Автор: Панченко Мария Сергеевна

Рубрика: 16. Правоохранительные органы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Панченко М. С. Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 127-129.



Имущественные права несовершеннолетних, как наиболее незащищенной категории граждан в силу их психологической, физической и социальной незрелости, нуждаются в надежной правовой защите со стороны государства. Несмотря на то, что политика государства основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, меры по защите имущественных прав несовершеннолетних, в условиях существующих социально-экономических проблем, являются недостаточными и требуют качественной доработки.

В этих условиях именно прокуратура, в рамках предоставленных ей полномочий, обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, принимает меры к их восстановлению. Эффективность работы органов прокуратуры в данной сфере зависит от грамотной организации надзорной деятельности.

В научной литературе под организацией работы в органах прокуратуры понимается создание оптимальных условий взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц для достижения целей функциональной деятельности органов прокураты [1, С. 33].

Вопросы организации надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних регламентируются Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». Так, в ст. 3.3, указанного приказа, перед прокурорами ставится задача своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению, ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т. д.), в котором проживают несовершеннолетние.

Основными элементами организации надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних являются:

  1. Анализ состояния законности.

Осуществляется посредством проведения информационно-аналитической работы, заключающейся в постоянном получении, использовании информации и ее обработки. Так, используя статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных и гражданских дел, данные контролирующих органов, различные обращения граждан, сообщения, полученные из средств массовой информации, прокурору необходимо выделить из общего массива поступивших материалов наиболее значимые и изучить их. Данная работа должна базироваться на принципах оперативности, полноты, достоверности и своевременности получения информации [2, С. 59].

В качестве источника информации о соблюдении имущественных прав несовершеннолетних прокурорами активно используются данные, опубликованные в местных СМИ, а также сети Интернет, в которых могут содержаться сведения о неисполнении родителями алиментных обязательств, нарушении жилищных прав детей и иные данные.

Важным источником информации выступают статистические данные, предоставляемые поднадзорными органами. Так, анализ предоставленных поднадзорными органами форм, утвержденных Приказом Росстата от 14 января 2013 г. N 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений», позволяет получить сведения об учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о финансировании и расходах учреждений, реализующих программы общего образования, о финансировании и материально-технической базе образовательных учреждений начального профессионального образования и другие сведения.

Постоянный сбор систематических данных позволяет сделать выводы о состоянии законности в указанной сфере. Например, путем проведения сравнительного анализа текущих показателей с показателями прошлых лет.

  1. Планирование работы.

Осуществляется по результатам анализа состояния законностисоблюдения имущественных прав несовершеннолетних. Прокурор определяет цели деятельности, определенные мероприятия для достижения этих целей, сроки их исполнения. Организация планирования начинается с предложения о внесении в план тех или иных мероприятий. К ним обычно относятся: подведение итогов деятельности за предыдущий год, надзорные проверки, обобщение практики прокурорского надзора, проведение коллегий [3, С. 65].

  1. Контроль исполнения поручений, актов прокурорского реагирования.

Заключается в истребовании информации об исполнении организационно-распорядительных документов, поручений прокурора, разрешении обращений, в том числе на оперативных совещаниях, проведение проверки соблюдения требований организационно-распорядительных документов органов прокуратуры в случае выявления нарушений.

  1. Работа с кадрами, повышение их квалификации.

В соответствии с п. 14 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» к работе по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи привлекаются наиболее квалифицированные и опытные работники. Данное положение связано с особой сложностью рассматриваемых дел, требующих от прокурорских работников высокого уровня подготовки, опыта, ответственности.

Для прокуроров, на которых возложен надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, организуются мероприятия по повышению их квалификации: круглые столы, конференции, лекции, учебно-методические семинары.

Существуют и другие элементы организации надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних, такие как взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, и общественными организациями, взаимодействие между органами прокуратуры, материально-техническое обеспечение надзорной деятельности и другие.

Итак, грамотно построенная организация надзора за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних способствует своевременному восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также способствует повышению эффективности деятельности органов прокуратуры.

Литература:

  1. Смирнов А. Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник — ИПК РК Ген. прокуратуры Российской Федерации. Москва,2004.
  2. Кобзев Ф. М. Основные организационно-распорядительные, информационно-справочные и иные документы по вопросам организации работы в прокуратуре города, района: сб. примерных образцов. Москва, 2010.
  3. Воеводина Т. Г., Кремнева Е. В., Огурцова М. Л. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних: Монография. Москва, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): имущественных прав несовершеннолетних, соблюдением имущественных прав, Российской Федерации, органах прокуратуры, организации надзора, прокурорского надзора, организации прокурорского надзора, исполнением законов, прав несовершеннолетних прокурорами, жилищных прав несовершеннолетних, прокуратуры Российской Федерации, прокурора Российской Федерации, «Об организации прокурорского, защите имущественных прав, законных интересов, Генерального прокурора Российской, законных интересов несовершеннолетних, органов прокуратуры, законностисоблюдения имущественных прав, должностных лиц.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос