Библиографическое описание:

Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия), которые чаще всего необратимы.

Дидактическая цель преимущественно заключается в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности при разрешении ситуаций принятия решений при выполнении деятельности.

Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков и в экспериментировании с принятием решений и прежде всего с их последствиями, а также в нахождении стратегий решения проблемы.

Деловые игры являются воссозданиями реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты действительности. При этом часто моделируется конфликтная ситуация из общественной или производственной действительности. Отдельные актеры при этом исполняют различные роли персонажей, чьи интересы они должны представлять.

Исходные формы нынешней деловой игры существовали уже в 17 и 18 веках. Первоначально она использовалась как стратегическая игра в военных целях, в 1950-е годы с применением в промышленности и экономике (бизнес-тренинг, отработка навыков управления) заметно изменила свой характер. Что касается образования, то здесь деловая игра вступила прежде всего в сферу политического образования через моделирование процессов принятия решений в политике и обществе. Как правило, деловая игра не исключает никакой предмет, будь то техника или история, она требует почти кооперации между различными предметами, поскольку в самой игре необходимо работать с методами из различных специальных областей. Кооперация между преподавателями различных специальных областей при этом имеет важное значение. Предпочтительнее всего применять деловую игру там, где нет никакой или существует лишь ограниченная возможность реального доступа к обстоятельствам дела, где представление обстоятельства дела предохраняет от риска или когда реальное обстоятельство дела/содержание слишком сложное. Деловые игры при этом могут иметь различное выражение. Начиная от общих игр, в которых участники принимают на себя какую-либо роль, а решение, связанное с этой ролью, в этом случае должны принимать все, включая негибкие игры с ограниченным выбором альтернатив для принятия решения, вплоть до интерактивных или открытых игр, в которых каждый участник может вступить в контакт с любым участником.

В деловой игре действие всегда характеризуется анализом проблем, взвешиванием альтернатив, разработкой стратегий и принятием решений. Согласно этому в модели, в которой имитируется решение проблемы, необходимо выполнить упрощение до отдельных важных процессов принятия решения и тем самым до важным данных, структур и протекания действий. Лучше всего для этого подходят конфликты, которые требуют принятия решений внутри одной группы или между конфликтующими сторонами или же принятия решений, выходящих за рамки конфликта. Чтобы придать группе соответствующую динамику, нужно чтобы в деловой игре принимали участие как минимум 20 человек. Подбор игровых групп очень важен и поэтому его нужно продумать особенно тщательно. Группы должны быть смешанными по своей успеваемости. „Ключевые группы“, как например, модераторы и т.д., роль которых исполняет не преподаватель, должны при этом исполняться компетентными учащимися. Руководитель игры предоставляет участникам игры свободу действия, он позволяет идти «окружным» учебным путем и совершать ошибки. Его основная задача заключается в том, чтобы вести отдельные фазы игры и обеспечивать необходимыми материалами. Он не может оказывать влияние на решение группы, однако может внести в работу новую дополнительную информацию, материалы и предложения. Вместе с тем, он представляет группы, которые не заняты в игре, следит за соблюдением времени и соблюдением приближенности к реальности. Кроме этого, он является посредником в случае нарушения правил игры и при возникновении кажущихся неразрешимых конфликтов. Необходимые для деловой игры знания учащиеся приобретают или во время учебных занятии до игры, или в ходе игры. Последнее требует введения фазы передачи знаний. При второстепенном применении в каком-либо разделе учебной программы деловая игра может служить деятельностно-ориентированному применению ранее проработанных знаний. Деловая игра требует определенных условий в отношении помещений и времени (при необходимости, требует также технических условий), которые зачастую сложно создать в «нормальной» повседневном учебном процессе. Этот факт следует учитывать особенно при деловых играх в технических сферах.

Деловая игра разделена на семь этапов:

1. Введение в игру,

2. Информационная фаза и фаза чтения,

3. Формирование мнения и планирование стратегии,

4. Взаимодействие между группами,

5. Подготовка пленума,

6. Проведение пленума,

7. Оценивание игры.

Начинается игра с введения в игру (1), здесь представляется сама деловая игра, материалы для игры и роли. Разъясняются вопросы

связанные с пониманием и создаются рабочие группы. Руководитель игры описывает при этом проблему и распределяет материалы. В информационной фазе и в фазе чтения (2) создаются группы, раздаются рабочие карточки (которые одинаковы для каждого из членов группы) и распределяются карточки с ролями. Информационный материал прорабатывается и разъясняются вопросы, связанные с пониманием. Затем, в фазе формирования мнения и планирования стратегий (3) производится структурирование информации внутри групп и анализируется исходная ситуация. При этом разрабатываются по возможности творческие идеи и стратегии, рассматривается и обсуждается выбор действий и решений, которые следуют из этих разработок. Затем полученные в результате решения документируются и разрабатываются. Важно то, что помощь оказывается только в „особых, вынужденных ситуациях“. Взаимодействие между группами (4) является самой интенсивной фазой игры, при этом группы выполняют действия в отношении друг друга (пишут письма, оправляют факсы, электронные сообщения и пр., ведут беседы и переговоры). Здесь при помощи карточек событий могут быть привнесены в игру целенаправленные импульсы и изменения (изменения переменных и пр.). Позиция руководителя игры в этой фазе абсолютно пассивна. В фазе подготовки пленума(5) наступает кульминационный момент хода игры. Результаты собираются, обрабатываются и оцениваются внутри группы и обсуждается позиция, которая должна быть представлена. Определяются возможные аргументы, стратегии и вводные высказывания, а также определяется докладчик группы. Руководитель игры консультирует группу при возникновении встречных вопросов. Непосредственное проведение пленума (6) осуществляется в шестой фазе. Здесь встречаются все участники деловой игры и собирают воедино результаты каждой из групп, а затем представляют их. Если не достигнуто согласие или если остаются открытые вопросы, то учащиеся обращаются к этим вопросам в фазе оценивания игры. Теперь руководитель игры берет на себя функцию председателя конференции. Седьмая фаза представляет собой оценивание игры (7). Здесь производится обобщение и анализ содержания предмета, а также формального хода игры. При этом анализируются и конструктивно критикуются результаты игры. Представленный ход игры является типичным идеальным и конечно же может варьироваться. Важным является также то, что взятые на себя роли учащимися действительно исполняются и воспринимаются серьезно.

Правила игры могут различаться в различных деловых играх. Следующие положения являются основными для успешного хода деловой игры: должны пресекаться деструктивные действия (воспроизводящие „угрозу применения насилия“ и т.п.), господствующее поведение, а также „неправильно понятую“ возможность реализации, которая в результате может привести к преждевременному прерыванию деловой игры. В общем, к правилам игры относятся информационные и коммуникационные формы, компетенции групп и руководство игрой, а также указания по техническому ходу игры.

В качестве примера здесь представляем проект „Загрязнение окружающей среды в городе“.

Тема: в центре этого проекта стоит вопрос, каким образом можно в городе сократить выброс вредных веществ в окружающую среду, производимый бумажной фабрикой и заводом по производству лаковых кож. Они обременяют жителей и кроме этого наносят ущерб иностранному туризму в климатическом курорте города. Поскольку оба предприятия являются главным работодателями города, нужно также принимать во внимание рабочие места.

Группы: Для этой игры предусмотрены шесть групп: руководство бумажной фабрикой, руководство завода по производству лаковых кож, городской совет общины города, местное объединение иностранного туризма, местный клуб любителей рыбной ловли и ведомство по охране окружающей среды. К этому надо добавить еще руководство игрой которое, как правило, осуществляется преподавателем.

Объем времени: автор предусматривает на всю игру шесть академических часов. Для фазы подготовки и фазы переговоров запланировано соответственно по два академических часа. Остальные два академических часа отводятся на фазу конференции. В эти временные рамки не включена анализ результатов деловой игры.

Документация для игры: кроме описания проблемы и рабочего листа (технологической карты с заданием) к игровой документации относятся ролевые карточки, информационная газета, карточки с событиями и рабочие бланки. Описание проблемы и рабочий лист, которые распределяются в начале игры, одинаковы для всех групп. Ролевые карточки описывают исходную ситуацию отдельных групп и дают указания для дальнейшего образа действий. Информационная газета дает отдельным группам дальнейшую, более глубокую специальную и профессиональную информацию о содержании игры. У руководителя игры десять карточек с событиями, которые могут применяться руководителем по мере надобности, чтобы дать новый импульс течению игры. Кроме этого к игре относятся еще и рабочие формуляры. Они должны поддержать течение игры и облегчить учащимся рабочие шаги.

Деловые игры моделируют действительность в обществе, таким образом, не всегда можно найти окончательные решения, но чаще всего достигается согласие. К сильным сторонам деловой игры относятся;

- сочетание многих учебных, организационных и рабочих методов;

- самостоятельное и социальное действие;

- учебное занятие с междпредметными связями;

- высокий мотивационный потенциал;

- одновременное содействие одаренным и более медлительным учащимся;

- способствование осознанию чувства ответственности;

- эффективный и продолжительный успех в учебе.

Как уже было упомянуто в условиях, имеются также некоторые проблемы/ограничения, которые могут возникнуть при проведении деловой игры. К ним относятся:

- большая организационная трудоемкость (затраты времени, потребность в помещениях, материальные затраты),

- отчасти исключает работу в малых учебных группах, так как отсутствует необходимая групповая динамика,

- возможно недостаточная идентификация с ролью,

- сложность соблюдения максимальной приближенности к действительности.

Сравнение с методом изучения случая и ролевой игрой

В деловой игре применительно к определенной ситуации и более продолжительному ходу объединяется изучение случая или показательного случая и ролевая игра. Подобно ролевой игре здесь учащиеся также исполняют роли, которые, однако, в деловой игре очень сильно придерживаются установленной формы и едва ли допускают личную интерпретацию. Роли в деловой игре скорее всего олицетворяют четкую обрисованную (политическую, финансовую и пр.) позицию, которая должна быть воспринята учащимся. Кроме того, деловая игра позволяет проигрывать растянутые во времени процессы в течение нескольких часов или дней. Связь с изучением случая представляется через существующую проблемную ситуацию, которая должна быть проработана в рамках деловой игры и, по возможности, решена. Однако, деловая игра может применяться также как подготовка к проекту или для нахождения идей и в этом случае ее нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с работой над проектом и с проектом.


Литература:
  1. Клипперт (Klippert). Деловые игры. 1999 г., стр. 23-30.
  2. WEITZ, Bernd O.: Handlungsorientierte Methoden und ihre Umsetzung, Bd. 2, Bad Homburg vor der Höhe: Verlag Gehlen 2000.
  3. REISS, Joachim u. a.: Handreichungen zum Darstellenden Spiel. In: Kulturelle Praxis Heft 1. Hessisches Institut für Bildungsplanung und Schulentwicklung, 1994 (Bezug: Hessisches Landesinstitut für Pädagogik, Zentralstelle Publikationsmanagment, W.-Hallstein-Str. 3, 65197 Wiesbaden).
  4. http://www.uni-Koeln.de/hf/konstrukt/didaktik/planspiel/planspiel _beispiel.html).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle