Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 4649 раз

Библиографическое описание:

Петриков, П. А. Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения / П. А. Петриков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4313/ (дата обращения: 21.12.2024).



Компьютер достаточно давно и плотно вошел в жизнь современного человека, компьютерная игра стала неотъемлемой частью мира ребенка, а зачастую и взрослого. Споры о вреде и пользе ходят годами, разбив общество на два лагеря. Одни утверждают, что игры несут исключительный вред, другие — что пользу. Причем вред и польза достаточно часто рассматриваются в одних и тех же аспектах жизни: эмоциональном, психологическом, социальном, аспекте с точки зрения здоровья человека.

В своей статье я попытаюсь ответить на вопрос «Вред или пользу несут компьютерные игры?», насколько можно погружаться в виртуальный мир без негативных последствий и стоит ли это делать. Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра — самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни». [1, c. 5]. Действительно, игра — это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет — так и будет жить». Насколько ребенок самостоятелен в игре? Получается ли у него достигать поставленных целей? Получается ли взаимодействовать в командных условиях, или ребенку проще индивидуально решать поставленные задачи? Прослеживается ли творческая натура и не стандартные решения? Наблюдая за игрой можно многое узнать о ребенке и вовремя откорректировать. Во времена Фридриха Фребел не было компьютерных игр, но понятия и идеологический смысл сохраняется в отношении современности.

Интерес ученых к компьютерным играм чаще всего обусловлен тем, что игровой опыт способен влиять на психику активных игроков. Известно множество теорий, описывающих механизмы подобного воздействия, однако далеко не все можно проверить эмпирически.

Дискуссии и противоречивый характер о психологических последствиях компьютерных игр свидетельствуют о том, что даже в случае экспериментальной проверки данного вопроса перед исследователями встает проблема интерпретации полученных данных. На результатах сказываются рамки определенной теоретической методологии, а так же установки со стороны научного сообщества, исследователя или социума. [2]

Возникает идея, что компьютерные игры мало влияют на психику игроков как положительно, так и негативно. Или, что более вероятно, это воздействие не является непосредственным, и определяется не только и не столько самой игрой, сколько психологическими особенностями, мотивационной и смысловой сферой самих игроков, их повседневным окружением.

Большинство экспериментальных исследований влияния компьютерных игр на психику игроков недооценивают роль внутренних факторов, таких как мотивация игры, значение игрового опыта для игрока, психофизиологические особенности. Реализация подобного подхода на практике усложняется трудностью диагностики мотивации игроков, а также недостаточной разработанностью психологических моделей компьютерных игр разных жанров и типов.

Клинический психолог, писатель и телеведущий Михаил Хорс рассказал на Pravda.ru о негативном влиянии компьютерных игр на детскую психику. Специалист отметил, что сейчас появляется все больше компьютерных игр, где присутствуют сцены насилия. «Поскольку сцены кровавого насилия становятся в играх все более реалистичными, у ребенка возникает ощущение, что это нормально» — Это может сильно повлиять на эмпатию. Если же ребенок склонен к травматическому переживанию какого-то своего опыта, то сцены насилия могут привести к бессоннице, стрессу, отметил Хорс.

Психолог добавил, что лучшая борьба с зависимостями — это профилактика, то есть недопущение зависимости, а значит, очень дозированное применение гаджета. Необходимо, чтобы ребенок понимал: игра без перерывов — это не норма. [3]

В свою очередь детский психолог Варвара Никифорова добавила, что компьютерные игры, в которых много напряженности и жестокости, могут покалечить психику детей.

Ученые из Венского университета провели исследование, в ходе которого установили, что компьютерные игры жестокого содержания не снижают уровень эмпатии. Эксперимент проводился нейробиологами и длился несколько недель (результаты были опубликованы в январе 2024 г). [4]

Современные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования позволяют более точно определять причинно-следственные связи между компьютерной игрой и психическими особенностями геймеров, однако, интерпретация результатов исследований по-прежнему в значительной степени определяется методологическими установками и теоретическими предположениями автор исследований. Это необходимо учитывать не только при проведении дальнейших исследований, но и при популяризации киберпсихологических знаний в обществе.

Компьютерные игры в настоящее время популярное развлечение, начиная с дошкольного возраста и заканчивая взрослыми людьми. Мужчины часто играют в World of Tanks.

Очевидные плюсы:

1. Досуг, спокойный отдых

Получая удовлетворение от процесса игры, повышается значимость индивида в своих глазах и в глазах окружающих, которые интересуются видео играми. Имеющиеся онлайн достижения являются предметом гордости. В условиях современности можно насладиться прекрасными видео — эффектами, получить свою дозу «гормонов счастья». Но тут стоит отметить, что игрой нельзя заменить прогулку и сон.

2. Бесплатное обучение

Есть игры, которые не требуют значительных финансовых вложений, однако отлично обучают ребенка логике, таблице умножению, творчеству и многому другому.

3. Развитие

Во многих играх (вне зависимости от жанра) присутствуют различного вида загадки и головоломки, которые тренируют внимание и сообразительность человека, и в связи с этим, оказывают положительное влияние.

4. Друзья

В минуты пассивного отдыха в любой момент можно пригласить своего друга или знакомого присоединиться к игре, тем самым удовлетворив свою потребность в общении без физических затрат. Так же в онлайн режиме появляются новые контакты, которые потом можно перенести в жизнь.

5. Общение

Почти во всех онлайн играх существует несколько серверов, которые поделены на регионы и названия. Зачастую многие игроки встречаются с иностранными игроками, с которыми общение гораздо интереснее. Общаться можно абсолютно на любые темы.

У любой медали две стороны и я хотел бы перейти к очевидным минусам:

1. Зависимость

После очередного чувства эйфории, игрок садится за компьютер все чаще, в надежде испытать это чувство снова, от этого и вырабатывается зависимость к компьютерным играм.

2. Время

Компьютерные игры, как и любой другой вид деятельности, у увлеченного человека занимают достаточно много времени. Тут нужно соблюдать баланс между сферами жизни, чтобы жизнь не превратилась в «онлайн».

3. Цена

Хорошие оригинальные игры требуют финансовых вложений, начиная от стоимости самой игры и заканчивая актуальным ПК.

4. Здоровье

Продолжительное время сидения у монитора, при несоблюдении правил осторожности от офтальмологов и иных врачей, негативно влияет на зрение, физическое развитие.

5. Личная жизнь

Не все принимают выбор человека долгое время проводить в онлайн мире, поэтому эта сторона требует особого внимания.

В заключении хотел бы отметить ряд логических правил, которые помогут обратить игровую деятельность в исключительное благо:

  1. Соблюдайте баланс в жизни между игрой и другими сферами. Всегда стоить помнить о своем развитии как полноценной личности.
  2. Приобретая ПК для игр необходимо провести сравнительный анализ конкурентов продукции, чтобы приобрести оптимально необходимый вариант, не переплатив и получив лучшее качество.
  3. Соблюдайте правила от офтальмологов для сохранения своего зрения, правила врачей для сохранения своего здоровья, занимайтесь спортом.
  4. Уделяйте время родным и близким, не заменяйте полностью офлайн общение на онлайн.
  5. Выбирайте игры по возрасту и «по себе». Если вы впечатлительный человек, который плохо спит и не переносит агрессии, выбирайте спокойные игры с головоломками, шахматы, шашки, стратегии. Не стоит маленькому ребенку показывать сцены насилия, оружия и прочего, на таких играх стоит возрастной ценз, который стоит соблюдать.

В своем выводе хотел бы отметить, что если соблюдать меру и правила разумности, описанные выше, игры прекрасный способ скрасить свой досуг, обучиться и провести время с пользой.

Литература:

  1. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — 2024: Гриф УМО ВО,. — 224 c. — Текст: непосредственный.
  2. Богачева, Н. В. Проблема установления причинно-следственных связей в киберпсихологии в контексте психологических особенностей игроков в компьютерные игры / Н. В. Богачева. — Текст: электронный // cyberpsy.ru: [сайт]. — URL: https://cyberpsy.ru/articles/psihologicheskie-osobennosti-igrokov-kompyuternye-igry/ (дата обращения: 15.03.2024).
  3. Бекетов, А. Психолог Хорс: безопасное время за гаджетом / А. Бекетов. — Текст: электронный // https://www.pravda.ru/health/1965975-psihologiya/: [сайт]. — URL: (дата обращения: 15.03.2024).
  4. Рамблер Ученые выяснили, влияют ли жестокие видеоигры на уровень эмпатии / Рамблер. — Текст: электронный // news.rambler.ru: [сайт]. — URL: https://news.rambler.ru/games/52111425-uchenye-vyyasnili-vliyayut-li-zhestokie-videoigry-na-uroven-empatii/ (дата обращения: 15.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный контент, учебный курс, учащийся, учебный материал, текст, электронный учебный контент, удовлетворенность учащихся, электронное обучение, практическая деятельность, электронная среда обучения.


Задать вопрос