Автор: Ерматов Санжарбек Матназарович

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Ерматов С. М. Суфизм Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. 38

Суфизм оказал большое влияние на арабо-мусульманскую философскую мысль, особенно в период позднего Средневековья, равно как и на культуру в целом. Большую известность суфийские идеи получили благодаря творчеству таких поэтов и мыслителей как Фаридиддин Аттар, Джалаладдин Румий, Бедил, Наваи, Мунис. «Цель, которую ставили перед собой и к которой шли всю жизнь мусульманские мистики, суфии – это духовное, интуитивное, непосредственное познание Божества. Этому религиозному идеалу были подчинены все их помыслы» [6,с.5]

Востоковеды и исламоведы внесли большой вклад в изучение суфизма. Значительное внимание исследованию общих проблем суфизма, формирования и эволюции его идейных основ и ритуальных особенностей, воздействия на духовную и социокультурную жизнь народов уделено в работах отечественных и зарубежных ученых: М.А. Абдуллаева, И.Хаккулова, Н.Камилова, Е.Э. Бертельса, В.X. Акаева, Т.К. Ибрагима, А.А. Игнатенко, Г.М. Керимова, А.В. Крымина, А.Д. Кныша, К. Мамадова, В.В. Орлова, Ю.Г. Петраша, И.П. Петрушевского, А.В. Смирнова, М.Т. Степанянц, Е.А. Фроловой, И.М. Фильштинского, А.А. Хисматулина и др. В работах крупного востоковеда Е.Э.Бертельса, как "Суфизм и суфийская литература", "Очерки истории персидской литературы", "Джами – жизнь, эпоха, творчество" и других нашли значительное освещение вопросы истории и теории суфийского учения.

Вместе с тем, надо отметить, что тема суфизма в системе культуры народов Средней Азии продолжает оставаться малоизученной в историко-философском и культурологическом ракурсах. Недостаточно раскрыты идейные основания этого сложного мозаичного феномена мусульманской культуры, оказывающего влияние на этнокультурные особенности региона. Должной историко-философской и культурологической интерпретации не подверглись арабо-графические тексты местных авторов, отражающие суфийское учение. Слабо раскрыты причины появления и распространения в данном регионе тариката накшбандийа как основополагающего мистико-философского направления суфизма, трансформировавшегося в региональных социокультурных условиях. Предстоит достаточно выявить эволюционный путь учения суфизма в Средней Азии, его идейно-философские и ритуально-практические изменения, а также степень воздействия на мировоззрение мусульманского населения. Необходимо раскрыть:

- религиозно-философское содержание местных арабо-графических текстов, отражающих учение накшбандийа;

- особенности сегментации тариката кадирийа в Средней Азиие и эволюционные изменения идей и культовой практики суфийских братств;

- уточнить особенности и пути развития средневековой арабо-мусульманской философской мысли, заложившей основы суфизма, его философии и концепции познания;

- определить степень зависимости исламского мистицизма и его теории от философских мировоззренческих систем других религий;

- проанализировать сущность основных гносеологических идей, цели, способы и методы познания в суфизме;

- осуществить теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа.

Составной частью культуры суфизма в Средней Азии являются арабо-графические тексты, отражающие его идейные, догматические положения, оказывающие влияние на формирование нравственных ценностей и мировоззренческих установок. Суфийские персоналии (шейхи и устазы) их образы жизни, учения, несмотря на более чем многовековую давность, прочно сохраняются в духовной культуре народов. Их имена, духовно-нравственные высказывания часто воспроизводятся в религиозном дискурсе, ритуалах и песнопениях (назмах). Их деяния и места захоронений - зиярты окутаны мистической таинственностью. Учения шейхов и устазов занимают важное место в религиозном мировоззрении народов Средней Азии.

Теоретико-методологическую основу наших исследований составляют историко-философские методы, раскрывающие развитие культуры и общественной мысли. Важная роль при этом отводится принципу преемственности культур, в том числе и религиозной.

Выявление эволюции идеологии и практики суфизма в Средней Азии XIX веке в рамках историко-философского дискурса имеет познавательное и культурное значение для народов региона, придерживающихся традиционных мусульманских ценностей. Осуществленный анализ позволяет установить широкую взаимосвязь социально-культурных предпосылок и особенностей религиозно-политической и духовно-культурной ситуации, складывающейся в условиях завоевательной политики царизма, что расширяет исследовательский горизонт изучения особенностей суфизма в регионе. Результаты исследования позволяют понять историю становления суфизма в регионе, его идейные основания, а также особенности деятельности суфийских братств в современных условиях, что очень важно для практических целей - использования возможностей традиционного ислама в организации противодействия радикалистским и экстремистским установкам и практике.

Анализ научной литературы по суфизму показывает не только широту спектра изучаемых проблем, но и всю сложность самого объекта исследования. О суфизме как мистико-аскетическом учении написано много трудов, которые составляют отдельную отрасль исламоведения со своей традицией и методологией. Классифицируя их в соответствии с целями и задачами нашего исследования, необходимо отметить, что часть из них посвящена суфизму в целом , в то время как в остальных работах рассматриваются те или иные специфические аспекты философии суфизма, в том числе и проблемы суфизма Средней Азии в историко-философском и культурологическом ракурсах, но работ, всецело посвященных этой проблеме на узбекском языке практически нет.

Научно-практическое значение наших исследований состоит в том, что поставленные вопросы могут послужить дальнейшему развитию теоретических проблем суфизма, будут способствовать лучшему пониманию внутренней логики становления философских традиций суфизма в рамках исламской мировоззренческой системы.


Литература:

  1. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М.: Вост. лит., 2004.
  2. Семенов А. Бухарский шейх Баха-уд-Дин // Суфии: Собрание притч и афоризмов. М., 2002.

  3. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987

  4. Суфизм в контексте мусульманской культуры. Сб. статей. М., 1989
  5. Суфизм с точки зрения современной психопатологии. Самарканд, 1905
  6. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М.,2002.
Основные термины (генерируются автоматически): Средней Азии, проблем суфизма, народов Средней Азии, суфизма Средней Азии, общих проблем суфизма, изучение суфизма, путь учения суфизма, частью культуры суфизма, мистико-философского направления суфизма, тема суфизма, историю становления суфизма, философских традиций суфизма, теоретических проблем суфизма, изучения особенностей суфизма, аспекты философии суфизма, основы суфизма, практики суфизма, культуры народов Средней, Средней Азии XIX, мировоззрении народов Средней.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос