Библиографическое описание:

Норбоев А. Г. Формирование устойчивой экологической культуры у школьников // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 117-120.

Начало ХХI века характеризуется глобализацией отношений между природой и обществом. В результате появились глобальные экологические проблемы в мировом масштабе: парниковый эффект и изменения климата, уменьшение озонового слоя, сокращение видов растений и животных, высыхание и загрязнение источников питьевой воды, сокращение площади лесов, эрозия почвы, опустынивание и другие процессы, которые оказывают отрицательное воздействие на деятельность человека.

Наряду с планетарными проблемами в каждом регионе существуют и свои проблемы, представляющие экологическую угрозу. Например, для Республики Узбекистан такие проблемы связаны с высыханием Аральского моря, это: опустынивание и сокращение земельных ресурсов, нехватка воды, расширение песчаных зон Кизилкума и Каракума.

Проведенные многочисленные опросы показали, что наибольшая опасность для человека возникает из-за миграции населения и разрушения экосистемы, загрязнения окружающей среды и уменьшения биоразнообразия и других экологических проблем. [3, с.46].

Будущее человечества зависит от того, как будут решаться упомянутые проблемы. В связи с этим во всем мире предпринимаются определенные действия.

В сентябре 2000 года на международном саммите руководители государств, входящих в ООН, определили цели и задачи развития на предстоящее тысячелетие. Среди восьми глобальных проблем была определена как актуальная проблема «Обеспечение экологической устойчивости». [2, с.3].

Президент Республики Узбекистан неоднократно подчеркивал, что экология представляет собой одну из самых распространенных острых проблем в современном мире и что благополучие всех народов, многие аспекты современной и будущей цивилизации связаны с решением экологических проблем. [1, с.115].

Одним из направлений обеспечения экологической устойчивости является интеграция экологических знаний на научной основе в систему непрерывного образования. Разумеется, речь не идет о полном решении экологических проблем через образование, но основная задача – воспитать у учащихся сознательное отношение к окружающей среде, сформировать у них экологическую культуру. Экологическое образование должно осуществляться непрерывно, начиная с дошкольных учреждений, затем – в системе общего среднего и среднего профессионального образования, в вузовском и послевузовском образовании, институтах переподготовки и повышения квалификации учителей. В этой системе центральное место занимает школьное обучение, так как оно является основой образовательной системы, обязательным звеном для получения образования всеми детьми.

Экологическое образование в школе предусматривает вооружение учащихся теоретическими экологическими знаниями, формирование у них умений и навыков практической экологической деятельности, непрерывность обучения по данному направлению. На завершающем этапе обучения определяется уровень сформированности целостной, устойчивой экологической культуры.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к окружающей среде и обществу, в обеспечении их преемственности, взаимосвязи и целостности, в использовании теоретических и практических знаний по предупреждению и преодолению экологической опасности.

В нашем исследовании прокомментировано понятие «устойчивая экологическая культура». В Узбекском толковом словаре слово «баркарор» - «устойчивый» характеризуется, как – неподдающийся никакому влиянию, существующий в одной форме, неизменяемый. [4, с.173].

Устойчивое экологическое образование можно определить как образовательный процесс, направленный на обучение теоретическим экологическим знаниям с учетом целенаправленности, последовательности и непрерывности обучения на основе одного предмета и межпредметной интеграции.

Устойчивая же экологическая культура формируется в ходе устойчивого экологического образования.

Устойчивая экологическая культура формировалась на протяжении исторического развития общества и сложилась в систему экологических ценностей. В ней сконцентрированы неизменные нравственные нормы по отношению к отрицательным воздействиям на природу и практические действия по их устранению.

Известно, что культура выполняет ряд функций: познавательную, информативную, коммуникативную, регулятивную, оценочную [5, с.25-29].

Опираясь на оценочную (аксиологическую) функцию, можно утверждать, что система устойчивых экологических ценностей служит основой для обеспечения устойчивой экологической культуры, так как благодаря сформированным экологическим ценностям усваиваются положительные факты и явления в экологии, обогащается экологическая культура. Оценочная функция культуры позволяет объективно оценить экологические катастрофы, происшедшие в прошлом или происходящие в настоящее время, и не допускать их. В результате этого обеспечивается продолжительность, специфичность, преемственность и устойчивость экологической культуры.

При формировании устойчивой экологической культуры у школьников учитываются следующие факторы: возрастные особенности учащихся, уровень знаний, их интересы, умственные возможности. Требования к используемым материалам заключаются в следующем: их научная и практическая значимость, соответствие учебным программам и связь с местными, краеведческими реалиями, исторический аспект, универсальный характер, общечеловеческое значение, изучение материалов не требуют дополнительного времени.

Для реализации указанных принципов и требований в процессе формирования устойчивой экологической культуры у школьников необходимо создание следующих условий:

- формирование экологической культуры в соответствии с основными направлениями государственной политики (с учетом правовых основ);

- связь содержания экологической культуры с современным состоянием общества;

- создание экологической воспитательной системы (семья, образовательные учреждения, государственные органы), организация сотрудничества между ними;

- опора на исторические, национальные и общечеловеческие ценности при формировании экологической культуры;

- ориентация на международное сотрудничество в области защиты окружающей среды и формирования экологической культуры;

- акцентирование на экологическое обучение и воспитание в системе непрерывного образования;

- реализация принципов историзма, научности, непрерывности и преемственности в процессе вооружения учащихся экологическими знаниями и ценностями;

- внедрение в сознание каждого гражданина, в том числе учащихся, их долга по охране и защите окружающей среды;

- обеспечение перерастания теоретических экологических знаний в практические действия.

Содержание материалов, на основе которых формируется экологическая культура школьников, состоит из следующих компонентов: понятия о природе, окружающей среде; целостность и взаимосвязь всего существующего в природе; значение окружающей среды для жизни человека; отношения между природой и обществом; нарушение равновесия между природными компонентами; обмен веществ и энергии в природе; развитие науки и техники и его влияние на окружающую среду; использование природных ресурсов и их защита; экологические проблемы причины их возникновения и современные решения, их устранения; историческая, национальная, региональная оценка экологических проблем, их прогнозирование; защита природы как общечеловеческая проблема и др. Для формирования устойчивой экологической культуры у школьников целесообразно использовать модель и её компоненты (рис.1): экологические знания, экологические прогнозы, экологическая деятельность, экологическая оценка. Если ученик освоит эти четыре компонента, можно считать, что у него сформирована устойчивая экологическая культура.

Рис.1. Модель формирования устойчивой экологической культуры.

Экологические знания обогащают учащихся информацией о явлениях в природе и обществе, об их взаимосвязи, доказывают, что отрицательное воздействие на какой-либо один компонент природы влечет за собой нежелательные изменения других компонентов. Система сформированных устойчивых экологических знаний привлечет ученика к экологической деятельности. Но прежде чем перейти к реализации экологических знаний в практические действия, необходимо пройти этап экологического прогнозирования.

Экологическое прогнозирование заключается в предвидении результатов экологической деятельности ученика, процесса его формирования и развития. Экологическое прогнозирование определяет возможные результаты влияния деятельности человека на природу и разрабатывает специальный план.

В процессе прогнозирования определяется экологическая безопасность деятельности или наоборот. На этой основе предпринимаются определенные действия.

Экологическая деятельность – это применение в практике экологических знаний, умений и навыков, а также результатов экологического прогнозирования. Она заключается в комплексе действий по защите чистоты и красоты окружающей среды, экономном использовании природных ресурсов, их приумножении, предотвращении вредного воздействия на экосистему и других практических мероприятий по устранению экологических проблем.

Экологическая оценка – последний компонент модели формирования устойчивой экологической культуры. В нашем исследовании мы выделили два вида экспертной оценки:

1. Оценивание себя и своей деятельности с позиций экологических критериев. То есть оцениваются результаты деятельности в сфере влияния (положительного или отрицательного) на экосистему, делаются необходимые выводы.

2. Отслеживается и оценивается воздействие производственных объектов, человеческой деятельности на состояние природных комплексов и его компонентов, ресурсов, окружающей среды с экологической точки зрения.

Усвоение компонентов модели на уроках и внеклассных занятиях, осознание её в полном объеме и проявление в практических действиях – это и есть показатель сформированности устойчивой экологической культуры у учащихся.

Формирование устойчивой экологической культуры, дальнейшее обеспечение её развития осуществляется не только в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Оно продолжается в общественной жизни ученика за пределами школы. В этом плане большое значение имеют семья, махалля, общественность средства массовой информации. Если экологическое образование будет осуществляться в таком содружестве, комплексно, то учащиеся успешно овладеют устойчивой экологической культурой, повысится уровень экологических знаний, возрастет экологическая активность.

Семья – самая маленькая ячейка общества. В семье ребенок получает первоначальные экологические понятия (в смысле нравственности – «не плюй в колодец» (в воду), не обижай животных) и усваивают их как ценности. В этом процессе определенное место занимают и религиозные ценности. В учении Ислама проповедуется как священный долг каждого человека – оберегать чистоту природы, разумно использовать её дары, защищать природу, даются сведения о том, как должен проявлять себя каждый верующий в отношении к окружающей среде.

Важная роль в формировании устойчивой экологической культуры принадлежит средствам массовой информации, выставкам произведений изобразительного искусства, художественной литературе.

Использование материалов средств массовой информации о состоянии окружающей среды, об экологических проблемах, происходящих в мире, о международном сотрудничестве в этой сфере является дополнительным источником для формирования устойчивой экологической культуры школьников.

В художественной литературе проблемы человечества освещаются в образной эмоциональной форме. В них проблемы экологии, влияния человека на природу излагаются не с помощью научной терминологии, а литературным, доступным для всех языком, поэтому произведения литературы воздействуют на интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

То же самое можно сказать и о других видах искусства. Толкование вопросов экологии художественно-изобразительными средствами – будь то художественное слово, краски, живое изображение – не оставляют человека равнодушным. У учащихся – читателей – слушателей – зрителей обязательно проявятся определенные чувства по отношению к окружающей среде, и эти чувства в своё время перерастут в потребность активной экологической деятельности.

На основе рассмотренных выше условий, модели, источников формирования устойчивой экологической культуры определены критерии оценки уровня её сформированности у школьников. Критерии эти таковы: проявление интереса и потребности (мотивация) в изучении экологических знаний, прочное овладение экологическими знаниями, усвоение умений и навыков применения теоретико-экологических знаний в практической деятельности, умение анализировать сущность происходящих в природе и обществе изменений, установление связи между отношениями в обществе и природно-географическими, климатическими изменениями, их оценка и прогнозирование, социальная активность в пропаганде экологических знаний, соблюдение нравственных норм по отношению к природе, активное участие в массовых мероприятиях по защите окружающей среды по месту проживания.


Литература:

1. Каримов И.А. Ўзбекистон XXI аср бўсағасида: хавфсизликка таҳдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари. – Тошкент: “Ўзбекистон”, 1997. – 326 б.

2. Ўзбекистонда Минг йиллик ривожланиш мақсадлари. – Тошкент: “Polispektr” 2004. – 20 б.

3. Азизов А.А., Акиншина Н.Г., Нишонов Б.Э. Барқарор тараққиёт таълими. Тошкент: 2009. – 142 б.

4. Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 1-жилд. Тошкент: “Ўзбекистон Миллий Энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2006. – 680 б.

5. Абдуллаев М., Умаров Э. ва бошқалар. Маданиятшунослик асослари. – Тошкент: “Турон-Иқбол”, 2006. – 144 б.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle