Библиографическое описание:

Коротков К. С. Разработка и реализация инвестиционных проектов в рамках региональной программы // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 93-95.

Разработка и реализация инвестиционных проектов в рамках региональной программы развития малых и средних городов должна способствовать решению общерегиональных проблем, направленных на выход малых городов из кризиса, и социально-экономических проблем самих малых и средних городов. Инвестиционные проекты должны быть нацелены на преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии территории региона, вызванных кризисным состоянием экономики, на достижение его устойчивой экономической и финансовой стабилизации и экономического роста. Реализуемые инвестиционные проекты должны осуществляться в рамках федеральной и региональной экономической политики, обеспечивать комплексность развития территории, углубление народнохозяйственной специализации, укрепление и расширение емкости регионального рынка товаров и услуг, решение проблем занятости, а также рациональное использование природных ресурсов [1, с.129-134].

Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Анализируя определения инвестиционного проекта, выделим следующие основные признаки формирования и реализации инвестиционных проектов:

1. Признак «Изменений». Этот признак, является на наш взгляд, наиболее важной характеристикой проекта, так как осуществление проекта всегда связано с изменением вещественной системы или предметной области, в которой реализуется проект. По сути, реализация проекта всегда связана с изменением некоторой системы и является целенаправленным ее переводом из существующего в некоторое желаемое состояние.

2. Признак «целеполагания». Цели проекта имеют временную ограниченность. При успешном завершении проекта целевая установка, данная руководителю проекта заказчиком, отпадает.

3. Признак «ограниченности» не является той характеристикой, которая бы уже одна выделила мероприятия с характером проекта среди других мероприятий. При идентификации проектов исследования и развития это свойство оказывает определенную помощь. В промышленном исследовании и развитии часто имеются долговременные задачи, для которых ежегодно выделяются средства и определяются расходы. Такой же долговременный характер часто имеют социальные и экономические программы. В отличие от них инвестиционные и организационные проекты требуют соблюдения установленной для них продолжительности.

4. Признак «относящийся к проекту бюджета». На практике для большинства проектов составляются отдельные бюджеты, соблюдение которых контролируется специальными методами. Наряду с этим существуют проекты, для которых утверждаются только рамки бюджета.

5. Признак «неповторимости». Неповторимость относится не только к отдельным составляющим частям проекта, а к проекту в целом. Даже в проектах с высокой степенью новизны имеются процессы, которые характерны не только для данного проекта, но и используются во многих других. В проекте также может встретиться мероприятие повторного характера.

6. Признак «новизны». Это часто упоминаемая характеристика является лишь эмпирическим признаком определенного класса проектов. Конечно же, этот признак характерен для проектов исследования и развития, но и в таких проектах часто имеются лишь относительная новизна (новизна для предприятия, которая реализует проект).

7. Признак «комплектности». Это понятие часто используют, чтобы охарактеризовать проект. Комплектность можно определить по учитываемых в проекте факторов окружения проекта и участников проекта, прямо или косвенно влияющих на прогрессии результаты проекта.

8. Признак «Правового и организационного обеспечения». Правовое обеспечение может быть связано с различными интересами многих участников проектов и необходимостью регулирования их отношений. В условиях переходной экономики и становления правового государства эти аспекты требуют большого внимания, т.к. в проекте могут возникнуть сложные правовые проблемы.

9. Признак «разграничения». Каждый проект имеет рамки своей предметной области и должен быть отделен от других проектов. При этом должны быть учтены все существенные связи с его внешним окружением. Эта характеристика позволяет рассматривать проект как целостную систему.

10.  Признак «отклонения от расчетов». В процессе мониторинга выявляются места, где суждения о необходимых ресурсах были ошибочными, или контроль в период выполнения проекта – недостаточным.

11. Признак «скользящего характера». По итогам мониторинга вносятся коррективы, непрерывно уточняются график и детали реализации проекта, включая этап экспериментальной проверки.

Укажем далее на функции по осуществлению бизнес-проекта и его участников. Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз жизненного цикла проекта, т.е. постоянными являются функции по реализации проекта на протяжении его жизненного цикла, а состав участников, их роли, распределение ответственностей и обязанностей могут меняться. Здесь не существует общепринятых, жестких регламентов. Неизменными можно считать следующие функции по осуществлению проекта: проект должен быть осмыслен, продуман и инициирован, т.е. у него должен быть инициатор; проект должен обрести главное заинтересованное лицо – организацию, которая является будущим владельцем и пользователем результатами проекта и несет за нее ответственность; осуществление проекта требует привлечение инвестиций, т.е. у него должны быть инвесторы, т.к. средств заказчика обычно недостаточно; проект нужно готовить и осуществлять, т.к. у него должны быть соответствующие исполнители; у проекта должны быть производители, продавцы и потребители, которые, в конечном счете и должны возместить все расходы по проекту и принести прибыль его участникам[2, с.90-93].

Инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, могут быть разделены в рамках региональной инвестиционной программы на следующие три группы:

1. Проекты, поддерживаемые и частично финансируемые администрацией региона в силу их социальной, экологической или иной общественно полезной направленности. К этой категории относятся проекты, связанные с созданием региональной инфраструктуры, в том числе: с дорожным строительством, развитием связи и малой энергетики, созданием современной рыночной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры регионального инвестиционного рынка. К этой же категории могут относится проекты, связанные с созданием значительного количества новых рабочих мест, если речь идет о депрессивных регионах.

2. Проекты, поддерживаемые администрацией региона, но финансируемые только из других источников в силу их экономической эффективности и, следовательно, выгодности для потенциального инвестора. К этой категории относятся инвестиционные проекты, связанные с освоением новейших технологий и выпуском новых конкурентоспособных видов продукции, а также проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот материальных ресурсов и научно-технического потенциала региона.

3. Проекты, не поддерживаемые администрацией региона, но реализуемые в силу их исключительной рентабельности. К этой категории относятся проекты, реализация которых может повлечь ухудшение экологической обстановки в регионе, а также проекты по организации производства или разлива ликеро-водочной продукции, проекты по развитию табачной промышленности и другие проекты по развитию производства продукции, пользующейся спросом населения, но не признаваемой полезной. Здесь необходимо учитывать альтернативные варианты удовлетворения спроса на такую продукцию и выбирать наиболее приемлемый из них именно для региона. Поэтому инвестиционные проекты по развитию табачной промышленности и производства алкогольной продукции при определенных обстоятельствах могут быть отнесены ко второй категории, т.е. к числу проектов, поддерживаемых региональной администрацией.

Рассмотрение альтернативных вариантов вложения средств и альтернативных вариантов развития ситуации в регионе следует рассматривать как ключевой момент при определении приоритетов. В зависимости от привлекательности или, наоборот, непривлекательности альтернативных вариантов развития ситуации возможен пересмотр отношения к тем или иным конкретным инвестиционным проектам и к системе приоритетов в целом. Поэтому система приоритетов и региональная инвестиционная программа в целом не должны быть догмой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1.      Еремеева Л.Н., Чельцова Н.В., Казюкова Н.Н., Титков С.Б. Методические рекомендации по подготовке региональных программ социально- экономического развития малых и средних городов субъекта Федерации. МОНФ, 2000. - 134 с.

2.      Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. -М.:БЕК, 1996. -304 с.

3.      Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. -М.: Высшая школа, 2001. - 875 с.

4.      Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А. Чуб – М.: БУКВИЦА, - 2004.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle