Методическая система подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 1002 раза

Библиографическое описание:

Баландина, И. В. Методическая система подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации / И. В. Баландина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3484/ (дата обращения: 16.12.2024).

Под воздействием информационных технологий обучения традиционный принцип наглядности подвергся значительной трансформации. Наглядность, обеспечиваемая компьютером, позволяет говорить о новом инструменте – компьютерной визуализации, под которой понимается процесс перевода вербально-логической информации в наглядно-образную форму с помощью ИКТ.

Анализ литературы показал, что у учителей в процессе подготовки и применения наглядности, созданной с использованием технологий компьютерной визуализации возникает ряд проблем:

1. Техника (интерактивные доски, проекторы и т.д.), которая поступила и поступает в школы, не используется на должном уровне.

2. Недостаточность методического материала для «загрузки» новой техники.

Это, в первую очередь, связано с недостаточным уровнем подготовки учительского состава к применению технологий компьютерной визуализации.

3. Большое количество информационных программных и технических средств для использования технологии компьютерной визуализации. Учителю сложно сориентироваться в выборе необходимых ему средств для использования в учебном процессе.

4. Проблема отсутствия полного комплекта наглядности для охвата всех изучаемых тем, в рамках одной дисциплины. Учителю приходится осуществлять конструирование своего курса, используя наглядные материалы, созданные разными авторами.

Анализ вышеперечисленных проблем, а также анкетирование учителей школ города Шадринска и Шадринского района позволили сделать вывод, о необходимости разработки модели подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации в учебном процессе.

На основании идей, изложенных в работах А.М. Пышкало [], Л.И. Долинера [] под методической системой подготовки (МСП) будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации, мы будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целевого, содержательного, контрольно-регулировочного, оценочно-результативного и введенного нами дополнительно компонента - профессионально-технологического. При этом содержание компонентов методической системы будет включать в себя:

  • целевой, в котором обозначаются общие цели подготовки будущих учителей информатики, а также перечни конкретных знаний и умений, подлежащих формированию в процессе обучения;

  • содержательный – строится на основе ГОС ВПО и модели методической системы подготовки будущих учителей информатики;

  • профессионально-технологический включает технологии, подлежащие усвоению в соответствии с необходимостью применения их в будущей профессиональной деятельности;

  • контрольно-регулировочный обеспечивает мониторинг в процессе подготовки учителей информатики посредством текущего контроля различных видов, а именно анализом выполненных тестов и лабораторных занятий, что позволяет преподавателю оперативно вносить коррективы в процесс подготовки;

  • оценочно-результативный включает параметры сформированности знаний и умений будущих учителей информатики, методы их измерения, а также устанавливаемые критерии сформированности.

Рассмотрим вышеперечисленные компоненты более подробно.

В рамках целевого компонента нами определены промежуточные и конечные цели обучения будущих учителей информатики применению технологий компьютерной визуализации. Основными компонентами компьютерной визуализации являются технологии ее создания и методика применения, следовательно, овладение ими на соответствующем уровне, а также приобретение теоретических знаний и практических умений по применению данных компонентов в будущей профессии является основной целью подготовки будущих учителей информатики в области применения технологий компьютерной визуализации. Становление учителя информатики будет достигаться при изучении последовательности конкретных дисциплин. При этом общая цель МСП может быть представлена в виде совокупности целей изучения отдельных дисциплин. Цели, стоящие перед конкретными дисциплинами, в свою очередь, определяются на основании государственного стандарта, исходя из обязательности их достижения при подготовке будущих учителей информатики.

Таким образом, цели и задачи, стоящие при изучении конкретной дисциплины для будущего учителя информатики, могут быть описаны следующим образом:

    Подготовка будущего педагога в рамках дисциплин: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», и «Теория и методика преподавания информатики».

Цели:

  1. Сформировать знания о технологиях компьютерной визуализации учебной информации.

  2. Сформировать знания о методике применения наглядных материалов, созданных с помощью технологий компьютерной визуализации.

  3. Сформировать умения создания наглядных материалов средствами с помощью технологий компьютерной визуализации, методически грамотно составлять конспекты лекционных и практических занятий.

Задачи:

  1. Знакомство с различными технологиями компьютерной визуализации.

  2. Получение знаний по теории компьютерной визуализации.

  3. Приобретение умений разработки наглядных учебных материалов с помощью технологий компьютерной визуализации.

  4. Приобретение умений методически грамотно составлять конспекты лекционных и практических занятий.

  5. Использование знаний и умений в профессиональной деятельности.

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные понятия технологий компьютерной визуализации;

  • популярные технологии компьютерной визуализации;

  • основные возможности технологий компьютерной визуализации;

  • основные этапы проектирования, создания, редактирования, оформления, наглядных материалов с помощью технологий компьютерной визуализации;

  • дидактические требования, предъявляемые к наглядным учебным материалам, созданным с помощью технологий компьютерной визуализации;

  • основные технологии предъявления созданных наглядных материалов;

  • методику применения наглядных средств, созданных с помощью технологий компьютерной визуализации;

    уметь:

  • создавать интерактивные мультимедийные презентации;

  • разрабатывать видеоуроки и видеофильмы;

  • редактировать, создавать объекты статической графики, в том числе и трехмерной;

  • создавать gif и flash – анимацию, в том числе и с интерактивными возможностями;

  • создавать на основе изученных технологий гипермедиа-продукт;

  • объяснить учащимся основные понятия технологий компьютерной визуализации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

  • эффективного применения наглядных материалов, созданных с помощью технологий компьютерной визуализации в профессиональной деятельности;

  • последующего применения и работы с изученными технологиями компьютерной визуализации;

  • визуализации дидактического материала, связанного с учебным процессом с помощью современных средств ИКТ;

  • эффективной организации учебного процесса.

Сформировать перечисленные выше знания и умения и выполнить заявленные задачи является основной задачей изучения технологий компьютерной визуализации при подготовке будущего учителя информатики.

В соответствии с целевым компонентом – целями и задачами подготовки строится ее содержательный компонент.

Основной задачей данного компонента является формирование содержания обучения технологиям компьютерной визуализации и его отражение в учебной программе – основном документе, направляющем всю последующую деятельность по отбору учебного материала, разработке методики преподавания, выбору методов и организационных форм обучения.

В учебный процесс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» при подготовке будущих учителей к применению технологии компьютерной визуализации для создания учебной наглядности, внедрен учебно-методический комплекс, включающий содержательный компонент МСП.

Для формирования предусмотренных содержательным компонентом знаний и умений а также для достижения поставленных целей нами был выделен дополнительный профессионально-технологический компонент.

Профессионально технологический компонент МСП включал в себя технологии компьютерной визуализации (презентация, статическая 2D и 3D графика, gif, flash и 3D-анимация, видеоурок, видеомонтаж, гипермедиа), аппаратно-технические и программные средства необходимые обучаемым в будущей профессиональной деятельности.

В процессе подготовки использовалось следующее программное обеспечение:

Растровые графические редакторы:Adobe Photoshop, Gimp;

Векторные графические редакторы: CorelDraw, Adobe Illustrator, OpenOffice.org Draw;

Программы трехмерного моделирования: 3D Max;

Программы для создания анимированных изображений: Adobe Image Ready, Gimp, Gif-аниматор;

Flash-редакторы: Macromedia Flash, Alligator Flash Designer;

Программные продукты для создания презентаций: Microsoft PowerPoint, OpenOffice.org Impress;

Программные продукты в области создания видеоуроков: Desktop Activity Recorder, Camtasia Studio;

Программные продукты для работы с видео, звуком: Windows Move Maker, Adobe Premier Pro, Maya, Virtual Dub.

Выбор перечисленных программных систем осуществлялся из соображений их распространенности и доступности, удобства интерфейса (в частности, наличия русскоязычных версий), возможностей неспециализированной компьютерной техники, наличие полного функционала, открытости системы, сложности и уровня освоения.

Следующий компонент МСП будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации – контрольно-регулировочный, включающий контроль сформированности знаний и умений.

Контроль усвоения теоретической составляющей подготовки осуществлялся посредством тестирования. Текущий контроль сформированности умений проводился в процессе защиты (представления) отчетов по лабораторным работам.

Исходя из того, что целью подготовки является формирование профессионально значимых умений, связанных с применением компьютерной техники и информационных технологий, в качестве основных форм обучения были выбраны аудиторные лабораторные занятия и семинары, а также самостоятельная работа студентов.

Результаты выполнения каждой лабораторной работы предоставляются преподавателю для оценивания. Во второй части практических занятий студенты выбирают тему проекта (список предложен преподавателем или обучаемыми) и на основе полученных в первой части практических умений, реализуют его. Основная задача любого проекта состоит в разработке наглядного материала с помощью технологий компьютерной визуализации, а также описание методики его применения.

Показателем сформирования знаний и умений у будущих учителей информатики в области применения возможностей компьютерной визуализации для разработки наглядного учебного материала являются итоги поэлементного и пооперационного анализа выполненных проектов, который проводится пятью независимыми экспертами. Для экспертизы предложены элементы, которые отражают требования к наглядным материалам, разработанным с помощью технологий компьютерной визуализации, например:

Графический ряд;

Звуковое сопровождение;

Наличие интерактивного элемента;

Соответствие наглядного материала эргономическим требованиям;

Описание методики проведения учебного занятия;

и т. д.

Для оценивания учебных проектов привлекаются независимые эксперты. Как правило, это были преподаватели, имеющие стаж работы и опыт преподавания данных дисциплин. Каждый эксперт оценивал проект по предлагаемым элементам по следующей школе:

0 – элемент в проекте отсутствует,

1 – элемент в проекте слабо выражен,

2 – элемент в проекте присутствует в полной мере.

Такой подход позволяет более детально и объективно подойти к оценке элементов в учебном проекте.

На основании статистической обработки данных экспертизы проектов производилось заключение об уровне знаний и умений в вопросах профессионального использования технологий компьютерной визуализации в профессиональной деятельности.

Предложенная методическая система успешно внедрена в учебный процесс ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» для студентов, обучающихся по специальностям 050201 – «Математика с дополнительной специальностью «Информатика», 050203 – «Физика с дополнительной специальностью «Информатика», 050708 – «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика», 050202 – «Информатика».


Литература:

  1. Долинер, Л. И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты : монография. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 221 с.

  2. Пышкало, А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Автор. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. ст. док. пед. наук. / А. М. Пышкало. – М. : 1975. – 39 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная визуализация, будущий учитель информатики, помощь технологий, учебный процесс, дополнительная специальность, профессиональная деятельность, умение, наглядный материал, целевой компонент, Шадринский государственный педагогический институт.


Похожие статьи

Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Повышение эффективности самостоятельных работ по информатике посредством технологий эвристического обучения

Проектирование учебных занятий по геометрии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Проектирование инновационных компьютерных технологий для подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах

Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе

Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения

Алгоритмический метод обучения математике с использованием новых информационных технологий в среднем специальном учебном заведении

Применение LabView при реализации виртуальных измерительных устройств, для обучения студентов дисциплине «Основы метрологии»

Методические основы организации внедрения системы оценки и развития персонала

Похожие статьи

Принципы моделирования методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Повышение эффективности самостоятельных работ по информатике посредством технологий эвристического обучения

Проектирование учебных занятий по геометрии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Проектирование инновационных компьютерных технологий для подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах

Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе

Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения

Алгоритмический метод обучения математике с использованием новых информационных технологий в среднем специальном учебном заведении

Применение LabView при реализации виртуальных измерительных устройств, для обучения студентов дисциплине «Основы метрологии»

Методические основы организации внедрения системы оценки и развития персонала

Задать вопрос