Библиографическое описание:

Норбоев А. Г. Формирование устойчивой экологической культуры у школьников // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 117-120.

Начало ХХI века характеризуется глобализацией отношений между природой и обществом. В результате появились глобальные экологические проблемы в мировом масштабе: парниковый эффект и изменения климата, уменьшение озонового слоя, сокращение видов растений и животных, высыхание и загрязнение источников питьевой воды, сокращение площади лесов, эрозия почвы, опустынивание и другие процессы, которые оказывают отрицательное воздействие на деятельность человека.

Наряду с планетарными проблемами в каждом регионе существуют и свои проблемы, представляющие экологическую угрозу. Например, для Республики Узбекистан такие проблемы связаны с высыханием Аральского моря, это: опустынивание и сокращение земельных ресурсов, нехватка воды, расширение песчаных зон Кизилкума и Каракума.

Проведенные многочисленные опросы показали, что наибольшая опасность для человека возникает из-за миграции населения и разрушения экосистемы, загрязнения окружающей среды и уменьшения биоразнообразия и других экологических проблем. [3, с.46].

Будущее человечества зависит от того, как будут решаться упомянутые проблемы. В связи с этим во всем мире предпринимаются определенные действия.

В сентябре 2000 года на международном саммите руководители государств, входящих в ООН, определили цели и задачи развития на предстоящее тысячелетие. Среди восьми глобальных проблем была определена как актуальная проблема «Обеспечение экологической устойчивости». [2, с.3].

Президент Республики Узбекистан неоднократно подчеркивал, что экология представляет собой одну из самых распространенных острых проблем в современном мире и что благополучие всех народов, многие аспекты современной и будущей цивилизации связаны с решением экологических проблем. [1, с.115].

Одним из направлений обеспечения экологической устойчивости является интеграция экологических знаний на научной основе в систему непрерывного образования. Разумеется, речь не идет о полном решении экологических проблем через образование, но основная задача – воспитать у учащихся сознательное отношение к окружающей среде, сформировать у них экологическую культуру. Экологическое образование должно осуществляться непрерывно, начиная с дошкольных учреждений, затем – в системе общего среднего и среднего профессионального образования, в вузовском и послевузовском образовании, институтах переподготовки и повышения квалификации учителей. В этой системе центральное место занимает школьное обучение, так как оно является основой образовательной системы, обязательным звеном для получения образования всеми детьми.

Экологическое образование в школе предусматривает вооружение учащихся теоретическими экологическими знаниями, формирование у них умений и навыков практической экологической деятельности, непрерывность обучения по данному направлению. На завершающем этапе обучения определяется уровень сформированности целостной, устойчивой экологической культуры.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к окружающей среде и обществу, в обеспечении их преемственности, взаимосвязи и целостности, в использовании теоретических и практических знаний по предупреждению и преодолению экологической опасности.

В нашем исследовании прокомментировано понятие «устойчивая экологическая культура». В Узбекском толковом словаре слово «баркарор» - «устойчивый» характеризуется, как – неподдающийся никакому влиянию, существующий в одной форме, неизменяемый. [4, с.173].

Устойчивое экологическое образование можно определить как образовательный процесс, направленный на обучение теоретическим экологическим знаниям с учетом целенаправленности, последовательности и непрерывности обучения на основе одного предмета и межпредметной интеграции.

Устойчивая же экологическая культура формируется в ходе устойчивого экологического образования.

Устойчивая экологическая культура формировалась на протяжении исторического развития общества и сложилась в систему экологических ценностей. В ней сконцентрированы неизменные нравственные нормы по отношению к отрицательным воздействиям на природу и практические действия по их устранению.

Известно, что культура выполняет ряд функций: познавательную, информативную, коммуникативную, регулятивную, оценочную [5, с.25-29].

Опираясь на оценочную (аксиологическую) функцию, можно утверждать, что система устойчивых экологических ценностей служит основой для обеспечения устойчивой экологической культуры, так как благодаря сформированным экологическим ценностям усваиваются положительные факты и явления в экологии, обогащается экологическая культура. Оценочная функция культуры позволяет объективно оценить экологические катастрофы, происшедшие в прошлом или происходящие в настоящее время, и не допускать их. В результате этого обеспечивается продолжительность, специфичность, преемственность и устойчивость экологической культуры.

При формировании устойчивой экологической культуры у школьников учитываются следующие факторы: возрастные особенности учащихся, уровень знаний, их интересы, умственные возможности. Требования к используемым материалам заключаются в следующем: их научная и практическая значимость, соответствие учебным программам и связь с местными, краеведческими реалиями, исторический аспект, универсальный характер, общечеловеческое значение, изучение материалов не требуют дополнительного времени.

Для реализации указанных принципов и требований в процессе формирования устойчивой экологической культуры у школьников необходимо создание следующих условий:

- формирование экологической культуры в соответствии с основными направлениями государственной политики (с учетом правовых основ);

- связь содержания экологической культуры с современным состоянием общества;

- создание экологической воспитательной системы (семья, образовательные учреждения, государственные органы), организация сотрудничества между ними;

- опора на исторические, национальные и общечеловеческие ценности при формировании экологической культуры;

- ориентация на международное сотрудничество в области защиты окружающей среды и формирования экологической культуры;

- акцентирование на экологическое обучение и воспитание в системе непрерывного образования;

- реализация принципов историзма, научности, непрерывности и преемственности в процессе вооружения учащихся экологическими знаниями и ценностями;

- внедрение в сознание каждого гражданина, в том числе учащихся, их долга по охране и защите окружающей среды;

- обеспечение перерастания теоретических экологических знаний в практические действия.

Содержание материалов, на основе которых формируется экологическая культура школьников, состоит из следующих компонентов: понятия о природе, окружающей среде; целостность и взаимосвязь всего существующего в природе; значение окружающей среды для жизни человека; отношения между природой и обществом; нарушение равновесия между природными компонентами; обмен веществ и энергии в природе; развитие науки и техники и его влияние на окружающую среду; использование природных ресурсов и их защита; экологические проблемы причины их возникновения и современные решения, их устранения; историческая, национальная, региональная оценка экологических проблем, их прогнозирование; защита природы как общечеловеческая проблема и др. Для формирования устойчивой экологической культуры у школьников целесообразно использовать модель и её компоненты (рис.1): экологические знания, экологические прогнозы, экологическая деятельность, экологическая оценка. Если ученик освоит эти четыре компонента, можно считать, что у него сформирована устойчивая экологическая культура.

Рис.1. Модель формирования устойчивой экологической культуры.

Экологические знания обогащают учащихся информацией о явлениях в природе и обществе, об их взаимосвязи, доказывают, что отрицательное воздействие на какой-либо один компонент природы влечет за собой нежелательные изменения других компонентов. Система сформированных устойчивых экологических знаний привлечет ученика к экологической деятельности. Но прежде чем перейти к реализации экологических знаний в практические действия, необходимо пройти этап экологического прогнозирования.

Экологическое прогнозирование заключается в предвидении результатов экологической деятельности ученика, процесса его формирования и развития. Экологическое прогнозирование определяет возможные результаты влияния деятельности человека на природу и разрабатывает специальный план.

В процессе прогнозирования определяется экологическая безопасность деятельности или наоборот. На этой основе предпринимаются определенные действия.

Экологическая деятельность – это применение в практике экологических знаний, умений и навыков, а также результатов экологического прогнозирования. Она заключается в комплексе действий по защите чистоты и красоты окружающей среды, экономном использовании природных ресурсов, их приумножении, предотвращении вредного воздействия на экосистему и других практических мероприятий по устранению экологических проблем.

Экологическая оценка – последний компонент модели формирования устойчивой экологической культуры. В нашем исследовании мы выделили два вида экспертной оценки:

1. Оценивание себя и своей деятельности с позиций экологических критериев. То есть оцениваются результаты деятельности в сфере влияния (положительного или отрицательного) на экосистему, делаются необходимые выводы.

2. Отслеживается и оценивается воздействие производственных объектов, человеческой деятельности на состояние природных комплексов и его компонентов, ресурсов, окружающей среды с экологической точки зрения.

Усвоение компонентов модели на уроках и внеклассных занятиях, осознание её в полном объеме и проявление в практических действиях – это и есть показатель сформированности устойчивой экологической культуры у учащихся.

Формирование устойчивой экологической культуры, дальнейшее обеспечение её развития осуществляется не только в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Оно продолжается в общественной жизни ученика за пределами школы. В этом плане большое значение имеют семья, махалля, общественность средства массовой информации. Если экологическое образование будет осуществляться в таком содружестве, комплексно, то учащиеся успешно овладеют устойчивой экологической культурой, повысится уровень экологических знаний, возрастет экологическая активность.

Семья – самая маленькая ячейка общества. В семье ребенок получает первоначальные экологические понятия (в смысле нравственности – «не плюй в колодец» (в воду), не обижай животных) и усваивают их как ценности. В этом процессе определенное место занимают и религиозные ценности. В учении Ислама проповедуется как священный долг каждого человека – оберегать чистоту природы, разумно использовать её дары, защищать природу, даются сведения о том, как должен проявлять себя каждый верующий в отношении к окружающей среде.

Важная роль в формировании устойчивой экологической культуры принадлежит средствам массовой информации, выставкам произведений изобразительного искусства, художественной литературе.

Использование материалов средств массовой информации о состоянии окружающей среды, об экологических проблемах, происходящих в мире, о международном сотрудничестве в этой сфере является дополнительным источником для формирования устойчивой экологической культуры школьников.

В художественной литературе проблемы человечества освещаются в образной эмоциональной форме. В них проблемы экологии, влияния человека на природу излагаются не с помощью научной терминологии, а литературным, доступным для всех языком, поэтому произведения литературы воздействуют на интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

То же самое можно сказать и о других видах искусства. Толкование вопросов экологии художественно-изобразительными средствами – будь то художественное слово, краски, живое изображение – не оставляют человека равнодушным. У учащихся – читателей – слушателей – зрителей обязательно проявятся определенные чувства по отношению к окружающей среде, и эти чувства в своё время перерастут в потребность активной экологической деятельности.

На основе рассмотренных выше условий, модели, источников формирования устойчивой экологической культуры определены критерии оценки уровня её сформированности у школьников. Критерии эти таковы: проявление интереса и потребности (мотивация) в изучении экологических знаний, прочное овладение экологическими знаниями, усвоение умений и навыков применения теоретико-экологических знаний в практической деятельности, умение анализировать сущность происходящих в природе и обществе изменений, установление связи между отношениями в обществе и природно-географическими, климатическими изменениями, их оценка и прогнозирование, социальная активность в пропаганде экологических знаний, соблюдение нравственных норм по отношению к природе, активное участие в массовых мероприятиях по защите окружающей среды по месту проживания.


Литература:

1. Каримов И.А. Ўзбекистон XXI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари. – Тошкент: “Ўзбекистон”, 1997. – 326 б.

2. Ўзбекистонда Минг йиллик ривожланиш мақсадлари. – Тошкент: “Polispektr” 2004. – 20 б.

3. Азизов А.А., Акиншина Н.Г., Нишонов Б.Э. Барқарор тараққиёт таълими. Тошкент: 2009. – 142 б.

4. Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 1-жилд. Тошкент: “Ўзбекистон Миллий Энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2006. – 680 б.

5. Абдуллаев М., Умаров Э. ва бошқалар. Маданиятшунослик асослари. – Тошкент: “Турон-Иқбол”, 2006. – 144 б.


Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, устойчивой экологической культуры, формирования устойчивой экологической, экологических знаний, окружающей среды, экологических проблем, экологической деятельности, экологическая культура, Формирование устойчивой экологической, формирования экологической культуры, экологической культуры школьников, формировании устойчивой экологической, окружающей среде, экологической культуры младших, устойчивость экологической культуры, формировании экологической культуры, обеспечения устойчивой экологической, формирование экологической культуры, устойчивой экологической культурой, содержания экологической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle