Библиографическое описание:

Хасанов А. А. Дидактический анализ проблемы межпредметных связей и возможности их использования в средне-специальных учебных заведениях // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 129-130.

Статья посвящена дидактическому анализу межпредметных связей и изучению возможностей их использования в ССПО.

This article is devoted for exploring the didactic analysis of inter-subject problems and the possibilities to use in secondary specialized institutions.


В настояший момент система подготовки и обучения квалифицированных кадров для различных отраслей экономики в разных учебных заведениях требует кардиналных изменений, а в некоторых случаях – вовсе и новых дополнений и методов обучения. В силу этого ныне продолжается разработка все новые, ранее мало использованные или совсем неиспользованные методы и подходы подготовки будущих кадров.

Одним из таких подоходов или ещё более точно говоря, систем, подготовки кадров в средне-специальних учебных заведениях кадров для различных отраслей экономики в процессе обучения является использование межпредметных связей, которые по своему содержанию являются многогранным и многоаспектным понятием процесса обучения в ССПО.

Анализируя содержания проблемы межпредметных связей, мы столкнемся с вопросом, что понимается под проблемами дидактики и в чём критерии определения тех или иных вопросов в качестве дидактических.

Дидактические проблемы возникают в процессе включения научного знания в содержание учебного предмета. Учебный предмет не является ко­пией одноимённой науки или её основ хотя бы уже потому, что он объеди­няет знания нескольких наук и имеет другие цели. Дидактические пробле­мы появляются и в ходе планирования, и организации учебной деятельно­сти. Поэтому к ним относятся задачи, требующие для своего решения ана­лиза фактов в свете положений теории обучения, что позволяет определить принципиальные направления исследования. От того, насколько методоло­гически правильно будет обосновано исследование, зависит создание убе­дительной научной концепции и перевод её из сферы общей дидактики в сферу частной дидактики и далее в сферу методики преподавания учебно­го предмета.

Специфика проявления методологии дидактики в различных учебных предметах и типах учебных заведений требует изучения ее своеобразия в каждой дисциплине. Поскольку сама теория обучения постоянно развива­ется, то и дидактические проблемы также изменяются, иначе никаких про­блем и не возникало бы. В настоящее время центр интересов теории обуче­ния по-прежнему находится в области изучения проблем содержания обра­зования, его фундаментализации, политехнизации, экологизации, форм и методов интеграции учебных предметов и синтеза научного знания. А нашей зада­чей а этой статье является изучение и попытка разрешения этих проблем с по­зиций межпредметного подхода к изучению экономических и компьютерных дисциплин в ССПО для подготовки квалифицированных специалистов.

Источники решения проблемы межпредметных связей находятся не только в теории обучения, но и в практической сфере. Проблема межпредметных связей в подготовке квалифицированных специалистов в самом об­щем плане имеет две составляющие:

  • во-первых, осуществление межпред­метных связей в процессе изучения экономических и компьютерных дисциплин в колледжах;

  • во-вторых, в подготовке квалифицированных специалистов к реализации межпредметных связей в их будущей работе.

Необходимо обратить внимание на то, что «межпредметной» со­ставляющей содержания образования будущего квалифицированного специалиста является не только совокупность межпредметных систем знаний, а и умения по организации учебной деятельности учащихся по переносу знаний, умений и навыков из одной дисциплины в другую. Поэтому в колледжах должна быть организована подготовка учащихся к такой учебной деятельности.

Содержание работы по формированию у учащихся умений по пере­носу знаний является важнейшей составляющей их профессиональной под­готовки. Учебная деятельность по формированию отдельных элементов знания без их переноса не является еще процессом формирования содержа­ния межпредметных связей.

При изучении особенностей реализации межпредметных связей в средне-специальных учебных заведениях не­обходимо рассматривать их не только как учебную деятельность по пере­носу знаний, но и как процесс формирования межпредметных систем зна­ний, умений и навыков, и интегративно-синтетической составляющей тео­ретического мышления. Это выдвигает на первый план реализацию в учеб­ном процессе межпредметных теоретических обобщений, которые позволят осуществить синтез учебного знания, формирование теоретического мыш­ления, будут способствовать овладению общими способами преобразова­ния учебного материала разных дисциплин. Профессиональную направ­ленность в этом случае можно определить, как ведущую форму взаимосвя­зи учебных предметов, т.к. она предполагает не только единый подход к изучению различных дисциплин, но и воспитание определенных качеств личности будущего выпускника колледжа.


Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М, 2005.

  2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа,2005. С. 144

  3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж; издат. ВГУ, 1977,302 с.

  4. Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании. /Интеграция содержания образования в педвузе: Сб.н.тр. Сост. Салов Ю.А.,Бийск,1994. С. 3-9.

Основные термины: межпредметных связей, учебных заведениях, проблемы межпредметных связей, использования межпредметных связей, средне-специальных учебных заведениях, профессиональных учебных заведениях, реализации межпредметных связей, возможности использования межпредметных, учебных заведениях кадров, разных учебных заведениях, анализу межпредметных связей, квалифицированных специалистов, использование межпредметных связей, Проблема межпредметных связей, учебных предметов, подготовке квалифицированных специалистов, средних специальных, Обеспечение возможности использования, содержа­ния межпредметных связей, различных отраслей экономики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle