Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 05.03.2021

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Береснева, Т. Г. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Т. Г. Береснева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79010/ (дата обращения: 03.05.2024).



Защита несовершеннолетних и воспитание подрастающего поколения в РФ определяются как национальные приоритеты, безопасность и благополучие детей во многом зависят от уровня нормативного регулирования правоотношений в этой сфере, включая деятельность любого органа в системе предупреждения безнадзорности и правонарушений. [1]

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних является актуальной и важной необходимостью для обеспечения эффективности этой деятельности. Проблема организации прокурорского надзора за исполнением законов является одной из важнейших в науке о прокурорской деятельности. Ведь именно с ними напрямую связана его эффективность.

Проблема прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в практике прокуратуры РФ заслуживает существенного внимания.

Отмечается особая значимость для органов прокуратуры реализации задач по защите прав несовершеннолетних, которая лежит в основе политики нашей страны, которая направлена на то, чтобы осуществлять охрану таких институтов как семья, материнство и детство.

Указанное свидетельствует о том, насколько важен прокурорский надзор в этом направлении и о том, что очень важно правильно определить его правовое регулирование в целях соответствующим образом организованной работы прокуроров.

Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой разновидность государственной деятельности, которую осуществляют органы прокуратуры РФ. Это выражается в том, что осуществляются проверки того, как органы системы профилактики исполняют законы в пределах их компетенции. В связи с этим правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно рассматривать как регламентацию правовых отношений органов прокуратуры и компетентных органов, к полномочиям которых относятся вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, то есть то, за чем надзирает прокуратура, и непосредственно организации прокурорского надзора на данных направлениях.

Первая группа нормативных правовых актов включает такие, которые определяют вопросы, которые связаны с организацией и надзорной деятельностью прокуратуры РФ, в частности за тем, как исполняются нормы законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Непосредственный законодательный акт, который регулирует прокурорский надзор — это Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре РФ ", в котором определяется сущность прокурорского надзора за тем, как исполняются законы (ст. 1, 2, 21–25.1).

Нормы, закрепляющие полномочия прокуратуры на данном направлении, содержатся также в правовых актах, которые регулируют деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних», Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ст. 52) и др.

Важная роль в организации прокурорского надзора за тем, как исполняются законы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отведена системе указаний и приказов Генерального прокурора РФ. Так, в приказе Генерального прокурора РФ от 16.01.2012 N 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности» закреплено, что «прокуроры должны уделять повышенное внимание вопросам, связанным с реализацией предоставленных им полномочий по вопросам предупреждения неблагополучия семьи, существенным обстоятельствам, которые способствуют фактам вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий». [2]

Генеральный прокурор РФ в приказе от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» потребовал «добиваться безоговорочного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей» (п. 3.5). [3]

Безусловному исполнению для всех субъектов системы профилактики подлежат Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ ", который в ст. 14–16 закрепляет неотъемлемые приоритеты их прав, и Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ст. 2–4, 8, 9), в котором конкретизированы и упорядочены правоотношения в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях защиты детей от информации, которая наносит вред их здоровью и развитию, прокуроры осуществляют контроль на веб-сайте в Интернете.

Так, Прокуратура Чувашской Республики в результате мониторинга интернет-ресурсов выявила восемь подростков-жителей республики, которые являются пользователями группы, созданной в социальной сети «Вконтакте» и посвященной событиям массового убийства учащихся 20.04.1999 года школы Колумбайн (США). Прокуратура Республики при участии представителей Министерства внутренних дел и министра образования провела межрегиональное совещание, на котором были разработаны и в настоящее время реализуются дополнительные организационно-профилактические мероприятия по предупреждению насильственных преступлений в отношении учащихся общеобразовательных организаций.

В Республике Алтай в результате взаимодействия прокуратуры Республики и прокуратуры 36 субъектов Российской Федерации была установлена личность 6 руководителей «Группы смерти», и во всех случаях противоправная деятельность была пресечена. По инициативе прокуратуры Роскомнадзор ограничил доступ к информации, размещенной на официальном сайте сообщества социальной группы «ВКонтакте», которая побуждает пользователей совершать самоубийства. Прокуроры Республики Мордовия уделяют особое внимание проблемам ограничения размещения в средствах массовой информации и интернете информации, побуждающей детей к совершению самоубийств. В результате мониторинга Интернета прокуратурой в 2019 году было выявлено более 400 сведений, способствующих суицидальному поведению, доступ к 222 из них был заблокирован в уполномоченных органах. Меры прокурорского реагирования были приняты для предотвращения противоправной деятельности несовершеннолетнего В., зарегистрированного в администраторе и Редакторе сообщества «за 50 дней до моего самоубийства».

Доступ к ним был назван «интернет-сообщество», которое было заблокировано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании решения № 13768 от 28.02.2017 года. Для того, чтобы выработать дополнительные меры, направленные на то, чтобы защитить детей от преступных действий тех, кто подстрекает их к совершению самоубийств с использованием средств связи и интернета, прокурорами было проведено межрегиональное совещание по рассмотрению вопросов борьбы с суицидом среди несовершеннолетних и привлечения к этому государственных органов и правоохранительных органов.

В образовательных учреждениях Республики Мордовия по рекомендации прокуратуры принята система внутренних правил и планов работы по защите детей от информации, которая причиняет вред для их здоровья, нравственного и духовного развития проводятся семинары для руководителей учащихся и педагогов, родительские собрания и внеклассные мероприятия, в том числе в игровой форме для детей, организовано психологическое сопровождение и анкетирование (анкетирование, собеседование), где привлечены психологов для детей с дезадаптивным поведением, которые находятся в трудной жизненной ситуации и совершают суицидальные действия, даны рекомендации, листовки и книжечки, которые направлены на профилактику попыток суицида среди несовершеннолетних.

Для того, чтобы оказать помощь детям, которые воспитываются в семьях, находящихся в социально опасной ситуации, малообеспеченным и многодетным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, прокурорам наиболее активно используют идею устранения нарушений закона.

Например, Кабинет Министров Республики Чувашия принял нормативный правовой акт, в котором определены условия содержания детей-сирот, детей, которые остались без попечения родителей, а также детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации в медицинской организации по результатам рассмотрения дела, проведенного прокуратурой Республики Чувашия. [4]

В качестве положительного опыта организации прокурорской работы в сфере обеспечения законных прав и интересов несовершеннолетних следует привести пример из деятельности прокуратуры Чувашской Республики, где состоялся открытый форум по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних, в котором приняли участие руководители органов исполнительной власти, представители общественных организаций и средства массовой информации. Аналогичные мероприятия организованы в других органах прокуратуры Российской Федерации.

Например, в прокуратуре Нижегородской области вопрос о защите прав детей без отца обсуждается на открытом форуме с участием Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области и Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области. Среди перечня организационных мероприятий прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: организация межведомственных рабочих групп по рассмотрению наиболее актуальных вопросов в сфере соблюдения прав молодежи; для работы с органами государственной власти и общественностью за круглым столом обсуждались проблемы в сфере защиты прав детей; организация выездных приемов граждан по вопросам защиты прав детей; разъяснение законодательства, регулирующего права несовершеннолетних в средствах массовой информации, в публикациях на сайте прокуратуры и др.

Принятие в РФ таких важных документов, как Концепция государственной семейной политики в РФ, Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Концепция информационной безопасности детей, в которых определены цели государственной политики в сфере защиты прав детей на долгосрочную перспективу, имеет особое значение для органов прокуратуры, поскольку они являются ориентиром для организации прокурорской деятельности на данном направлении. Аналитическое обеспечение деятельности прокуратуры в сфере соблюдения прав несовершеннолетних является важной составляющей организации ее работы. Без должной аналитической поддержки невозможно иметь всю необходимую информацию о состоянии законодательства в этой сфере для осуществления надзора за территорией.

Исследование показало, что имеются значительные недостатки в правовой регламентации исследуемой сферы — как в регулировании «профилактической» деятельности органов системы профилактики, которые являются объектами прокурорского надзора исследуемой сферы, так и в актах, которые организуют прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ликвидация пробелов представляется возможной путем внесения предложенных изменений в систему рассматриваемого правового регулирования.

Литература:

  1. Костенко Е. Н. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних// «Актуальные проблемы российского права», N 9, сентябрь 2018 г., с. 226–231
  2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»//https://www.garant.ru/
  3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»
  4. Воеводина, Татьяна Геннадьевна. В63 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних: [монография] / Т. Г. Воеводина; МЦНП «Новая наука» — Петрозаводск, 2019. С.35
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, профилактика безнадзорности, ребенок, РФ, генеральный прокурор РФ, массовая информация, Нижегородская область, правовое регулирование, правонарушение, сфера защиты.


Похожие статьи

Эффективные механизмы защиты конституционных прав...

Перечислены основные механизмы защиты прав несовершеннолетних, применяемые органами прокуратуры РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): Алтай, ребенок, Генеральная прокуратура РФ, прокуратура РФ, прокурорское реагирование, Российская...

Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, РФ, защита, ребенок, административное правонарушение, деятельность органов опеки, интерес детей, Новгородская область, полный объем.

Несовершеннолетний как субъект прокурорского надзора...

Ключевые слова: несовершеннолетний, прокурор, прокурорский надзор, преступление, направления прокурорского надзора.

Прокуроры и приравненные к ним лица на основании действующего законодательства осуществляют деятельность по защите прав, интересов...

Роль прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних...

Ключевые слова : информационная безопасность, прокурорский надзор, защита детей, интернет. Одним из основополагающих направлений в работе прокуратуры является осуществление прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних.

Проблемные аспекты организации деятельности органов...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган

Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ

Названная система регистрации информации называется практическими работниками...

Совершенствование способов защиты прокурором прав...

Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: диссертация... кандидата юридических наук

Харламова М. Л. Отдельные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот средствами прокурорского надзора [Текст] / М. Л. Харламова...

Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган прокуратуры, надзорная деятельность, местное

Исследуя деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением Конституции РФ. Прокурорский надзор и судебный...

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел...

Библиографическое описание: Береснева, Т. Г. Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации / Т. Г

Нарушения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора...

В соответствии с данным Указанием Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров применять предостережение только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, обеспечить строгий контроль за исполнением требований...

Похожие статьи

Эффективные механизмы защиты конституционных прав...

Перечислены основные механизмы защиты прав несовершеннолетних, применяемые органами прокуратуры РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): Алтай, ребенок, Генеральная прокуратура РФ, прокуратура РФ, прокурорское реагирование, Российская...

Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, РФ, защита, ребенок, административное правонарушение, деятельность органов опеки, интерес детей, Новгородская область, полный объем.

Несовершеннолетний как субъект прокурорского надзора...

Ключевые слова: несовершеннолетний, прокурор, прокурорский надзор, преступление, направления прокурорского надзора.

Прокуроры и приравненные к ним лица на основании действующего законодательства осуществляют деятельность по защите прав, интересов...

Роль прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних...

Ключевые слова : информационная безопасность, прокурорский надзор, защита детей, интернет. Одним из основополагающих направлений в работе прокуратуры является осуществление прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних.

Проблемные аспекты организации деятельности органов...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган

Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ

Названная система регистрации информации называется практическими работниками...

Совершенствование способов защиты прокурором прав...

Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: диссертация... кандидата юридических наук

Харламова М. Л. Отдельные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот средствами прокурорского надзора [Текст] / М. Л. Харламова...

Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган прокуратуры, надзорная деятельность, местное

Исследуя деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением Конституции РФ. Прокурорский надзор и судебный...

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел...

Библиографическое описание: Береснева, Т. Г. Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации / Т. Г

Нарушения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора...

В соответствии с данным Указанием Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров применять предостережение только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, обеспечить строгий контроль за исполнением требований...

Задать вопрос