Подбор прикладных задач при преподавании математики в колледжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаимназаров, О. Г. Подбор прикладных задач при преподавании математики в колледжах / О. Г. Гаимназаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 401-402. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4573/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье автор описывает методику обучения игре в шахматы старших дошкольников.

Ключевые слова: шахматные фигуры, шахматная доска, игра, шах, мат, дошкольники.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»

Шахматы это гимнастика для мозгов. Б. Паскаль.

Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука. Т. В. Петросян.

Обучение игре в шахматы — средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию.

С декабря 2017 года наш детский сад является участником муниципального проекта «Организация спортивных секций для увеличения охвата детей старшего дошкольного возраста игрой в шахматы в ДОО г. Белгорода.

Шахматы — это настольная логическая игра, которая в настоящее время также является популярным видом спорта, а также содержит элементы науки и искусства.

Актуальность данного проекта заключается в том, что шахматы — это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта — шахматам.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

На протяжении нескольких лет в детском саду работает шахматный кружок «Шахматка», деятельность которого осуществляется по программе «Шахматный мир — детям», разработанной Рожковой В. М., воспитателем МБДОУ № 89. Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы. Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Задачи по обучению детей игре в шахматы:

а) образовательные:

− Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

− Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

− Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

− Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

б) развивающие:

− развивать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

− развивать мыслительные операции.

в) воспитывающие:

− воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

− учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

Для обучения детей игре в шахматы использовались методы и приёмы:

  1. Словесный метод (беседы; вопросы к детям, просьбы, оценка их действий, объяснения, диалог, разъяснения, чтение сказок);
  2. Наглядный метод (рассматривание иллюстрации, презентации),
  3. Практический метод (викторины, турнирные игры; разбор партий, дидактические игры);
  4. Метод контроля (самоанализ выполненных заданий).

Средства реализации программы:

− разработаны учебно-тематические планы;

− методические указания и методическое обеспечение программы;

− посещение семинаров, практикумов, консультации, посвященные игре в шахматы;

− изучение шахматной литературы;

− дидактические пособия;

− дидактические игры.

Форма проведения:

Программа рассчитана на детей 5–7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек. Проводится занятие 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 25 минут.

Нами был разработан педагогический мониторинг в соответствии с программным материалом, предложенным кандидатом педагогических наук И. Г. Сухиным. Педагогическая диагностика детского развития осуществляется 2 раза в год (октябрь, май). Обозначены ожидаемые результаты деятельности по данному направлению.

К концу первого учебного года дети должны

знать:

− правила игры в шахматы;

− правила передвижения фигур по шахматной доске;

− правила поведения за шахматной доской во время игры;

− ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

− обозначение горизонталей, вертикалей, полей, центра шахматной доски; шахматных фигур;

− месторасположение королевского фланга и ферзевого фланга;

− овладение шахматной терминологией.

уметь:

− расставлять фигуры в исходной позиции;

− правильно ходить каждой фигурой;

− объяснять сделанные ходы;

− рассказывать о своих планах.

2. Представление системы непосредственно-образовательной деятельности

Процесс обучения детей игре в шахматы проходит в несколько этапов:

Знакомство с шахматной доской:

Игры: «Шахматное знакомство», «Шахматные улицы и переулки», «Выложи шахматную доску».

Знакомство с фигурами и пешками:

Игры: «Волшебный мешочек», «Кто быстрее соберет фигуры для сражения», «Ладья против пешек», «Волшебная пешка».

Обучение правилам шахматной игры:

«Белые ставятся на лини 1 и 2. Черные ставятся на линии 7 и 8».

«Ферзь любит свой цвет»

«Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык».

«Взялся за фигуру — ходи именно ей»

Решение шахматных задач и этюдов:

«Ход белых, мат в 1 ход», «Ход черных, мат в 1 ход».

Игра в шахматы.

Обучение осуществляется в различных формах:

Театрализация:

Инсценировка по мотивам русских народных сказок:

− «Шахматная репка»

− «Приключения Колобка в стране Шахмат»

Чтение сказок:

− «Сказка про шахматы и шаха»

− «Шахматные государства»

− «Шахматная сказка»

− «Удивительные приключения шахматной доски».

Продуктивная деятельность:

«Шахматная мастерская»:

− Аппликация «Шахматная доска»;

− Пластилинография «Королевство шахматных фигур».

− Рисование шахматных фигур.

Просмотр мультфильмов

− «Смешарики в шахматном королевстве»;

− «Динозавры учат шахматам»

Шахматная «ТУ-ВИ»(турнир-викторина)

Шахматный турнир

Выставки детских работ «Шахматный вернисаж»

3. Имитационные игры со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с дошкольниками

А сейчас мы с вами на примере поиграем в 2 игры, которые я использую в образовательной деятельности с детьми. Разделимся на 2 команды.

1. Игра называется «Загадки из шахматной шкатулки».

Цель игры: развивать у детей логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

В нашей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Каждая команда отвечает в порядке очереди. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

− Как ходит пешка?

− Какая фигура не может стоять рядом с такой же, другого цвета, и почему?

− Сколько линий на доске и как они называются?

− Где стоят ладьи на доске до начала игры?

− Какие слоны никогда не столкнуться?

− Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

− Между какими фигурами на доске стоит конь?

− Что такое поле превращения?

2. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Цель игры: Правильно определить местоположение черных и белых фигур на шахматной доске.

Ход игры:

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши команды быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

4. Моделирование игры

Для каждой команды мы подготовили шаблоны шахматных фигур для разработки дидактической игры. Каждой команде необходимо в течение 2 –минут разработать дидактическую игру и представить ее так, чтобы всем присутствующим захотелось в неё поиграть.

После создания игры и её представления идёт обсуждение со слушателями:

— Вам понравилась игра, хотелось бы в неё поиграть?

Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд. В. В. Путин, Президент России

5. Рефлексия.

А теперь, выскажите, пожалуйста, свое отношение к мастер-классу в форме Синквейна:

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам :

− 1 строчка — одно существительное (Шахматы);

− 2 строчка — два прилагательных (интересный, познавательный), которые характеризуют данное существительное;

− 3 строчка — три глагола, (развивает, заинтересовывает, увлекает);

− 4 строчка — предложение из четырех слов (Я люблю решать задачи).

− 5 строчка — нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы — одно существительное (игра, или спорт).

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Петрушина, Н. М. Шахматные окончания для детей / Н. М. Петрушина. — М.: Феникс, 2014. — 202 c.
  2. Полугаевский, Л. А. Рождение варианта / Л. А. Полугаевский. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 176 c.
  3. Селезнев, Алексей 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю / Алексей Селезнев. — Москва: Гостехиздат, 2013. — 104 c.
  4. Фишер, Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер, Эдуард Гуфельд. — М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. — 278 c.
  5. Черняк, В. Г. Мы играем в шахматы / В. Г. Черняк. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 224 c.
  6. Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 232 c.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, составление уравнений, изложение нового, колледж, постановка проблемы, преподавание математики, учебный материал.


Похожие статьи

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Основные термины (генерируются автоматически): математик, класс, преподаватель, ребенок, ученик, сильная группа, задача, учебный материал, учитель...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Для проблемного изложения нового материала характерен и такой уровень

Таким образом постановка познавательной задачи достигается различными путями.

Методические система формирования обобщённых приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики...

Почему изучение проблем, касающихся преподавания математики, так важно?

Все их действия сводятся к списыванию решённых другими задач. Понятно, что при этом такой ученик так и не усвоит преподанный на уроке материал.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок...

Методическая подготовка преподавателя математики...

Процесс преподавания математики в средних специальных и профессиональных

- умение правильно подбирать строгую научную степень изложения нового материала

- уметь классифицировать учебные задачи, выбранные для решения на уроке.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Концепция должна стать основным документом, по которому будет построено преподавание математики в школе и вузах.

возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

2. Изучение нового материала.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

Предложенная задача ориентирована на видение проблемы, перенос знаний и умений в новую ситуацию, на комбинирование известных методов решения, при

Составление обращенных задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

- урок изложения нового материала; - урок решения задач

Математика — точная наука и при освоении разделов этой дисциплины нужны точные знания. Технология учебных циклов Г. Г. Левитаса как раз позволяет их формировать посредством действенных приемов

Похожие статьи

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Основные термины (генерируются автоматически): математик, класс, преподаватель, ребенок, ученик, сильная группа, задача, учебный материал, учитель...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Для проблемного изложения нового материала характерен и такой уровень

Таким образом постановка познавательной задачи достигается различными путями.

Методические система формирования обобщённых приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики...

Почему изучение проблем, касающихся преподавания математики, так важно?

Все их действия сводятся к списыванию решённых другими задач. Понятно, что при этом такой ученик так и не усвоит преподанный на уроке материал.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок...

Методическая подготовка преподавателя математики...

Процесс преподавания математики в средних специальных и профессиональных

- умение правильно подбирать строгую научную степень изложения нового материала

- уметь классифицировать учебные задачи, выбранные для решения на уроке.

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Концепция должна стать основным документом, по которому будет построено преподавание математики в школе и вузах.

возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

2. Изучение нового материала.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как...

Предложенная задача ориентирована на видение проблемы, перенос знаний и умений в новую ситуацию, на комбинирование известных методов решения, при

Составление обращенных задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

- урок изложения нового материала; - урок решения задач

Математика — точная наука и при освоении разделов этой дисциплины нужны точные знания. Технология учебных циклов Г. Г. Левитаса как раз позволяет их формировать посредством действенных приемов

Задать вопрос