Библиографическое описание:

Гаимназаров О. Г. Подбор прикладных задач при преподавании математики в колледжах // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 401-402.

В настоящее время содержания и методов обучения математики при преподавании в колледжах является реализация её более тесной связи с практическом деятельностью, поворот обучения к человеку, к его многообразным связям с окружающим миром, повышение общекультурной и общеобразовательной значимости изучаемого материала. Лучшие традиции преподавания математики в колледжах предлагают такую методическую систему, при которой здание математики создается на глазах у учащихся и с их непосредственным участием.

Усиление практического и прикладного аспекта в преподавании математики в колледжах должно происходит за счет отбора содержания, богатого приложениями выявления отчетливых связей математических понятий с практическом деятельностью человека, разработки системы соответсвуюших упражнений.

Осуществлению связи обучения с жизнью способствует, в частности, использование в процессе обучения производственных задач.

Производственные задачи включаются в общую систему дидактических упражнений.

В производственной задаче должна быть современна и четко выражена прикладная часть и сущность рассматриваемых в ней производственных явлений доступна пониманию учащихся.

По характеру данных производственные задачи можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи «с готовыми данными». В условии таких зада описываются конкретные производственные процессы, заданы числовые значения величин, необходимых для решения. Приведем в качестве примера следующую задачу.

Задача 1. На какой промежуток времени расситан запас зерна в ящике сеялки в 250 кг, если ширина сеялки 3,7 м и движется она со скоростью 3,6 км/ч? Норма высева 160 кг на 1 га.

Следует заметить, что в сельскохозяйственной практике действительно приходится определять время опорожения посевного ящика сеялки, и числовые данные в задаче реальны. Но в жизни подобная задача возникает не в таком виде, в каком она сформулирована.

Задачи этой группы носят характер упражнений, выполнение которых готовит к решению задач, встречающихся в процессе труда на производстве.

Вторая группа объединяет так называемые «задачи без готовых данных», часто встречающиеся в жизни. Эти задачи существенно отличаются от школьных задач.

Задача 2. Определить производительность за смену тракторного плуга П5-35М, ширина рабочего захвата которого 1,75 м, при средней скорости движения трактора 3,6 км/ч, если продолжительность смены 8 ч, а коэффициент использования времени 0,9.

Производственные задачи могут быть использованы для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала, для закрепления и углубления знаний учащихся по математике. В этих целях наиболее целесообразно использовать задачи, производственная сущность которых ученикам знакома.

Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала используется производственные задачи, отличающиеся простотой решения и ставящие учеников перед необходимостью приобретения новых математических знаний.

Так, при ознакомлении с обратной пропорциональной зависимостью можно рассмотреть задачу:

Задача 3. Вывести формулу зависимости длины пути, пройденного комбайновым агрегатом до наполнения бункера зерном, от урожайности зерновых. Выяснить вид полученной зависимости, начертить ее график.

Необходимость исследования степенной функции может быть обусловлена постановкой такой задачи:

Задача 4. Число поворотов агрегата при круговом движении определяется формулой , где В-ширина рабочего захвата агрегата ( в метрах), U-величина обрабатываемой агрегатом площади (в квадрат метрах), f-коэффициент формы загона, определяемый зависимостью (L-длина загона, С-его ширина). При каких условиях число поворотов будет наименьшим?

Рассмотри еще одну задачу:

Задача 5. Определить длину петлевого заезда агрегата, если ширина заезда k м, а радиус поворота агрегата R м. (Задача предлагается при изучение темы «Длина дуги»).

Как правило, процесс решения текстовых задач на составление уравнений состоит из четырех частей: составления уравнений, их решения, проверки и исследования. Наиболее трудным является составление уравнений, связывающих неизвестные величины, т.е. искомые величины или другие, зная которые можно определить искомые. При этом большое значение имеет удачный выбор неизвестных величин, обозначаемых буквами, а также выбор независимых соотношений, на основе которых составляются уравнения, так как от них в первую очередь зависит характер уравнения или системы уравнений, при решении которых находятся неизвестные величины.

Задача 6. Три тракторные бригады вместе вспахивают поле за 4 дня. Первая и вторая бригады вместе вспахали бы это поле за 6 дней, а первая и третья вместе за 8 дней. Во сколько раз вторая бригада вспахивает за день больше, чем третья?

Задача 7. Два космических корабля находясь на расстояние s друг от друга, начинают с некоторого момента стыковку, двигаясь равномерно друг за другом в одном и том же направлении, первый со скоростью v1, второй со скоростью v2 (v2>v1). С этого момента между ними устанавливается постоянная двусторонняя радиосвязь. А именно, каждый из космических кораблей немедленно посылает ответный радиосигнал в момент прихода радиосигнала с другого корабля.

Считая скорость распространения радиосигналов постоянной и равной v3 (v3>v2), определить расстояние, пройденное радиосигналами с момента начала сближения кораблей до их стыковки.

Задача 8. Газ заключен в цилиндр с подвижным поршнем. Вычислить работу, совершенную газом при увелеении высоты части цилиндра, заключающей газ, от значения, равного h1, до значения, равного h2 (температура газа t постоянна).

Задача 9. Реактивный самолет в течении 20 секунд увеличил свою скорость от 240 до 720 км/ч. Считая движения равноускоренным, найти ускорение и путь, пройденный самолетом за это время.

Решение выше приведенные задачи и подобного рода задач способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования учащихся в колледжах.

Введение педагогической технологии при преподавании математики в колледжах, делает особый упор на развитие познавательной активности учащихся. Настойчиво диктует необходимость дальнейшего совершенствования организационных форм коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке. При этом как положительные тенденции следовало бы отметить возрастание удельного веса различных форм самостоятельной работы учащихся, а также проблемных ситуаций на уроке математики.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle