К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.10.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Нурбекова, Ш. Ш. К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах / Ш. Ш. Нурбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84487/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Ключевые слова: образование, система образования, образовательные модели, образовательные концепции, инновации в образовании, исследования, предпринимательство, качество образования.

In this article, the author expressed his views on solving the problem of organizing innovation in the higher education system and made a number of proposals.

Keywords: education, education system, educational models, educational concepts, innovations in education, research, entrepreneurship, quality of education.

Роль, место и значение высших учебных заведений в развитии общества сегодня в корне отличается от прошлого. Если мы проанализируем эволюцию мировых высших учебных заведений с 1940-х годов до наших дней, их социальная роль и значение возрастают и становятся важным инструментом экономического развития общества, особенно их ведущей ролью в инновациях.

Мы знаем, что мировая система высшего образования прошла несколько этапов своего развития. Большая часть литературы условно разделена на три этапа в зависимости от сферы деятельности учебного заведения [5]. Первой из них была «Парижская модель», которая была широко распространена во многих странах мира в XII-XVIII веках. Основная идея этой модели — обучать студентов. Одна из главных особенностей данной модели — высокое качество обучения, а также формирование специфических методик учебного процесса.

Позже мировая цивилизация стала предъявлять более жесткие требования к высшим учебным заведениям. Этот период, охватывающий первую половину XIX и XX веков, характеризуется развитием классического периода университетов и преобладанием «немецкой модели» (основатель Вильгельм фон Гумбольдт). Основная концепция этой модели отражена в сочетании образования и исследований.

Таким образом, начиная с этого периода, приоритетным стал вопрос о концентрации на исследовательской работе высших учебных заведений.

Вторая половина ХХ века — это постклассический период, и этот период основан на преобладании американской модели. Его основная концепция характеризуется упором на коммерциализацию в образовании, исследованиях и академических кругах. С тех пор растущий интерес к инновациям привел к новому подходу к качеству образования, который происходит практически во всех развитых странах мира.

После обретения независимости Республика Узбекистан приступила к осуществлению радикальных реформ в системе образования в соответствии с изменениями в мировой системе образования, основной целью которых является формирование системы образования мирового уровня и подготовка на ее основе конкурентоспособных специалистов. [2]. Для этого необходимо внедрять инновации в систему образования.

Создание, формирование и развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях Республики Узбекистан — относительно новая практика. Однако этот процесс не новость для вузов развитых стран мира, а является неотъемлемой частью их деятельности.

Таким образом, социальная роль системы высшего образования сегодня уникальна, что выражается в коммерциализации новых идей в своей деятельности, внедрении научных результатов в практику. Одним словом, успех развития любой страны отражается в том, что результаты научной деятельности высших учебных заведений отражаются в виде новых технологий или технологических продуктов.

В этом отношении в мировом опыте сделано немало. Например, понятие «бизнес-университеты» разработал известный ученый Бертон Кларк (1928–2009) [6]. Согласно этой концепции, университеты смогут привлечь дополнительное финансирование для работы, повышения эффективности и качества образования. Концепция также может усилить инновационные методы обучения, улучшить его содержание и развить тесное сотрудничество с бизнес-сообществом, что усилит процесс коммерциализации разработок университетских ученых. [8]

В том же 2003 году была выдвинута концепция «Третьей» задачи университетов Швеции. По его словам, традиционными задачами вузов являются образовательная деятельность (появление новых предметов, разработка инновационных методов обучения) и научная деятельность (генерация новых знаний, переход от индивидуальных исследований к междисциплинарным групповым исследованиям). Патентование, лицензирование, создание новых малых инновационные компании и др.).

Возникает вопрос, что нужно сделать для развития инновационной деятельности в вузах нашей страны. Его ответ дан в «Национальной программе обучения» Республики Узбекистан, в первую очередь, необходимо развивать взаимосвязь «образование-наука-производство» [3]. Для этого нужно опираться на опыт лучших учебных заведений мира. В частности, необходимо создать систему «замкнутой цепочки», от образования, исследований до создания малых инновационных предприятий. В связи с этим перед университетами нашей страны встанет новая задача — не только подготовка кадров, но и подготовка кадров, генерирующих инновационные идеи. Потому что они создатели и исполнители производства. Поэтому в настоящее время университетам целесообразно адаптироваться к новой экономической ситуации и стать центрами производства. Существенные изменения в современном мире требуют превращения университетов в полноценные объекты новой экономики. В связи с этим важное значение имеет понятие «Тройная спираль». Концепция «Тройной спирали» акцентирует внимание на вопросах тесного взаимодействия вузов, бизнеса и власти.

Роль и влияние государства в развитии инновационной деятельности высшего образования будут значительными. На наш взгляд, одной из первых и наиболее значимых мер является создание нового сообщества университетов на национальном уровне. В современных классических университетах шансы адекватно удовлетворить потребности общества, государства и личности невелики. Поэтому пришло время развивать такие формы университетского сообщества, как фундаментальные университеты, исследовательские университеты.

Следующий шаг — укрепление сотрудничества между крупным бизнесом и университетами. Это потребует развития стимулов для бизнес-инноваций [1]. В конечном итоге ускорение создания малых инновационных компаний даст положительный эффект. Все это требует создания инновационной инфраструктуры в университетах, то есть формирования и развития центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и студенческих инновационных центров в каждом университете.

Несмотря на условия и возможности, созданные нашим государством для инновационной деятельности вузов, их инновационная деятельность не может считаться востребованной. Это можно увидеть в ряде случаев. Во-первых, объем образовательных услуг и работ, проводимых на базе инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, не в полной мере отвечает потребностям студентов в опережающем развитии рыночной экономики.

Во-вторых, недостаточны количество и состав результатов интеллектуальной деятельности в бюджетах вузов. Количество рабочих мест, создаваемых образовательными учреждениями через бизнес-ассоциации, инновационную инфраструктуру и хозяйственные контракты, невелико. Потенциал и количество студентов, старших научных сотрудников и профессоров, участвующих в экономических контрактах, не соответствуют сегодняшним требованиям.

В-третьих, качество и количество подготовленных, переподготовленных и инновационно ориентированных кадров для малого бизнеса по программам, разработанным в университете, не соответствуют динамике бурного экономического развития.

В-четвертых, количество профессоров, преподавателей и сотрудников вузов, прошедших подготовку и переподготовку по вопросам инновационного предпринимательства и трансфера технологий в ведущих университетах мира, не в полной мере соответствует требованиям университетских приоритетов в области международного сотрудничества.

В-пятых, объем высокотехнологичной продукции, создаваемой на базе инновационной инфраструктуры образовательного учреждения, не соответствует потребностям населения и бизнеса. Все это негативно сказывается на качестве образования в высшей школе. Эти побочные эффекты включают:

1) Университеты неразрывно связаны со своими клиентами, им необходимо понимать свои текущие и будущие потребности, удовлетворять свои потребности и выполнять свои желания в той степени, в которой они не ожидают, что требует инновационного подхода ко всем процессам. Неадекватная организация этого процесса приводит к нарушению качества обучения в соответствии с требованиями стандартов ISO;

2) Руководство вуза должно обеспечивать общие цели и направления инновационной деятельности в системе образования, уметь полноценно вовлекать сотрудников в реализацию инновационных задач вуза путем создания и поддержания оптимальной внутренней среды в университете. Сложившаяся ситуация приводит к неэффективному использованию возможностей инновационной деятельности для обеспечения качества образования;

3) студенты, профессора и сотрудники составляют основу вуза, а их полная вовлеченность в инновационную деятельность открывает возможности для эффективного использования их потенциала в интересах вуза. Большое количество неиспользованных возможностей и невнимание к ним ведут к снижению качества;

4) взаимовыгодные отношения между поставщиками и организациями увеличивают возможности обеих сторон. Однако неразвитость взаимоотношений отрицательно сказывается на качестве образования.

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, на каждом уровне высшего образования следует выделить следующее как неотъемлемую часть инновационной политики.

Необходимо создание в вузах научных парков, центров карьеры и т. д, Создание Департамента инновационной политики и организации инновационной деятельности. Также необходимо создание центра трансфера технологий, создание новых инновационно-ориентированных структур (Школа инновационного бизнеса, Высшая школа менеджмента и инноваций). Необходимо будет включить в устав вуза Положение об инновационной деятельности и определить ответственность за инновационную деятельность на каждом факультете.

Словом, в каждом вузе целесообразно создавать инфраструктуру для инновационной деятельности.

Для этого необходимо реализовать следующие меры:

– Создание и развитие инновационных бизнес-инкубаторов (выбор, формирование и развитие). Для размещения в бизнес-инкубаторах необходимо разработать не менее 5–10 инновационных проектов в каждом университете и создать не менее 2–5 инновационных предприятий;

– Создание единой координационной системы выявления, учета, правовой защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности;

– Создание системы трансфера технологий в каждом университете и ее функционирование. -Создание и функционирование системы малых инновационных компаний в каждом университете;

– Создание центра высоких технологий с вовлечением в него всех студентов и преподавателей.

Решения Кабинета Министров о переподготовке и повышении квалификации учителей положительно сказываются на качестве высшего образования. [4]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в современных вузах функции образования и исследования по-прежнему выполняются как основная функция. Однако университеты имеют дополнительные предпринимательские функции, которые увеличивают их способность ускорять экономическое развитие. [7]

Таким образом, эффективность и успешность инновационной деятельности определяется тем, насколько новые традиции принимаются руководством и коллективом вуза и готовы их внедрять.

Модели инновационной деятельности могут быть разными для разных вузов. Следует отметить, что наши предложения носят рекомендательный характер и требуют доработки как теоретически, так и практически.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан, 2015.
  2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т, 1997.
  3. «Национальная программа обучения» Республики Узбекистан. Т, 1997.
  4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. 26 сентября 2012 г. № 278.
  5. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. — М., 2010
  6. Ильина И. А. Обеспечение качества образовательного процесса в ВУЗе. — Москва, “Экономика” 2014. Стр. — 160–162
  7. Ишмуҳамедов Р., Юлдашев М. Инновационные методы в образовании и воспитании — Ташкент, Изд. Ниҳол, 2013. — 268 стр.
  8. Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании. — М.: Академия, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, высшее образование, качество образования, университет, инновационная инфраструктура, система образования, Узбекистан, инновационная политика, интеллектуальная деятельность, научная деятельность.


Ключевые слова

качество образования, образование, предпринимательство, система образования, исследования, инновации в образовании, образовательные модели, образовательные концепции

Похожие статьи

Инновационное развитие вузов в Республике Узбекистан

инновационное развитие, инновационная экономика, Узбекистан, высшее образование, высшее учебное заведение, инновационная стратегия, мировой рынок, образовательный процесс, системное значение, учебный процесс.

Основные направления инновационной деятельности...

Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития. Функции, которые выполняют инновации в рамках развития экономики и общества являются многочисленными; невозможно охватить весь их спектр, можно выделить только...

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы; национальная инновационная система. В условиях перехода России на инновационный тип развития одной из основных проблем является нехватка, а в...

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

Узбекистан, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная система, инновационная экономика, инновационная продукция...

Основные тенденции инновационной экономики Республики...

Поэтому, инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - это тип экономики, который основан на развитии инноваций, техническом и технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с весьма...

Инновационная деятельность преподавателя вуза

Инновационная деятельность — это совокупность практических действий по обновлению продукции или услуг, организации инновационного обучения, инновационного научно-исследовательского производства, включая обоснование создания (разработки) и...

Развитие инновационной деятельности на промышленных...

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана.

Узбекистан, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная система, инновационная экономика...

Инновационная экономика и профессиональное образование

инновационная экономика, профессиональное образование, инновационная деятельность, сфера образования, технология обучения, активная позиция, высокий уровень, инновационная образовательная...

вузовская наука, высшее образование, вуз, инновационная...

Для ее поддержания необходимо, чтобы научно-инновационная деятельность

При реализации поставленной задачи интеграции российского высшего образования и науки

Рис. 1 Инновационная инфраструктура высшего учебного заведения с включением элемента...

Похожие статьи

Инновационное развитие вузов в Республике Узбекистан

инновационное развитие, инновационная экономика, Узбекистан, высшее образование, высшее учебное заведение, инновационная стратегия, мировой рынок, образовательный процесс, системное значение, учебный процесс.

Основные направления инновационной деятельности...

Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития. Функции, которые выполняют инновации в рамках развития экономики и общества являются многочисленными; невозможно охватить весь их спектр, можно выделить только...

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы; национальная инновационная система. В условиях перехода России на инновационный тип развития одной из основных проблем является нехватка, а в...

Основные направления инновационного развития экономики...

высоким уровнем развития образования и науки; − высоким и конкурентоспособным качеством жизни

Узбекистан, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная система, инновационная экономика, инновационная продукция...

Основные тенденции инновационной экономики Республики...

Поэтому, инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - это тип экономики, который основан на развитии инноваций, техническом и технологическом совершенствовании, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с весьма...

Инновационная деятельность преподавателя вуза

Инновационная деятельность — это совокупность практических действий по обновлению продукции или услуг, организации инновационного обучения, инновационного научно-исследовательского производства, включая обоснование создания (разработки) и...

Развитие инновационной деятельности на промышленных...

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана.

Узбекистан, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная система, инновационная экономика...

Инновационная экономика и профессиональное образование

инновационная экономика, профессиональное образование, инновационная деятельность, сфера образования, технология обучения, активная позиция, высокий уровень, инновационная образовательная...

вузовская наука, высшее образование, вуз, инновационная...

Для ее поддержания необходимо, чтобы научно-инновационная деятельность

При реализации поставленной задачи интеграции российского высшего образования и науки

Рис. 1 Инновационная инфраструктура высшего учебного заведения с включением элемента...

Задать вопрос