Автор: Мирчук Игорь Вячеславович

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (4) апрель 2009 г.

Библиографическое описание:

Мирчук И. В. К вопросу о профессиограмме сотрудника налоговой службы // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 213-217.

Одной из центральных задач проблемы повышения эффективности государственной гражданской службы является выявление условий и факторов, обусловливающих высокую продуктивность деятельности государственных гражданских служащих. Как показывают научные исследования и анализ практической деятельности специалистов налоговой службы, таких факторов немало и это позволяет смотреть на возможности решения данной проблемы, несмотря на ее сложность и имеющиеся недостатки в работе системы государственной гражданской службы (Деркач А.А. Леванов Е.Е., Лукьяненко В.И.,Тарасова Е.А, Фролов Б.И.).

Учитывая, что на современном этапе Федеральные службы государственной власти обращают больше внимание на оптимизацию работы с гражданами, вопрос о необходимости пересмотра профессионально важных качеств, которые должны быть присуще сотрудникам налоговых служб должен быть решен в ближайшее время. Нам представляется возможным разработка профессиограммы сотрудника налоговой службы, как эталонной модели его деятельности.

Необходимость профессиографического анализа нам представляется важной из-за наличия множества противоречий, между ростом уровня контроля со стороны государства за деятельностью налоговых работников и между предъявлением к последним новых требований со стороны общества. Противоречия имеются  между представлением новых требований  к подготовке специалистов налоговой службы и, отсутствием современной профессиограммы специалиста, которая бы представляла собой модель успешной профессиональной деятельности специалиста налоговой службы.  

В современных политических, социальных, экономических условиях проблема подготовки кадров государственных служащих стоит в числе важных задач высшей педагогической школы. Постоянно меняющиеся условия, а вместе с ними и отношение общества к государству, и в частности к государственным гражданским служащим, делают трудной попытки создания четкой системы определенных компетенций, предъявляемых к представителям власти. Следует отметить, что к отдельным представителям государственной службы уделено  внимание в плане разработки системы требований, раскрывающих перечень предъявляемых к профессии компетенций (Варданян Ю.В., Гаранина Ж.Г., Кархалев И. В., Деркач А.А., О.С. Анисимов, И.Н. Семенов, А.К. Маркова,  Н.В. Кузьмина). В тоже время остается открытым вопрос об изучении профессионализма, системы требований к сотруднику налоговой службы. Особенности профессиональной деятельности сотрудников федеральной налоговой службы представляют существенное отличие от иных ведомств государственной власти. Не представляется возможным «перенос» требований от одной структуры государственной службы к другой.

Разработка профессиограммы сотрудника налогового службы, в качестве теоретической эталонной модели его деятельности, обусловлена экономическими, социально-экономическими, социально-политическими, педагогическими условиями, а также политическими, экономическими реформами, оказавшими влияние на восприятие, оценку и анализ деятельности сотрудников налоговой службы. Принятый Минфином РФ в 2008 году «показатель оценки деятельности налоговых органов» путем опросов налогоплательщиков о качестве работы налогового инспектора, позволил обратить внимание общественности на недостаточный уровень развития профессионализма, а также компетентность сотрудника налоговой службы. Выясняется, что базисный набор профессиональных знаний, позволяющий в ходе получения высшего образования будущему специалисту овладеть основами психологических знаний, необходимых в будущей работе, не так уж и высок. В тоже время при сокращаемой численности персонала налоговой службы значительно расширился перечень задач, возлагаемых на налоговые органы, это и функции Росалкогольной инспекции, Пенсионного фонда РФ, ФСФО, т.е. нагрузка на сотрудников увеличилась в разы (Кожанова И.В.). Те знания, которые будущий сотрудник налоговой службы получает в учебном заведении быстро претерпевают изменения, и утрачивают свою значимость, следовательно, необходимо формировать у будущего специалиста те качества, которые помогут ему обучаться, применять знания в практической деятельности и одновременно постоянно изменяться, самосовершенствоваться, проектировать  собственную профессиональную и личностную деятельность. Данные противоречия должны быть отражены в современной профессиограмме специалиста налоговой службы.

В основу профессиограммы специалиста налоговой службы, которая разрабатывается в нашем исследовании, легли основные положения, научные разработки в области психологии, акмеологии, менеджмента, исследуемые отечественными и зарубежными учеными. В тоже время, нами сделаны предположения, что общая структура, а также подходы к освещаемой нами проблеме, разработке профессиограммы специалиста налоговой службы, имеют множество противоречий. Нет единого мнения, которое бы позволило квалифицировать и идентифицировать профессиограмму государственного гражданского служащего и специалиста налоговой службы. Среди  авторов, занимающихся изучением процесса профессионализации и профессиографии государственного гражданского служащего нет единого мнения и подхода к освещаемой теме.

По мнению Е.А. Климова: «Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности». Как и любая другая деятельность, профессиональная деятельность специалиста налоговой службы  характеризуется своими типическими особенностями. И здесь помимо знаний в области экономического знания необходимо разностороннее ориентирование в специфических психологических механизмах. Признаками профессиональной компетентности специалиста налоговой службы будет: весомая база теоретических знаний, а также умение свободно ориентироваться в психологических законах, с возможностью адекватного составления планов своей профессиональной деятельности с учетом достигаемых целей и результатов [3]. 

На основе имеющихся эмпирических данных, мы можем выделить компетенции, которые, по мнению самих специалистов налоговой службы, представляются им значимыми в профессиональной деятельности. Данные компетенции имеют отличие от тех, которые к сотрудникам предъявляет ФНС РФ, работодатель, представитель нанимателя (на региональном уровне). Данные компетенции в большей степени определяют не сущность теоретических знаний в областях экономики, финансирования, юриспруденции, а раскрывают потребность в оптимизации и улучшения знаний в областях психологического характера. Эти данные также позволили нам более детально остановиться на проблеме разработки психограммы специалиста налоговой службы.

Графическое изображение психологического профиля (психограмма) специалиста налоговой службы говорит о том, что деятельность специалиста налоговой службы связана с высоким уровнем психического напряжения, большим объемом работы, а также высоким уровнем ответственности за принятие решений.

Помимо высоких требований, предъявляемых к налоговому инспектору, следует обратить внимание  на эмоциональную сферу специалиста налоговой службы. Специалист налоговой службы должен, и обязан: сдерживать проявления агрессивных состояний в своей профессиональной деятельности, контролировать гнев и раздражительность. Вышеназванные характеристики должны отличать современного налогового инспектора от устоявшейся, и не учитывающей современных закономерностей, образа специалиста налоговой службы.

Деятельность специалиста налоговой службы предполагает овладение комплексом общих и специальных способностей.

Академические способности – способности к соответствующей области наук, знание предмета в других областях, связанных с профессиональной деятельностью.

Перцептивные способности – способности к адекватному восприятию внутреннего мира налогоплательщика, психологическая наблюдательность, связанная с пониманием его личности и временных психических состояний.

Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а так же мимики.                                                                                                  

Организаторские способности – способности правильно организовать свою собственную работу, планировать и контролировать ее.

Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств.

Коммуникативные способности – способности к общению с людьми, умение найти правильный подход к налогоплательщику, возможности установить с ним взаимоотношения.

Прогностические способности выражаются в предвидении последствий своих действий.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Сложная система профессиональной деятельности специалиста налоговой службы предусматривает постоянное переключение внимание на различные объекты: на знаковые системы, постоянно сопровождающие деятельность налогового инспектора, а также удержание в значимой степени личности налогоплательщика. В процессе выполнения своей профессиональной деятельности специалист налоговой службы должен направлять свое сознание не на один, а на несколько объектов, видов деятельности, поэтому ему необходим хороший объем внимания и его широкое распределение.

Анкетирование с целью изучения психологических характеристик, которые в большей степени должны быть присуще специалисту налоговых органов, проводилось на представительной выборке государственных гражданских служащих (специалистов налоговых органов Брянска, Брянской области, всего 948 человек). Данные, полученные в ходе исследования показали, что из всего перечня представленных психологических качеств, предъявляемых к профессии: объем и устойчивость памяти, внимания, аналитические, математические способности, анализаторские качества, логическое мышление, оперативная и кратковременная память, исполнительность, 78% испытуемых отметили важными такие качества, как эмпатия, альтруизм, нравственная направленность, стрессоустойчивость, честность, вежливость, коммуникативные способности, находчивость, умение понимать мотивы поступков людей. Наличие данных противоречий свидетельствует о недостаточном изучении вопроса профессиограммы, психограммы специалиста налоговых службы. Остается и открытым вопрос о предъявлении требований к профессиональной деятельности специалиста налоговой службы.

Психограмма специалиста налоговой службы.

Название психических качеств

Уровни развития

 

 

 

 

 

 

Интерес к профессии

 

 

 

 

Дисциплинированность

 

 

 

 

Принципиальность

 

 

 

 

 

Эмпатия, альтруизм

 

 

 

 

Волевые качества, самоконтроль деятельности

 

 

 

 

Умение понимать мотивы поступков людей

 

 

 

 

Анализаторские способности

 

 

 

 

 

Перцептивные способности

 

 

 

 

Речевые способности

 

 

 

 

 

Настойчивость

 

 

 

 

Авторитарные способности

 

 

 

 

Коммуникативные способности

 

 

 

 

Математические способности

 

 

 

 

Толерантность

 

 

 

 

 

Прогностические способности

 

 

 

 

Объем внимания

 

 

 

 

Способность к распределению внимания

 

 

 

 

Способность к быстрому переключению внимания

 

 

 

 

Концентрация внимания

 

 

 

 

 

Наглядно-образная память

 

 

 

 

 

Кратковременная память

 

 

 

 

 

Оперативная память

 

 

 

 

 

Логическое мышление

 

 

 

 

 

Нравственная направленность

 

 

 

 

 

Наблюдательность

 

 

 

 

Находчивость

 

 

 

 

Исполнительность

 

 

 

 

 

Стрессоустойчивость

 

 

 

 

Ответственность

 

 

 

 

 

Честность

 

 

 

 

Аккуратность

 

 

 

 

 

Вежливость

 

 

 

 

 

Профессиональная деятельность специалиста налоговой службы предъявляет высокие требования к психологическим качествам. Акцентирование внимания на этих характеристиках, их учет в построении новой модели профессиограммы может позволить оптимизировать процесс профессионализации специалиста налоговой службы. 

 

 

Литература:

1.Деркач А.А. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во РАГС, 2006

2. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для вузов, под ред. Е.А. Климова. М.: Изд. центр «Академия», 2007

3. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985

4. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle