Библиографическое описание:

Ерматов С. М., Хажиева М. С. Методы религиозно-нравственного самосовершенствования в суфизме как пути мистического познания «истины» // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 207-208.

Несмотря на многочисленность трудов, описывающих специфику исламского мистицизма в социальном, культурном и философском русле, все же за пределами изучения остается природа мистических переживаний, которая является основной суфийской теории и практики. Сущность исламского мистицизма, таким образом, исследована еще явно недостаточно, вследствие чего существуют большие резервы в изучения этой многоаспектной проблемы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: уточнить теоретико-методологические основы анализа природы и происхождения исламского мистицизма; изучить воздействие психотехнических практик и нравственно-этических установок на сознание мистика в процессе реализации мистической трансформации личности; раскрыть сущность онтологии и гносеологии мистической философии суфиев; реконструировать понимание историко-культурных реалий институализации исламского мистицизма и выявить особенности взаимодействия наставника и ученика на пути мистического самосовершенствования; показать эволюцию философских идей и психологических практик в суфизме.

Мистиками ислама была сформирована психосистема под названием "стоянок" и "состояний", состоящая из методов и приёмов, посредством которых суфии достигали "надличностных" изменений сознания. В целом всю систему фазовых изменений сознания можно разделить на три этапа, согласно достигаемой в них цели: предмистический, непосредственно мистический и пост-мистический этапы. Предмистический этап подразумевает нравственно-этическое совершенствование, отрешение от материальных ценностей, в результате которого сознание освобождается от обыденных штампов и стереотипов мышления, готовясь к встрече с более глубокими слоями коллективного бессознательного или, иначе говоря, с "иной", "запредельной" реальностью. Непосредственно мистический этап характеризуется мистическим переживанием "смерти", "утопания", "гибели" "Эго" в "единении" подлинного "Я" с трансцендентной реальностью. В постмистическом этапе происходит "разделение", возвращение сознания индивида к обыденному состоянию.

Становление суфийских братств в социуме подразделяется на три последовательные стадии: а) формирование вокруг мудреца-аскета кружка единомышленников; б) появление субординации учитель-ученик, организация института суфийских братств с уставом, регламентирующим основы общежития с особым сводом правил поведения и традицией сакральной инициации в орден; в) закрепление в суфизме культа святых с ритуалом посещения мест их погребения. Механизм взаимоотношений наставника и ученика определяется в суфийском ордене через "явную" и "сакральную" этику. Последняя подразумевает "очищение" личностного "пространства" индивида для мистического "единения" духа между наставником и учеником в явлении естественного мистицизма, и далее мистического "единения" души неофита с трансцендентной реальностью.

В Средней Азии прослеживаются тенденции к проявлению двух типов последователей мистицизма: а) непосредственно находящихся на пути тасаввуфа, в стремлении постичь "истину" и б) тех, кто не в состоянии осмыслить мистический путь, но при этом признают за наставниками и шейхами степень святости и почитают их духовную просветлённость. Люди, не погружаясь в изучение существующих основ мистицизма, поклоняются святым, популяризируя образ псевдосуфизма. Казалось бы, появляется опасность превращения масс верующих в пассивную и асоциальную структуру, что может повлечь негативные последствия для развития региона и страны в целом. Однако суфизм, будучи повернут к внутреннему существу человека, являясь индивидуальной психотехнической практикой достижения высокого духовного уровня развития, гипотетически может создать "идейно-смысловое ядро" в системе мировоззрения современного человека, которое в состоянии вывести отдельную личность из кризиса духовной культуры.

Суфии полагали, что в результате мистической трансформации, личность человека обретает толику божественного совершенства становясь совершенным человеком "инсан ал-камил". Он должен был принять водительство в тасаввуфе, стать шейхом - наставником являясь носителем истины Мухаммада (хакика Мухаммадийа), светом Мухаммада (нур Мухаммадийа), зачастую становясь еще и духовным, а иногда и политическим лидером.

Герменевтика классической суфийской философии сохранила свою самобытность и в новой формации исламского мистицизма. Для неосуфиев, которые трактуют себя в космополитичной и секулярной тенденции восприятие Божественного остается по-прежнему консервативным: Бог -возлюбленный, мистик - влюбленный. С точки зрения неосуфиев Бог является наивысшим существом, проявляющим себя как Милосердие и Милость. Он альфа и омега бытия и небытия, он есть герметический круг замыкающийся на самом себе. Таким образом, каким бы ни было проявление мистицизма универсальной для всех мистиков останется заветная мечта о "совершенстве", "святости ", возможности приблизиться к тому, кто мыслится не иначе как Абсолют, стремясь к которому люди одаренные мистическим вдохновением, во все времена будут жертвовать своим "Эго".

Рассматривая суфийские представления о возможности познания истины можно сделать вывод о том, что суфии основное внимание уделяли не вопросам онтологии, а возможностям и пределам знания, путям и методам его реализации. Косности разума, бессильного в постижении истины, в суфизме противопоставляется раскрепощающая сила интуиции. Как писал ал-Газали, «интуитивное знание иногда идет от Божественного света, находящегося в сердце». Таким образом, мистическая интуиция ориентирована исключительно на «вглядывание в себя», т.е. на самоанализ, самонаблюдение.

Центральное место в теории познания суфизма занимает человек и его назначение на пути познания, которое, по сути, есть познание Абсолютной Истины. Но, так как человек по своей сущности содержит в себе нечто Божественное, т.е. хотя принадлежит природе, но душа его есть частица Абсолютной Души, то основная его задача заключается в познании природы своей души.


Литература:

  1. Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М., 1938
  2. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. -М., 1993
  3. Сборник суфийской поэзии. М.: "ЭКСМО-Пресс", 2002
  4. Талиб Мирза. Сурьма для глаз / Философские аспекты суфизма. М.: "Наука", 1987.
Основные термины: исламского мистицизма, специфику исламского мистицизма, Сущность исламского мистицизма, институализации исламского мистицизма, происхождения исламского мистицизма, формации исламского мистицизма, пути мистического, явлении естественного мистицизма, трансцендентной реальностью, типов последователей мистицизма, существующих основ мистицизма, пути мистического познания, проявление мистицизма универсальной, мистической трансформации, суфийских братств, изменений сознания, пути мистического самосовершенствования, Становление суфийских братств, мистической трансформации личности, суфизме культа святых

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle