Библиографическое описание:

Рахманова Ф. Ш. Педагогические воззрения восточных мыслителей в деле подготовки мальчиков к семейной жизни на основе национальных традиций // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 453-455.

Педагогические воззрения восточных мыслителей имеют важное значение в укреплении межличностных отношений в семье, в современной семейной жизни. Человечества издавна из поколения в поколение передавала самое лучшие в жизни, т.е. нравственные качества, жизненный опыт, опыт по воспитанию детей, благосостояния семьи, способы организации семьи.

В основном они были связаны с жизнью, общественной и трудовой деятельностью, и постепенно превратились в жизненные уроки для последующих поколений.

Большое значение в духовно – нравственном воспитании молодежи как средство воспитания имеют традиции, обычаи и различные обряды. Национальная традиция – основа мудрости, жизненный урок. И поэтому ценность культурных обрядов, традиций и обычаев Востока дают возможность в условиях независимости разнообразить национальный характер, воспитывать национальную гордость и патриотические чувства. Национальные традиции, обычаи и обряды узбекского народа передавались из поколения в поколение, от дедов отцам, от отцов детям, служили средством в всестороннем воспитании молодёжи.

Если в семье рос мальчик, важно было обратить внимание на то, как он одет, каково его поведение, умение трудиться, готовить пищу и многие другие навыки и умения. Это определяло как он в будущем построит семейную жизнь. В воспитании мальчиков важное значение имеет колыбельная, которую ему пела в детстве мама. Старейшины, говоря о плохих детях, обычно говорят: «Видно мать не пела ему колыбельную». Из бесед со стариками известно, что колыбельные напевы проникают через 72 кровеносных сосуда материнского организма. Напевая колыбельную, мать передает свою любовь, чаяния и надежды. В связи с этим фольклорист А.Байкузиев пишет: «Колыбельная матери вмещает в себя её слёзы и печали, смех и радость, гнев и страдания. Ни одна песня в мире несравнима с ней. Я не знаю ни одной песни, которая имела бы такую силу влияния во всех четырех временах года, она не потеряет своего значения, не устареет ни в одном из них».

У узбекского народа много различных легенд о великом воспитательном значение материнской колыбельной. В одной из легенд рассказывается о мощной силе колыбельной. Древние времена в одной семье потерялся мальчик. Когда он повзрослел, родители нашли его и были очень этому рады. Но сын смотрел на родителей как чужой и хотел уехать туда, где вырос. Чувствуя это, родители просили сына остаться на одну ночь. Сын согласился. Мать, перенесшая много страданий, в полночь запела колыбельную над люлькой плачущего ребёнка. Услышав колыбельную, прочувствов и проникнув волшебством колыбельной, сын бросился к груди матери со словами: «Вы действительно моя мать, потому что эту колыбельную вы мне пели». Случилось бы и так. Если бы тогда мать не спела колыбельную, мать и сын жили бы в разлуке.

С давних времен в народе считается зазорным не исполнять колыбельную. Значит, в воспитании мальчиков большое и важное значение имеют национальные традиции.

В воспитании мальчика в семье важную роль играет отец. По мнению восточного мыслителя Абу Али ибн Сино до совершеннолетия мальчика отец должен выполнять свои обязанности. Одним из важных обязательств отца является дать сыну хорошее имя. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании, поясняет учёный, необходимо вовремя и похвалить, и во время наказать. Будущие отцы должны знать, что они являются примером для своих детей и быть такими.

Современные условия для выполнения программы, обеспечивающей экономическую, общественную, культурную, правовую независимость Узбекистана на повестку дня вынесли проблемы глубокого и последовательного изучения морально – духовных ценностей, в том числе национальных традиций.

Современное развитие общества требует совершенствования и укрепления духовности, нравственности, идейности и лучших человеческих качеств.

В реализации этой важной задачи в первую очередь необходимо изучение и использование в процессе воспитания национальных традиции, созданных народом устного творчества, обычаев, праздников, педагогических идей, взглядов и опыта.

У каждого народа культурное наследие уходит глубокими корнями в историю народа, вплоть до первобытной эпохи, и обогащает тем самым мировую педагогику и исторический воспитательный опыт.

На основе педагогических воззрений восточных мыслителей и национальных традиций создана модель подготовки мальчиков к семейной жизни.





Модель подготовки мальчиков к семейной жизни на основе национальных традиций


























Вместе с тем узбекский народ, как и все народы Востока, большое внимание уделяли созданию семьи и её укреплению, рождению и росту здоровых детей.

Важной задачей в семейном воспитании детей является использование научного наследия восточных мыслителей. Большая часть этих научных исследований составляет наследие, связанное с обучением и нравственным воспитанием. Особенно ценны мысли по вопросам воспитания мальчиков на основе национальных традиций.

Семья для узбекского народа считается самым священным местом. О значении и национальных особенностях семьи в обществе Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов говорит так: «Семья строится по законам жизни и совести, она имеет многовековую духовную опору, основывается на демократических корнях, развивает требования, потребности и ценности людей».

В семье самое важное место занимает воспитание ребенка. И поэтому с начала истории культуры человечества особое внимание уделялось воспитанию ребенка в семье. Начиная с бесценных трудов Абу Али ибн Сино, Беруни, Фароби, Алишер Наваи и до конца XIX века просветителей XX века Ахмад Дониш, поэты Фуркат, Абдулла Авлани и другие создали для народа выдающиеся и бессмертные произведения о семье и воспитании. Обратимся к мыслям о семье учёного Абу Райхан Беруни, который пишет: «Ни один народ не обходится без семейных отношений, создание семьи естественно для всех национальностей и народов».

Ценные мысли о семье и семейном воспитании выражены в произведении Кайковуса «Кабусноме» в главе «О знании обязанностей родителей» учёный, подчеркивая, что родители готовы ради своего ребенка даже на смерть, не должны обижать его, а наоборот, должны быть с ним добры. Каждый родитель должен дать своим детям образование, воспитание и ремесле, потому что в мире нет лучшего наследия, чем воспитание.

Один из интеллигентов – джадидов, боровших за свободу и независимость Абдурауф Фитрат в своем произведении не однократно утверждал мысль о том, что развитие общества и судьбой семьи, её благополучием, «Счастье и почитание нации связаны с внутренней дисциплиной и согласованностью народа. Мир и согласия основываются на дисциплины семей этой нации. Где семейные отношения опираются на сильную дисциплину, там страна и нация бывает сильной и крепкой», – пишет Фитрат.

Изучая произведения восточных западных ученых, в 1914 году он создает подробную рекомендацию по вопросам семьи под названием «Семья или порядок руководства семьей». Рекомендация и сегодня востребована и значима. Писатель, владея глубокими и широкими знаниями, размышляет как настоящий специалист в вопросах правоведения, социологии, педагогики и медицины.

Уклоняясь от ответа на вопрос разносторонне «Зачем создавать семью?», он освещает о правах родителей и детей, их взаимоотношений, воспитания ребенка.

Вопрос воспитания здорового поколения считается одно из самых жгучих задач, стоящих перед молодой независимой страной.

Развитие любого независимого государства тесно связано с будущим и хозяевами страны – молодежью, их мировоззрением, их здоровой семьей, с их духовным, моральным развитием, способным дать своевременный отпор отрицательным влияниям.

Здоровый ребенок, родившийся в генетически здоровой семье и воспитанный в здоровой общественно-духовной обстановке, может стать представителем здорового поколения. Это поколение сможет внести свой вклад для процветания родины, ставя общественные интересы выше личных. Для этого необходимо создать здоровую во всех отношениях крепкую семью, способную воспитать это здоровое поколение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle