педагогического обеспечения формирования, Формирование духовно-нравственных качеств, нравственных ценностей, «Формирование нравственных качеств, нравственных качеств личности, развития нравственных качеств, направлений формирования нравственных, условия формирования нравственных, Формирование нравственных ценностей, концепции формирования нравственных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle