Конструирование деловых игр по экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 510 раз

Библиографическое описание:

Ерёмина М. Ф. Конструирование деловых игр по экономике // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1154-1157. — URL https://moluch.ru/archive/90/18966/ (дата обращения: 19.09.2018).

На сегодняшний день подготовка специалистов в области экономики и менеджмента требует постоянного улучшения процесса обучения, так как основными характеристиками выпускника ВУЗа является его профессиональная подготовленность и умение применить полученные знания на практике. Успешность достижения этой задачи зависит не только от материала, предлагаемого к освоению, но и от того, насколько хорошо студент данный материал усвоил. Для этого применяются активные методы обучения, в частности, остановимся на деловых играх.

Деловые игры являются наиболее эффективной формой решения практических задач при обучении специалистов. С их помощью можно имитировать профессиональные ситуации из практики будущей профессиональной работы студентов, реализуя различные сценарии построения процесса принятия решений и взаимодействия между сотрудниками [3,с. 19]. При этом создаваемая имитационная модель требует быстрого решения поставленной задачи, тем самым развивая и укрепляя знания, умения и навыки студентов, приобретенные в процессе всего обучения.

Деловая игра, как метод активного обучения играет большую роль в подготовке специалистов, так как в процессе игры у студента формируется умение не только отбирать нужные знания, классифицировать их, но и способность преобразовывать эти знания, приближать их к настоящим жизненным ситуациям, к реальной профессиональной деятельности.

Игра как метод обучения позволяет побывать в определенной ситуации, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры дают возможность моделировать различные производственные ситуации, планировать способы действий в предложенных ситуациях, представлять процесс систематизации знаний по решению определенной практической задачи.

Профессиональная деятельность специалистов в области экономики носит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловой игры в подготовке специалистов данного профиля, может улучшить процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

Исследователями было установлено, что при подаче материала на лекции усваивается лишь 20 % информации, в то время как в деловой игре 90 %. Введение и достаточно широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых экономических дисциплин на 30–50 % при большем эффекте усвоения материала. Благодаря этому фактору деловые игры стали более часто использоваться в условиях обучения при постоянном недостатке времени.

Оценивая роль деловых игр в подготовке студентов экономического профиля можно выделить следующие параметры:

-          использование в деловых играх моделей реальных социально-экономических систем позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов [4, с. 167];

-          управленческие решения в деловых играх принимают ее участники, которые играют свои роли, а так как интересы разных ролей могут не совпадать, то решения принимаются в условиях конфликтных ситуаций;

-          деловые игры являются коллективным методом обучения, в конце игры формируется единое, коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп;

-          в деловых играх создается определенный эмоциональный настрой игроков, благодаря которому студенты активно включаются в решение поставленной проблемы.

Целью деловой игры является активизация профессиональной деятельности и закрепление знаний студентов, которые были приобретены при изучении данной темы. Основная задача — научить студента правильно принимать практические решения на всех игровых этапах деятельности предприятия.

Деловая игра является групповым упражнением, в котором вырабатывается последовательность решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Деловая игра состоит из следующих этапов:

1.      Ознакомление с игрой.

2.      Разбивка студентов на группы.

3.      Анализирование ситуации.

4.      Обдумывание ситуации в группах.

5.      Процесс игры (анализирование ситуации, принятие решения и его оформление).

6.      Подведение итогов игры. Анализ работы групп. Оценка эффективности работы каждого участника и групп в целом.

7.      Разбор подходящего варианта.

8.      Совместная дискуссия.

-          Ознакомление с игрой: на данном этапе участники должны понять цель проведения игры и ознакомиться с ее правилами.

-          Разбивка студентов на группы: количество человек в группе должно составлять от 3 до 5 человек. Желательно, чтобы участники группы были между собой равны как по социальному статусу, так и по интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.

-          Анализирование ситуации: для изучения ситуации преподаватель предоставляет студентам необходимую информацию, а также студенты обеспечиваются дополнительной информацией (например, экономическими документами).

-          Обдумывание ситуации в группах: в ходе этого этапа преподаватель управляет работой групп, помогает отстающим группам, консультирует участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Ведущий может создать экспертную комиссию, которая фиксирует особенности поведение участников в процессе игры.

Важным моментом в проведении деловой игры является время. Конечно, не стоит каждый раз напоминать участникам, сколько времени осталось, а было бы правильнее, чтобы в кабинете, в котором проводится игра, висели часы, чтобы студенты сами могли распределять и контролировать отведенное им время.

-          Процесс игры: после изучения предложенной ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в предложении участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего мнения.

Вся информация, отражающая деятельность групп, если это необходимо, заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и экспертной группой.

-          Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений [4, с. 143].

-          Разбор подходящего варианта: после обсуждения поставленной проблемы, ключевым моментом является вынесение общего, самого эффективного решения данной ситуации, сопоставление его с реальными обстоятельствами, а также обоснование принятого решения.

-          Совместная дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, акцентирование внимания участников на возможности переговоров.

После окончания деловой игры обязательно оценивается работа учащихся. Критерии оценивания могут быть следующие:

1.      Правильность и эффективность решения, принятого участниками игры. При этом принимается во внимание:

-          Оглашение принятого решения к специально отведенному времени (допустим, при соблюдении регламента участник получает 15 баллов, а за каждые 2 минуты просрочки от суммы поощрения вычитается по баллу);

-          использование при принятии решений предложенных методов, приемов и способов;

-          оригинальность и новизна в принятых группами решениях, которые обеспечивают выполнение запланированных работ с большей эффективностью;

-          обоснованность принятого решения;

-          наличие и число ошибок в принятом решении. Перечни возможных ошибок и штрафы за них будут отличаться в разных деловых играх, в зависимости от специфики и цели проведения игры;

-          исправление решений в группах до начала их обсуждения, то есть умение участников игры вовремя заметить свои недочеты, ошибки;

-          грамотно изложенное оформление решений.

2.      Взаимодействие между группами участников деловых игр. Здесь нужно оценивать по следующим параметрам:

-          скорость принятия решений (предлагается поощрять игровые группы, которые первые представили свои решения);

-          предоставление аргументов при защите собственных решений;

-          обращение к соперникам за недостающей информацией, а также оказание помощи другим группам по их вопросам;

-          увязка итогового решения;

3.      Совместная деятельность участников внутри группы. В этом случае оцениванию подлежат:

-          количество предложенных решений в пределах одной группы;

-          начисление премий и штрафов за вовремя или досрочно выполненную работу, а также неосуществление задуманных планов;

-          взаимодействие всех членов игровой группы при поиске и обнаружении ошибок в решении.

4.      Личностные качества участников деловой игры. Целесообразно будет оценивать такие качества как:

-          эрудированность и принципиальность;

-          умение аргументировать и отстаивать свои решения;

-          умение пользоваться необходимой научной литературой и справочными материалами;

-          способность рисковать;

-          честность, внимательность, точность, исполнительность.

Также при оценке личностных качеств участников деловых игр необходимо учитывать культуру речи, соблюдение речевого этикета и коммуникабельность.

После окончания игры необходимо провести ее анализ и обсудить полученные результаты. Все участники должны знать, какая из групп показала лучшие результаты и сколько баллов набрал каждый. Анализ проводит преподаватель, который проводил деловую игру.

Специалист по игровому моделированию А. Л. Лившиц рекомендует начинать разбор деловой игры с общих учебных целей. Потом руководитель анализирует основные теоретические производственно-экономические положения, которые связаны с решениями и действиями участников игры. После этого в хронологической последовательности рассматриваются решения участников, выявляются их ошибки. При этом важно не только найти ошибку, но и показать, как правильно следовало действовать [4, с. 54]. Здесь же объявляются стимулирующие оценки: поощрения, премии, начисленные баллы, принятые зачеты и др.

В процессе разбора проблемы у студентов должно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретной ситуации, созданной в условиях деловой игры.

После окончания деловой игры можно провести рефлексию, то есть узнать понравился ли студентам данный метод обучения, какие трудности возникли, может у них есть собственные пожелания по последующему проведению игры.

Приведенная методика может быть использована при организации деловых игр любого содержания. Рассмотрим её использование на примере деловой игры «Переговоры».

Переговоры ‒ это процесс взаимодействия сторон, с целью достижения решения, которое стороны готовы выполнить [4, с. 117]. Поэтому в условиях деловой игры это будет выполнить достаточно просто. На начальном этапе вся ответственность ложится на преподавателя. Он должен выбрать подходящую тему для переговоров, расписать роли и их функции, а также обязательно оговорить правила деловой игры.

Игра начинается с описания ситуации, в которую должны окунуться студенты. Предположим, что у нас существует некая фирма, которая занимается изготовлением и продажей оптических приборов и аппаратуры, а также оказанием консультационных услуг. В этом году директор фирмы решил расширить рамки своей деятельности и планирует открыть в другом городе новый центр по изготовлению лазерных приборов с оказанием консультационных услуг по лечению зрения. На реализацию данного проекта требуется достаточно большая сумма денег, тогда директор фирмы решил провести переговоры с иностранными инвесторами, которые тоже специализируются на производстве оптических приборах, с целью инвестирования данного проекта.

Когда ситуация определена, преподаватель оглашает действующие роли и их обязанности. Для проведения данных переговоров нам понадобится 6 человек: это непосредственно сам директор, его заместитель и старший бухгалтер, инвестор и его подопечные.

Роль и интересы:

-          директора: реализовать задуманный план, привлечь инвесторов на свою сторону и остаться с ними в хороших отношениях для дальнейшего сотрудничества;

-          заместитель директора: помочь директору заинтересовать иностранных инвесторов, убедить их в том, что задуманный план действительно полезен не только им, но и потребителям, приводит все возможные плюсы того, зачем нужно открыть данный центр;

-          старший бухгалтер: предоставляет смету расходов на осуществление этого проекта, ведет расчеты. То есть все три лица должны убедить другую сторону переговоров в необходимости инвестирования.

Инвестор со своими подопечными должны выяснить, действительно ли фирма заинтересована в реализации данного проекта, определить, стоит ли открывать новый центр, есть ли в этом необходимость.

Когда роли распределены, преподаватель объясняет правила деловой игры. Для того, чтобы игра максимально походила на переговоры, нужно, чтобы каждый студент вжился в свою роль. Если в процессе переговоров оппонент не будет соглашаться с вами, то ни в коем случае не нужно вступать в конфликты, а наоборот, стараться убедить его в обратном, не нужно перебивать собеседников, стесняться или быть наоборот слишком эмоциональным, так как это может нарушить процесс игры. У деловой игры существует регламент, и участники должны уложиться в установленные временные рамки, не стоит затягивать процесс переговоров слишком долго, так как это может наскучить.

На протяжении всего процесса переговоров учитель вместе с экспертной группой, которая выбирается перед началом занятия, наблюдает за происходящим, помечая для себя моменты, на которые в конце проведения игры нужно будет обратить внимание.

В конце переговоров участники обязательно должны прийти к какому-либо результату. И после чего оценивается деятельность каждого студента, вносятся поправки, пожелания, рекомендации.

При использовании деловых игр на занятиях по экономике и менеджменту процесс обучения максимально приближен к настоящей деятельности предпринимателя, директора и специалиста в условиях рыночных отношений. Все участники погружены в игровой процесс, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций. В деловой игре наиболее ярко проявляется сплочённость коллектива, дух корпоративности, коммуникабельность, вырабатывается коллективное мнение и в то же время способность отстаивать собственное мнение [1, с. 22]. В ходе деловой игры ее участники становятся более активными и сопереживают действию игры.

Таким образом, проектирование деловых игр на занятиях помогает студентам развить навык анализа и принятия управленческого решения, системный и стратегический взгляд на проблему, развивает способность адекватной самооценки и оценки конкурентных возможностей [5, с. 6]. Использование деловых игр дает возможность студенту поставить себя в роль управленца, развить в себе умение работать в команде, усвоить, закрепить и научиться применять полученные им знания на практике. В настоящее время широко распространено использование деловых игр на занятиях по экономике и менеджменту, так как они значительно повышают эффективность профессионального обучения.

 

Литература:

 

1.         Бабанова, И. А. Деловые игры в учебном процессе [Текст]/И. А. Бабанова // Научные исследования в образовании.‒ 2012. ‒ № 7. ‒ С.19–24.

2.         Колкунова А. В., Кельберер Г. Р. Формирование УУД средствами игрового обучения [Текст]/ А. В. Колкунова, Г. Р. Кельберер // Материалы международной научно-практической конференции Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-вуз.- Ростов-на-Дону.- 2014. — С. 36–38.

3.         Напалкина, М. В. Деловая игра как активный метод обучения [Текст]/ М. В. Напалкина // Интеграция образования. ‒ 2012. ‒ № 2. ‒ С.17–20.

4.         Плешакова, Н. В. Деловые игры в экономике: методология и практика [Текст]: учеб. пособие / М. В. Плешакова. — Москва: КноРус, 2008. — 235 с.

5.         Чеглакова, Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей [Текст]/ Л. С. Чеглакова // Концепт. ‒ 2012. ‒ № 4.‒ С. 2–7.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, игра, принятое решение, группа, студент, решение, процесс игры, участник, подготовка специалистов, Анализирование ситуации.


Похожие статьи

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия)...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях, с которыми специалист может столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационно-ролевых игр; - метод разбора деловой корреспонденции; - игровое проектирование

3) важной составляющей участия в решении предложенной ситуации является максимальная самостоятельность и независимость мнения каждого участника...

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Деловая игра — своеобразная технология обучения, которая меняет логику образовательного процесса.

Задача занятия — формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Проводится критический анализ принятых решений.

В ситуации диалога студент получает возможность выстраивания собственной линии поведения, что предполагает высокий уровень

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия)...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях, с которыми специалист может столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационно-ролевых игр; - метод разбора деловой корреспонденции; - игровое проектирование

3) важной составляющей участия в решении предложенной ситуации является максимальная самостоятельность и независимость мнения каждого участника...

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Деловая игра — своеобразная технология обучения, которая меняет логику образовательного процесса.

Задача занятия — формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Проводится критический анализ принятых решений.

В ситуации диалога студент получает возможность выстраивания собственной линии поведения, что предполагает высокий уровень

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия)...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях, с которыми специалист может столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационно-ролевых игр; - метод разбора деловой корреспонденции; - игровое проектирование

3) важной составляющей участия в решении предложенной ситуации является максимальная самостоятельность и независимость мнения каждого участника...

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Деловая игра — своеобразная технология обучения, которая меняет логику образовательного процесса.

Задача занятия — формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Проводится критический анализ принятых решений.

В ситуации диалога студент получает возможность выстраивания собственной линии поведения, что предполагает высокий уровень

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия)...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Деловая игра в высшем учебном заведении — импровизация студентами различных ролей в ситуациях, с которыми специалист может столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационно-ролевых игр; - метод разбора деловой корреспонденции; - игровое проектирование

3) важной составляющей участия в решении предложенной ситуации является максимальная самостоятельность и независимость мнения каждого участника...

Деловая игра как средство развития творческой активности...

Деловая игра — своеобразная технология обучения, которая меняет логику образовательного процесса.

Задача занятия — формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Проводится критический анализ принятых решений.

В ситуации диалога студент получает возможность выстраивания собственной линии поведения, что предполагает высокий уровень

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Задать вопрос